Базыль Любовь
Опыт работы «Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности посредством применения методов ТРИЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Введение…
историческая справка….
2. Актуальность педагогического опыта….
3. Инновационная направленность педагогического опыта….
практическая значимость….
новизна педагогического опыта….
цели, задачи….
принципы….
4. Заключение….
5. Библиографический список….
Введение.
Публикация «Опыт работы „Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности посредством применения методов ТРИЗ“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
На современном этапе работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста мы видим проблему, что особенности возраста не позволяют нашим воспитанникам самостоятельно решать логические и творческие задачи. Конечно, для овладения ими определенного объема знаний, необходимых для успешного обучения в школе можно использовать классическую систему образования, где главенствующая роль отводится формированию знаний, умений и навыков, но я полагаю, что наиболее эффективный процесс обучения будет проходить лишь тогда, когда активно подключить воображение и мышление ребенка.
В существующих методиках по формированию математических представлений очень мало места отводится выполнению детьми заданий логического и творческого характера, они практикуются лишь эпизодически.
Применение технологий ТРИЗ, дают детям возможность создать что-либо новое, необычное, через развитие высших психических функций, таких, как воображение, мышление и позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка.
ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем. Закономерности выявил Г. С. Альтшуллер, именно они легли в основу системы законов развития технических систем и новой науки о творчестве - теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Историческая справка. Г. С. Альтшуллер родился 15 октября 1926 года в Ташкенте. Затем жил в Баку. Окончил Азербайджанский индустриальный институт. Первая публикация (совместно с Р. Шапиро, посвященная теории изобретательства - Альтшуллер Г. С., Шапиро Р. Б. "О психологии изобретательского творчества"//Вопросы психологии, 1956, №6. Изобретатель. Автор Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ, разработчик деловой игры "Жизненная Стратегия Творческой Личности" (ЖСТЛ, системы приемов по развитию творческого воображения (РТВ). Писатель. Научно-фантастические произведения (под псевдонимом Генрих Альтов) начал публиковать в 1957 году. Дебютная публикация - рассказ "Зиночка" в соавторстве с Вячеславом Фелицыным. Один из ведущих отечественных писателей-фантастов первой половины 1960-х годов. Автор "Регистра фантастических идей" (своеобразного патентного фонда идей мировой фантастики). Умер 24 сентября 1998 года в Петрозаводске.
Актуальность педагогического опыта.
Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд человечества в будущее. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т. п. Информационные технологии дают нам всё новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться,обучаться. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него творческих задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни.
Принципиальная задача педагогов и родителей — развитие личности и ее познавательной и творческой активности. С. Л. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее. Всякая попытка обойтись без собственной деятельности ребенка подрывает основы здорового умственного и нравственного его воспитания.
Я считаю проблему познавательной и творческой активности дошкольников одной из самых актуальных на данный момент, поскольку этот вид деятельности является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.
Кроме того, изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, которая ориентирована не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь.
Также ФГОС ДО предполагает:
• развитие познавательных интересов детей;
• любознательности и познавательной мотивации;
• формирование познавательных действий,
• становление сознания;
• развитие воображения и творческой активности.
Поэтому, изучив современные механизмы воспитания творческой личности, и проанализировав все имеющиеся возможности повышения уровня развития познавательной и творческой активности детей, я пришла к выводу, что существует необходимость заменить традиционную технологию воспитания и обучения на инновационную, которая предполагает получение знаний не в готовом виде от педагога, а самостоятельный поиск ответов на вопросы.
Созданная Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Именно в ее основе лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности.
Использование нетрадиционных методов и приемов технологии ТРИЗ способствует дальнейшему применению её в различных видах детской деятельности, в быту, в будущей жизни.
Инновационная направленность педагогического опыта
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Поэтому важной особенностью считаю применение методов и приемов ТРИЗ в познавательном развитии детей.
Цель ТРИЗ :
Научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Задачи
1. Развивать у детей интеллектуальные способности, пространственное воображение, логическое и интуитивное мышления.
2. Творческие, познавательные воображения, любознательность, фантазии дошкольников
Практическая значимость моего педагогического опыта :
1. Комбинация методов и приёмов известных технологий ТРИЗ, обеспечивающая развивающий эффект и творческий характер деятельности дошкольников.
