Александра Сладкова
Консультация «Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность рассматриваемой проблемы объясняется тем, что современное общество нуждается в гражданах, которых отличают целеустремленность, наблюдательность, эрудированность, умение находить выход из трудной ситуации, мобильность. В связи с этим образование направлено на формирование у детей самостоятельности, инициативности, активности в познании окружающего мира, субъектной позиции в деятельности. Данное направление рассматривается на законодательном уровне. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивает необходимость развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в специфических для них видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, изобразительной, познавательно-исследовательской и т. д. В психологии самостоятельность – это обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение [1]. Как утверждают психологи, самостоятельность – это активная работа мысли, чувств и воли. Она формируется на основе двусторонней связи: развитии мыслительных и эмоционально-волевых процессов, как необходимой предпосылки самостоятельных суждений и действий, а также формировании способности принимать сознательно мотивированные действия
Публикация «Консультация „Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Как же дети проявляют свою самостоятельность?
Предпосылкой к самостоятельной предметной деятельности служит процесс совместной деятельности, который начинается к концу первого года. В этот период малыш копирует действия взрослого, овладевает предметной деятельностью. Но постепенно должен меняться характер обучения, и ребенку необходимо предоставлять больше самостоятельности в выборе способа действия, занятия, игрушек и т. д. И чтобы избежать конфликта родители должны создавать условия для проявления ребёнком самостоятельности, потому что если родители будут требовать от ребёнка подчинения, то в дальнейшем ребёнок будет проявлять слабоволие, безынициативность и, конечно, несамостоятельность, либо вообще откажется от занятий.
Самостоятельность малышей проявляется в режимных процессах, где совершаются навыки самообслуживания : в одевании, принятии пищи, личной гигиене, в игре, когда ребенок самостоятельно, без подсказки взрослого, воспроизводит несколько эпизодов из жизни, например, накрывает на стол, кормит птичек, рыбок, собирает игрушки. Самостоятельность проявляется и во взаимоотношениях между детьми, когда ребенок по своей инициативе выражает внимание к сверстникам, например, идет на контакт, оказывает помощь, жалеет.
Проявление самостоятельности в 2-3 года это, прежде всего, способность себя занять, чем-то заниматься самому какое-то время без помощи взрослых, умение осознанно действовать в новых условиях, т. е. поставить цель, учесть условия, осуществить элементарное планирование, получить результат, а также умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности.
Примерно в три с половиной года ребёнок уже может сам осуществить контроль и оценку своих действий, так называемую функцию самоконтроля, в связи с чем малыш, в какой-то степени, становится независим от взрослого.
К 4-5 годам ребёнок проявляет самостоятельность в попытке организовать свой опыт посредством ролевой игры, построения новой действительности, отвечающей запросам и влечениям, а также регуляции собственного поведения. Свобода и самостоятельность детей в игре сочетается с добровольным подчинением правилам игры, которые не навязываются взрослыми, а вытекают из содержания самой игры (ее задачи, что является специфичностью дошкольной игры.
Таким образом, во всех видах деятельности и в разных жизненных ситуациях проявляется и формируется детская самостоятельность – важное и сложное качество личности.
Важно предоставить ребёнку самому делать то, что он умеет, а не делать всё за него. Если же взрослые не удовлетворяют желание ребёнка действовать самостоятельно, то часто возникают капризы, упрямство или привычка к бездеятельности, постоянному ожиданию помощи окружающих, что в дальнейшем может закрепиться как черта личности. Поэтому очень важно именно в ранний и дошкольный период развития не подавить, а, наоборот, помочь, т. е. дать ребёнку возможность проявить свою самостоятельность. Сначала взрослые показывают ребёнку конкретные действия, затем словесно подсказывают последовательность действий и постепенно ограничиваются лишь краткими напоминаниями.
Если помочь ребёнку в формировании его самостоятельности, то вскоре в его действиях обнаружится инициатива – как первый компонент самостоятельности (самостоятельно выбирать, предлагать) и целеустремлённость - как второй компонент (увлечённость каким-то делом и желание получить не любой результат, а нужный). И тогда ребенок становится настойчивым и организованным, и неудачи будут увеличивать усилия ребёнка, а не приводить к потере интереса, что, по моему мнению, очень важно для будущего развития мотивации, которая является источником активной позиции личности. При этом очень важно помочь ребёнку, когда он попросит, и тогда малыш откажется от помощи, как только почувствует, что может справиться сам.
