Мерясева Ирина Владимировна
Формирование логического мышления у дошкольников с моторной алалией
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование логического мышления у дошкольников с моторной алалией
Алалия – грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка. При алалии отмечается позднее появление речевых реакций, бедность словарного запаса, аграмматизмы, нарушение слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов.
Публикация «Формирование логического мышления у дошкольников с моторной алалией» размещена в разделах
В настоящее время используется классификация алалии по В. А. Ковшикову, согласно которой выделяют:
• экспрессивную (моторную) алалию;
• импрессивную (сенсорную) алалию;
• смешанную (сенсомоторную или мотосенсорную алалию с преобладанием нарушения развития импрессивной или экспрессивной речи).
По статистике сегодня 20% детей дошкольного возраста с нарушениями речи - это дети алалики. Моторная алалия встречается в 10 раз чаще, чем сенсорная.
Моторная алалия – это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформирован-ностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций. (Волкова Л. С.).
У детей с моторной алалией нарушаются двигательно-артикуляционные образы слов при значительной сохранности звуковых образов. Поэтому у этих детей наблюдаются мучительные попытки произнести слово, но это им не удается.
Глубокая задержка речевого развития накладывает отпечаток на всю личность ребенка-алалика. Нарушение нормального общения с окружающими приводит к развитию у него многих отрицательных черт характера: заторможенности или чрезмерной возбудимости, упрямства, угрюмости, обидчивости, вспыльчивости; наблюдается вялость, общее снижение активности.
У детей с моторной алалией отмечаются нарушения познавательной деятельности вторичного характера. Одним из нарушений познавательной деятельности является несформированность логического мышления. Поэтому возникает необходимость развивать не только речь, но и различные логические операции : классификации, анализа, синтеза, обобщения, сравнения, родовидовые отношения, отношения часть-целое, противопоставления и др.
I. По развитию процессов классификации рекомендованы следующие виды упражнений:
1. Классификация предметов по картинкам.
Детям предлагается разложить картинки на 2 группы (критерий классификации не называется).
Например: яблоко, груша, репа, свекла, лук, огурец, апельсин и т. д.
2. «Назови “лишнее” слово»
Например:
Огурец, помидор, апельсин, репа, лук.
Петух, курица, гусь, воробей, утка и т. д.
Ребенок должен найти лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.
II. Формирование процессов сравнения.
1. Упражнение «На что похоже?»
Белая вата похожа на (что…
Белый пух похож на (что…
Радуга похожа на (что).
Детям даются картинки с ответами (снег, цветные карандаши и т. д.)
2. Упражнение «Закончи предложение».
Снег блестит на солнце, как …
На деревьях ярко-желтые листья сверкают, как…
Если дети затрудняются добавить слово, то предлагается подсказка в виде 2-х нескольких картинок (серебро, золото).
3. Упражнение «Чем отличаются слова?»
Детям предлагаются картинки:
Шить – вязать,
Лежать – сидеть;
Лежать- стоять;
Мыть – стирать и т. д.
4. Игра «Сравни наоборот».
Заяц бегает быстро, а черепаха двигается … (медленно).
Жираф высокий, а собака … (низкая).
Слон тяжелый, а мышь (легкая).
III. Формирование процессов обобщения, синтеза, родовидовых обобщений, отношения части-целого.
1. Упражнение «Угадай обобщающее слово» (по функциональным признакам).
Растут в огороде, на грядке, используются в пище (овощи).
Растут в саду, на дереве, из них варят компоты и варенье (фрукты).
2. Упражнение «Назови части» (по картинке, по представлению).
Кабина, колеса, руль, фары, дверца (машина).
Две руки, две ноги, голова, тело (человек).
3. Игра «Рыбы, птицы, звери» с мячом.
Ребенок, который поймает мяч, подбирает обобщающее понятие.
(Медведь – это животное, лимон – это фрукт и т. д.).
IV. Выделение из целого образа предмета его отдельных признаков.
1. Отгадывание загадок по картинке с использованием эпитета (Из нескольких картинок ребенок выбирает нужную).
Глазищи, усищи, хвостище, когтищи, а моется всех чище (кошка).
Хвост крючком, нос пятачком (свинья).
Я большой, в коричневой шубе, люблю мед и малину (медведь).
V. Задание по установлению аналогии.
1. «Разложи картинки по сходству».
Детям раздаются картинки: хлеб, батон, бублик, рогалик (к картинке «колосья»); молоко, сыр, масло, йогурт (к картинке «корова»).
2. Игра «Пара к паре».
Ваза – цветок, гриб – корзинка, машина – шофер, самолет – летчик и т. д.
VI. Развитие способности к противопоставлению.
1. Игра «Скажи наоборот»
Войти (выйти, подняться (спуститься, налить (вылить, одеться (раздеться, сесть (встать) и т. д.
VII. Развитие причинно-следственных и других смысловых связей.
1. Упражнение «Закончи предложение».
Заяц меняет шубку зимой на белую, чтобы… (его не поймала лиса, спрятаться в снегу).
Мы пошли в магазин, чтобы… (купить продукты, купить хлеб, купить молоко).
Я нарисовал открытку, чтобы … (подарить ее маме, подарить ее сестре).
Таким образом, детский возраст характеризуется еще не закончившимися процессами формирования мозговых структур, в том числе физиологических структур речевых механизмов. У ребенка еще небольшой речевой опыт, но нервная система более лабильна, чем у взрослых. Все это оказывает влияние на течение алалии. Однако формирование логического мышления у детей-алаликов идет более успешно благодаря правильно-подобранной коррекционно-педагогической работе и большим компенсаторным возможностям мозга. После дошкольного обучения речь и когнитивные процессы алаликов способны развиваться до нормы, и эти дети в дальнейшем могут обучаться в массовой школе.
Список использованной литературы
1. Волкова, Л. С. Логопедия : учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой. – М. : Владос, 2009. – 704 с.
2. Долганюк, Е. В. Моторная алалия. Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста : учеб. -метод. пособие / Е. В. Долганюк. – СПб. : «Детство-Пресс», 2015. – 144 с.
3. Лалаева, Р. И., Шаховская, С. Н. Логопатопсихология : учеб. пособие для студентов. М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 462 с.
4. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. – 3-е изд. – М. : Академический проект, 2000. – 512 с.
5. Пятница, Т. В., Башинская, Т. В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Ч. 2. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 64 с.