Светлана Шигаева
Формирование образного мышления и развитие творческой активности в процессе музыкально-ритмической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые педагоги, хочу поделиться своим опытом работы, который был представлен мною коллегам-музыкальным руководителям в помощь по
формированию образного мышления и развитию творческой активности у детей младшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности.
Ниже прилагаю презентацию с фото-отчетом о прошедшей встрече.
Творческая активность ребенка — это залог успешности в обучении и развитии личности малыша.
Публикация «Формирование образного мышления и развитие творческой активности в процессе музыкально-ритмической деятельности» размещена в разделах
ФГОС ставит множество задач в отношении воспитания детей дошкольного возраста, уделяет внимание поддержке и развитию индивидуальных черт ребёнка и реализации его творческого потенциала.
Музыкальные занятия, включая все виды музыкальной деятельности, во многом способствуют проявлению творческих способностей и формированию образного мышления дошкольника. В сфере музыкально - ритмической деятельности приобщение к музыке происходит посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребенку лучше почувствовать музыку, проникнуться ее настроением, осознать характер произведения, понять его форму, выразительные средства.
Дети вначале слушают музыку, у них возникают определенные эмоциональные переживания, под влиянием которых движения приобретают необходимый характер. Контрастные построения, темповые и динамические изменения, ладовая окрашенность, повторность, несложные ритмы, акценты, чередование фраз – все это может отражаться в движении.
В свою очередь, движения помогают ребенку полнее воспринимать музыкальный образ произведения. Музыка способствует выразительности движения. В этом взаимодействии музыка занимает ведущее положение, движения же становятся своеобразным средством выражения художественных образов.
Все виды музыкально – ритмической деятельности способствуют правильному выполнению основных движений, повышают их четкость, выразительность. Под влиянием музыкально - ритмической деятельности развиваются положительные качества личности ребенка: дети ставятся в такие условия, когда они должны проявить активность, инициативу, находчивость, решительность. Совершенствуются музыкально- эстетические чувства детей. Ребенок встречается с богатым разнообразием музыки, радуется тому, что может движением передать свое отношение к музыкальному образу, т. е. можно говорить о становлении творческого воображения.
Развивается также и познавательный интерес. Умело подобранные упражнения, пляски, игры углубляют представления о жизни, различных явлениях природы.
Каждое музыкально-ритмическое задание ребенку нужно понять, осмыслить, запомнить правила игры, быть внимательным, собранным, точно выполнять указания взрослого. Следовательно, эта деятельность развивает память, вырабатывает устойчивость произвольного внимания, совершенствует творческую активность.
На занятиях с детьми широко используются игровые приемы, которые направляют внимание детей на восприятие характера музыки, улучшают выразительность исполнения движений, активизируют каждого ребенка. Это внесение игрушек, различных атрибутов и действие с ними («Мишка ходит в гости», «Пляска с куклой», «Игра с колокольчиками» и т. д.)
В играх, плясках и упражнениях с детьми педагог нередко обращается к игровому образу («полетели, как птички», «прыгаем, как зайчики», «скачем, как лошадки» и пр.). Создание игровой ситуации вызывает у детей интерес к выполнению того или иного задания, позволяет педагогу несколько раз повторить одно и то же задание с целью лучшего, качественного усвоения какого-либо двигательного навыка. Дети снова выполняют те же движения, не замечая однообразия и многократности повтора. Так как игровая ситуация увлекает их.
Пользуясь небольшим количеством музыкально-ритмического материала при достаточной его вариантности, можно вносить новые детали, атрибуты, усложнять правила и тем уже решать новые задачи. Игра или пляска в этом случае долгое время остаются для детей интересными и увлекательными. Самое обычное задание можно сделать праздничным, сюрпризным.
Детей 3-4 лет уже можно и нужно подводить к умению инсценировать несложные песни, импровизировать пляски.
Игры, хороводы, пляски наиболее близки детям, именно в них заключается вероятность первых творческих проявлений. Поиски приемов для их активации - актуальнейшая задача педагога.
Наиболее популярные игры и упражнения для детей 2-4 лет:
-на чередование ходьбы разного характера и бега - «Ходим-бегаем» Е. Тиличеевой, «Ноги и ножки» Е. Макшанцевой, «Устали наши ножки» Т. Ломовой;
-на различение темповых и динамических изменений – «Тихие и громкие звоночки», «Ловкие ручки» Е. Тиличеевой, «Игра с платочком», «Игра с веночком» Т. Суворовой,
-навыки выразительного движения – «Воробушки» И. Пономаревой, «Воробушки и собачка», игра «Разбудим мишку», «Зайцы и лиса» А. Филиппенко
-на различение 2- и 3-хчастной формы – «Гопачок» М. Раухвергера, «Поезд», «Самолёт» - Т. Суворовой
-пальчиковые игры под музыку - «По клавишам стучим», «Похлопаем в ладошки».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Бекина С. И. Музыка и движение. М:. Просвещение, 1981.
Михайлова М. А. Игры и упражнения для музыкального развития ребенка. Ярославль:. Академия развития,2008.
Улашенко Н. Б. Музыка. Младшая группа. Разработки занятий. Волгоград:. ИТД «Корифей». 2008.
Суворова Т. И. Танцуй, малыш! Выпуск 1,2 CD-диски