помощи, как только почувствует, что может справиться сам.
Необходимо создать условия для формирования самостоятельности ребёнка :
- знакомить детей с определенными обязанностями (поручение, соответствующее возрасту)
- приобщать к последовательности определенных действий (распорядок дня)
- обогащать знаниями и умениями, необходимыми в самообслуживании (личная гигиена, использование игрушек)
- использовать обратную положительную связь (обращать внимание на положительный результат)
- дать ребёнку возможность найти решение самостоятельно (личные маленькие открытия, но в условиях безопасности)
- поощрять стремление к самостоятельности, активности (предоставление возможности делать что-то самому при проявлении желания)
- предоставлять возможность самостоятельного выбора (в одежде, в игрушках; из нескольких альтернативных вариантов, предложенных взрослым)
- обеспечить положительное отношение ребёнка к самому себе, придавая ему уверенность в своих силах (похвала, поощрение желания добиться результата)
- вести себя корректно, уважая мнение и выбор ребёнка (поощрение инициативы ребёнка)
- передавать ответственность за поступки и действия самому ребёнку (при этом не уместна гиперопека и авторитарный стиль общения)
- благоприятная атмосфера в семье (доверие, доброжелательность, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь). При этом у ребёнка развивается позитивное отношение и к себе, и к окружающему миру, следовательно, ребёнок усваивает нормы поведения в естественных для себя условиях, и даже в конфликтной ситуации будет настроен конструктивно и легче с ней справится.
Всё это будет формировать у ребенка мотив к действию, к самовыражению, его желание быть самостоятельным и инициативным.
Итак, трудно определить, в каком возрасте ребёнок становится самостоятельным, так как данное свойство перетекает из одной сферы активности в другую и фиксируется как особое качество личности, которое возвышает ребёнка в собственных глазах и вызывает уважение окружающих. К детям это приходит в возрасте 2-3-х лет, который является точкой отсчёта в формировании самостоятельности.
Ведь внутренняя позиция личности складывается у ребёнка очень рано, к ней относится определенное отношение к миру людей, вещей и к самому себе. Но данная позиция может изменяться на последующих этапах формирования личности, и в этом случае велика роль взрослого как посредника между ребёнком и окружающим миром, так как активная позиция личности, в развитии которой родители принимают активное участие, оказывает существенное влияние на её психическое развитие. И, конечно же, сформированная в раннем детстве самостоятельность занимает очень важное место на последующих этапах развития. Поэтому родители, желающие, чтобы их ребёнок был самостоятельным, независимым, активным, уверенным в себе, т. е. имел активную жизненную позицию, должны задуматься о формировании самостоятельности ребёнка уже в раннем детстве. При этом стараться не губить природных качеств ребёнка и желания самостоятельно познавать мир, выбирать ту стратегию воспитания, которая не будет губительна для самостоятельности ребёнка и, конечно, строить уважительные отношения с ребёнком. Только в этом случае родители подготовят успешное вхождение ребёнка в социум. Ведь самостоятельность не означает полную свободу действий и поступков, она всегда заключена в рамки принятых в обществе норм. Поэтому это не любое самостоятельное действие, а только осмысленное и социально приемлемое.
И ещё хочется отметить о необходимости принятия ребёнка таким, какой он есть, без всяких условий, со всеми его индивидуальными особенностями, т. е. ребёнок должен всегда чувствовать безусловную любовь в семье. В таких условиях дети растут эмоционально защищёнными и уверенными в себе, инициативными и самостоятельными, ответственными за себя и свои поступки, а значит и успешными в любой деятельности!
Список литературы:
1. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. СПб: Питер, 2008.
2. Волков Б. С., Волкова Н. В. Практические вопросы детской психологии. СПб: Питер, 2009.
3. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? Москва: АСТ, 2010.
4. Дольто Ф. На стороне ребенка. – Екатеринбург, 2003.
5. Сорокоумова Е. А. Возрастная психология. – СПб: Питер, 2009