2. Разработанные приёмы и методы могут быть адаптированы в образовательных учреждениях, в семье для повышения эффективности развития творческого мышления, воображения, речи у детей, также для повышения взаимодействия педагогов с семьёй.
Кроме того, ТРИЗ имеет ряд других ценностей:
1. Обучение детей методикам ТРИЗ подразумевает воспитание нравственности, т. к. каждая идея проверяется на нравственность и на возможность воплощения в реальных условиях.
2. Систематическое изучение тризовских методик и использование их на практике способствует разностороннему развитию личности дошкольника. Ребята, умеющие применять методы и приемы ТРИЗ, обладающие нестандартным мышлением, более успешны в освоении знаний в разных видах деятельности.
3. ТРИЗ-педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика сотрудничества.
4. Методики ТРИЗ – идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения. Позволяют сделать и традиционное обучение развивающим.
5. ТРИЗ-педагогика помогает воспитать у детей стремление к самосовершенствованию.
Мое педагогическое творчество заключается в усовершенствовании, т. е. в модернизации и адаптации к конкретным условиям уже известной технологии.
Я разработала :
1. Систему работы по математике с элементами ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста.
2. Систему педагогических условий успешного формирования творческого потенциала и познавательных интересов детей.
3. Картотека игр и тренингов на формирование системного мышления для детей старшего дошкольного возраста, дидактические игры с элементами ТРИЗ по развитию творческого воображения у детей.
Все эти пособия я применяю в работе. Используя эти пособия, дети учатся анализировать, представлять, находить выход из сложившейся ситуации.
Элементы ТРИЗ я применяю во всех образовательных областях, но чаще в таких, как познание, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, в игровой деятельности (фронтально, по подгруппам, индивидуально, а также в режимных моментах (в утренние часы, при умывании, одевании на прогулку, на прогулке) Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс развития творческого потенциала дошкольников.
Принципы педагогического воздействия на воображение, творческое мышление и развитие речи.
Предлагая детям творческие задания, учитываю дидактические принципы:
- Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии предоставляю ребёнку право выбора.
- Принцип открытости. Предоставляю ребёнку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условиях творческого задания закладываются разные варианты решения.
- Принцип деятельности. В любое творческое задание включаю практическую деятельность.
- Принцип обратной связи. Регулярно контролирую процесс освоения детьми мыслительных операций, т. к. в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
- Принцип идеальности. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого вида деятельности. Это позволяет мне максимально использовать возможности знания и интересы детей.
Условия для оптимального развития творческих способностей ребенка:
1. Создание безопасной психологической базы ребенка в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями.
2. Поддержание способности ребенка к творчеству и проявление сочувствия к ранним неудачам. Недопустимость неодобрительной оценки творческих попыток ребенка.
3. Терпимость к странным идеям, уважение любопытства, вопросам и идеям ребенка. Ответы на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».
4. Предоставление ребенку периодически, по желанию остаться одному, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество.
5. Помочь ребенку строить свою систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи на ряду с другими идеями и их носителями.
6. Помощь ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим, поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, менее способен достичь высокого самовыражения.
7. Помочь ребенку справиться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска : пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом, и меньше переживает о своем признании окружающими.
8. Спокойное, аргументированное объяснение, что на многие вопросы его не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны – терпения. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идей, которые его создают.
9. Оценка ребенка, как творческую личность. Показать его самоценность, но не приучать выходить за рамки приличия, чувствовать ценность окружающих, уважать чужое мнение.
10. Поддержка ребенка в самопознании, умении не упускать мимолетную идею. Проявление симпатии к его первым неуклюжим попыткам выразить такую идею словами сделать ее понятной для окружающих.
11. Поддержка необходимой для творчества атмосферы, помогая ребенку избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников.
Я убедились в эффективности использования ТРИЗ в работе по математике. Уже после эпизодического применения новых приемов, детей не надо было искусственно возбуждать, увлекать их в необычный мир. Незаметно для них, я одновременно развивала воображение, мышление, творчество и в результате исследований и поисковых ситуаций формировала математические способности и понятия.
Используемые методические приемы ТРИЗ, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно - игровых и поисковых ситуаций способствуют формированию у детей элементарных математических представлений.
Большинство занятий, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности, носят интегрированный характер. Основной упор в обучении я отвожу самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности решения.
