Ольга Наулайнен
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Игры, направленные на формирование активности и самостоятельности у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ „Игры, направленные на формирование активности и самостоятельности у дошкольников“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Проблема развития детской инициативности и индивидуальности является одной из самых важных в современной педагогике, и ставит перед системой образования основную цель – воспитание у подрастающего поколения активности, самостоятельности принятия решения, стремления к созиданию.
1. Игра- ассоциация «Что такое инициатива?»
Участники по кругу дают определение понятия «инициатива- это…»
Определение: Инициатива (Советский энциклопедический словарь) – почин, первый шаг в каком – либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких – либо действиях.
Инициатива, инициативность — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
2. Что же представляет собой инициативная личность?
Предлагаю обсудить это всем вместе игровым методом «Светофор»
У каждого участника находится две карточки – красная и зеленая. Условимся, что красная означает несогласие, зеленая - согласие. Я озвучиваю разные качества ребенка. Нам нужно выбрать из них те, которые подходят к инициативной личности.
• Развитая эмоционально-волевая среда
• Боязнь порицания, наказания
• Замкнутость
• Произвольность поведения
• Пассивный
• Самостоятельность
• Общительность
• Стремление к самореализации
• Отсутствие творческого воображения
• Творческий подход к деятельности
• Несамостоятельность
• Познавательная активность
• Ожидание указаний воспитателя
3. Упражнение «Где проявляется инициатива»
Где может проявить свою инициативность дошкольник? Предлагаю выбрать те ответы, которые на ваш взгляд характеризуют проявление инициативы.
Варианты ответов:
-исследовательская деятельность,
-коллекционирование,
-игра с правилами,
-уборка игрушек,
-застегивание пуговиц,
-выполняет прямые указания взрослого,
-задание по образцу,
-сюжетно - ролевая игра,
-коммуникативная игра,
-игра – импровизация,
-моделирование,
-просмотр телепередачи.
Необходимым условием развития инициативного поведения ребенка, в контексте ФГОС ДО, является - создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; поддержка детской инициативы в разных видах деятельности, ведущим из которых является игра.
Все вы знакомы с играми, которые используются в педагогической практике.
Классификация игр
Условно выделяют три класса игр:
1) игры по инициативе ребенка (творческие: сюжетно-ролевые, режиссерские, и театрализованные (игры-драматизации, строительно-конструктивные, игры- фантазирования);
2) игры по инициативе взрослого с готовыми правилами (дидактические, подвижные спортивные, развивающие, словесные, игры- эксперименты)
3) народные игры (созданные народом).
Основным видом игровой деятельности дошкольников являются сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.
Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию у дошкольников таких качеств как инициативность, самостоятельность, способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности. Именно на это ориентирует педагогов федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Педагогам предлагается проиграть три варианта игр.
Д/И «Чудесные превращения»
Раз, два, три.
Вокруг себя повернись
и в животное превратись.
Игра «Да-нетки»
На столе стоит сундучок, в котором лежит предмет. Выбирается водящий, который заглядывает в сундучок. Остальные игроки задают вопросы о цвете, форме, качестве, свойствах этого предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит в сундучке. На все вопросы нужно отвечать только «да» или «нет».
Игра – драматизация
В сундучке различные виды театра (кукольный, пальчиковый). Что можно с этими куклами сделать? Обыграть любую сказку.
С помощью игр разной направленности, вы смогли проявить свою инициативу.
Подводится итог встречи. Рефлексия.