света короткова
Формирование культуры мышления — одно из условий развития современного ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Умственное развитие ребенка происходит как в ходе общения со взрослыми, игр со сверстниками, так и в процессе систематического общения. В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который существенно влияет на умственное развитие ребенка. Дошкольное детство является оптимальным периодом в умственном развитии человека. Установлено, что возможность умственного развития детей очень высоки : дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и внутренние, существенные связи и отношения.
Публикация «Формирование культуры мышления — одно из условий развития современного ребенка» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения. Например, старшие дошкольники могут понять зависимости между внешним строением животных и условными их существованиями. Достаточно легко формируются также и представления об основных условиях роста и развития растений. Однако такое познание осуществляется детьми, как правило, не в понятийной, а в наглядно-образной форме, в процессе предметной деятельности с познаваемыми объектами.
Значение для умственного воспитания имеет разборка предметного содержания мыслительной деятельности детей. В ряде исследований показано, что в среднем и старшем возрасте оно приобретает значительную широту. Одна из линий усложнения этого содержания может быть представлена как последовательное овладение детьми следующими основными отношениями действительности: 1) «часть-целое», 2) «предмет-предмет», 3) «предмет-система предметов».
Известно, что овладение каждым типом отношений существенное влияние на становление и развитие основных форм детского мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, логического). Так формирование у детей 2-3 лет обобщенных представлений, отражающих отношения «часть-целое», становится основой развития особых умений воспроизводить мысленно скрытые части предмета на основе видимых его частей и оперировать образами этих скрытых частей. То есть, овладение данным отношением оказывает положительное влияние на становление и развитие наглядно-образного мышления дошкольников.
Приблизительно с 4 лет возможно формирование у детей умений рассматривать предметы в их взаимосвязи и взаимодействии с целыми совокупностями других предметов, выступающими в качестве систем, внутри которых искомый предмет существует и функционирует. То есть, объектом познавательной деятельности ребенка становится фундаментальное отношение «предмет-система предметов».
Чрезвычайно важную роль в умственном развитии дошкольников играет ознакомление с изменением и развитием предметов и явлений. В процессе изменений, вызываемых естественными причинами или практическими действиями самого ребенка, предмет представляет в виде последовательных состояний, все более различающихся между собой. Предметная преобразующая деятельность самого ребенка в значительной мере определяет содержание и последовательность получаемой им информации об объектах, что существенно влияет на переработку этой информации, осуществляемую в процессе умственной деятельности. Иначе говоря, в ходе материального действия происходит активизация уже имеющихся у ребенка знаний и умственных знаний, осуществляется их дальнейшее развитие и усвоение, т. е. их интериоризация.
При этом мыслительные действия детей, направленные на понимание всех последовательных преобразований объекта, могут достигать значительной сложности.
Внешние материальные действия обусловливают разнообразные и достаточно сложные мыслительные процессы (анализ и сопоставление различных состояний преобразуемого объекта, а также актуализацию знаний детей, на основе которых происходит осмысление получаемой информации.
Знания – это продукт определенных познавательных действий ребенка. При формировании новых знаний необходима и организация новых познавательных действий детей.
Дошкольный возраст – это возраст интенсивного развития творческих способностей детей, период неиссякаемых вопросов, фантазииф. Разнообразия игровых замыслов. И одна из важнейших задач обучения и воспитания состоит в формировании у дошкольников творческого отношения к окружающему миру.