Во всех видах деятельности дети получают знания и навыки благодаря эффективности технологии ТРИЗ.
Наиболее продуктивными при этом являются такие приемы и методы :
1. Мозговой штурм.
Метод позволяющий избежать инерционной направленности поиска, активизирующей ассоциативные способности человека.
Этот метод позволяет формировать у детей умение давать большое количество идей по заданной теме, выбрать оригинальное решение задачи.
2. Морфологический анализ.
Формирует у детей умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы.
Формировать подвижность мышления, усваивать ребенком принцип вариативности.
3. Метод “Синектики”.
Цель: видеть общее и различие, что для чего принадлежит.
Значение методов синектики :
Развивают память, мышление, воображение.
Прямая аналогия
Цель: Учить сравнивать предмет с различными объектами (на что похож)
Критерии прямой аналогии: по форме, по цвету, по структуре, по ситуации, по свойствам, по характеру.
Символическая аналогия
Цель: Нахождение краткого символического описания задач или объектов.
Задача или объект обозначается символами
Фантастическая аналогия
Игра «Творческая ошибка» Вспомните слова, которые вы раньше неправильно произносили. «Лисапед» - велосипед, на котором ездит только к лиса
Игра «Творческая ошибка» Замените одну букву в слове другой «МЫЛО» – «ДЫЛО»-Это такое мыло, которое моет до–дыр, -до локтя…
Сравнение живых и неживых объектов
Цель: видеть общее и различие, что для чего принадлежит. Например :
Заяц нарисованный и живой; Заяц и стол; Заяц и коробка; Заяц и машина; Заяц и дерево…
4. Метод «Каталога» (нанизывание на ниток)
Цель: Развивать навыки анализа и синтеза. Развивать творческое воображение, фантазию.
Сущность метода : Усовершенствование предметов, через присвоение качеств других предметов. Группирование предметов.
5. Системный оператор.
Цель: Побуждает ребенка к самостоятельному рассуждению по отношению к объекту, имеющему прошлое, настоящее и будущее.
6. Методика использования загадок
Цель: Овладение приемами анализа, синтеза, моделирования ситуации, развитие форм речевой.
Сущность метода : Систематизация предметов и явлений; построение моделей; развитие ассоциативного мышления
Методика проведения : Загадка- творчество, доступное детям с 4-5 летнего возраста.
7.«Да- Нет- ка» – вид загадки, которую нужно отгадывать при помощи вопросов, где ответ будет только «Да» или «Нет».
Цель: формирование логического мышления
Методика проведения : Задачи решаются постепенным сужением круга поиска.
8. Метод маленьких человечков.
Цель: Развивает познавательную активность. Развивает процесс углубления познания вещей, явлений и процессов. Знакомит с элементами диалектики: анализ, синтез, совокупность. Знакомит с формами и методами моделирования предметов, процессов, поведения.
9. Метод противоречий
Цель: Сущность метода противоречий. Восприятие одного и того же предмета (действия, явления) в качестве противоположных оценок (хорошо- плохо; опасно – неопасно.)
Методика проведения : Выбирается любой объект (действие, явление) и выявляются положительные, и, в то же время, отрицательные моменты.
Значимость метода : Понимание детьми противоречивости способствует воспитанию качеств творческой личности, чувства справедливости, умения в критической ситуации найти верное решение возникшей проблемы, способности логически оценить свои действия.
Методы и приемы ТРИЗ, используемые во всех видах детской деятельности, увлекают ребенка в сказочный мир, незаметно для него развивая воображение, мышление и математические способности.
Конспекты НОД с элементами ТРИЗ, которые предлагаются Вам далее (Приложение №1, могут пригодиться в вашей дальнейшей работе, на занятиях, в свободное время, в самостоятельной деятельности.
Используемые игры и наглядный материал представлен в приложении №2.
Все занятия проводятся в комплексе с музыкальным сопровождением, развитием речи, ознакомлением с окружающим, художественном творчесве.
Принцип проведения занятий - от простого к сложному. Но при проведении этих занятий необходимо выполнять следующие правила:
1. Изучить методы и приемы ТРИЗ
2. Тщательно продумать, как организовать обучение детей
3. Для обучения ребенка создать комфортную обстановку
4. Обдумать вопросы и предполагаемые ответы детей
5. Использовать привлекательный наглядный материал, в котором ярко подчеркнуть именно тот признак, на который должно быть направленно внимание детей
6. Использовать нетрадиционный материал
7. Наглядные, словесные и практические методы и приемы обучения использовать в комплексе.
Кроме того, методы ТРИЗ учат детей :
1. Слышать вопрос воспитателя и ответ другого ребенка;
2. Формулировать свой ответ;
3. Оперировать математической терминологией;
4. Осуществлять самоконтроль и взаимоконтороль;
5. Справедливо оценивать результаты своей работы и работы товарищей.
Поскольку мне удалось реализовать свои замыслы не в полной мере - эта работа будет продолжена с учетом дальнейших творческих находок.
Очень хорошо вписывается ТРИЗ в проектную деятельность, так как проект начинается с проблемной ситуации или поставленного вопроса. Дети находят выход из проблемной ситуации, составляют план ее решения, придумывают продукт проекта, а потом их реализуют в практической деятельности. Наши проекты: «Путешествие в прошлое», «День космонавтики», «День доброты», «Комнатные растения». Работа над проектом позволяет объединять родителей, детей и педагогов для решения поставленных целей. Хочется отметить важность вовлечения семьи в данную работу. Родители активно участвуют в проведении всех проектных мероприятий, помогают в оформлении продуктов проекта.
Для успешного использования ТРИЗ-технологии я создала соответствующую развивающую предметно - пространственную среду: приобрела дидактические развивающие игры и пособия, картинки, разные виды театров, конструкторов, различный изобразительный и бросовый материал. Все пособия дети имеют возможность использовать в самостоятельной деятельности.
Ресурсное обеспечение.
Для использования ТРИЗ не нужно специального оборудования. Самое главное – это желание играть и немного фантазии, и тогда все, что окружает – палочки, посуда, камешки, пустые коробки – превращаются в какие угодно элементы. Самое главное – вызвать у детей интерес, пробудить мотив к творческой деятельности.
Этот опыт подразумевает наличие хорошего настроения детей, спокойной доброжелательной обстановки в группе и творческого педагога.
Финансовое обеспечение.
Педагогический опыт экономичен, все пособия изготавливаются своими руками.
Материально – техническое оснащение.
Для обеспечения образовательного процесса, реализации задач данной технологии в детском саду создана необходимая материально – техническая база. В дошкольном учреждении функционируют: музыкальный зал, кабинет учителя-логопеда, методический кабинет. Имеется оборудование: компьютеры, принтер, сканер, магнитофоны, видеопроектор, цифровой фотоаппарат.
Формы распространения опыта : организация и проведение творческих отчетов, педагогических мастерских в детском саду, Мною разработки конспектов занятий, открытых мероприятий, совместных праздников, проекты с участием детей и родителей, рекомендации (памятки) для родителей и педагогов. Делюсь опытом с педагогами и родителями на сайте МКДОУ№1 «Солнышко», где есть своя собственная страничка.
2013 г. – обобщение опыта работы на педсовете «Развитие связной и образной речи детей»;
2014 г. – показ открытого занятия в подготовительной группе «Снеговик в гостях у ребят»»;
2015 г. – мастер-класс для педагогов «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»
Заключение
"Главное, что должно дать образование и о чём часто забывают, - это не багаж знаний, а умение владеть этим багажом" - утверждает ученый - дидакт А. Л. Несмеянов.
Традиционная модель образования строится на трансляции готового знания. При этом ребёнок упражняет память, учится осуществлять по образцу определённые мыслительные операции, чтобы самостоятельно применять их в типовых ситуациях. Но столкновение с новой, незнакомой проблемой вызывает у него растерянность. Универсальные модели, разработанные в ТРИЗ, позволяют сделать системный анализ проблемы, выявить противоречие и разрешить его. С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории не только приобретаются навыки решения творческих задач, но и начинают формироваться черты творческой личности.
Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упускать этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем : в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала. В ней нет методов, в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого воспитатели и родители сами изобретают
свою педагогику, озарённые светом детских идей. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно, всем вместе и творить себя : и воспитателю, и родителям, и детям.
Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, бесспорно, является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ.
В итоге были сделаны следующие выводы:
ТРИЗ позволяет развивать воображение, мышление и фантазию детей,
ТРИЗ позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию,
ТРИЗ стимулирует развитие мышления дошкольников, проявление творчества как детьми, так и педагогами.
ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.