Лариса Рахлина
Формирование самостоятельной поисковой деятельности творческого характера у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать…»
Г. А. Цукерман, доктор псих. наук
Способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира, очень важна для человека, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью образования на современном этапе.
Публикация «Формирование самостоятельной поисковой деятельности творческого характера у старших дошкольников» размещена в разделах
Одной из доминирующих задач при организации работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС является формирование активной, самостоятельной, творческой личности.
Творчество является важной составляющей развития личности ребёнка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет.
Исследования отечественных педагогов и психологов (А. В. Запорожец, А. Г. Ковалёв, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, С. А,Рубинштейн Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Н. А. Ветлугина и др.) доказывают, что в дошкольный период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности и творчества. Подтверждений тому множество- это создание интересных, порой оригинальных рисунков и конструкций.
Своевременное развитие самостоятельности дошкольников расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребёнка в ситуацию школьного обучения. Однако желание ребенка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер, поэтому при формировании творческих способностей дошкольников очень важно осуществлять целенаправленное руководство взрослыми, которые перед ребенком ставят определенную задачу, дают средства ее решения и контролируют процесс превращения знаний в инструмент творческого освоения мира, через самостоятельный творческий поиск.
По моему мнению, эффективным средством для развития творческих способностей детей является художественно-творческая деятельность, а именно художественное конструирование, в котором дети, создавая образ, не только отображают их структуру, но и выражают своё отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой, что приводит по выражению А. В. Запорожца к «формированию своеобразных эмоциональных образов».
В процессе работы с детьми было выявлено, что ребята испытывают затруднения в умении держать ножницы, вырезывать предметы несложной формы, работать с трафаретом и шаблоном. А также самостоятельно выбирать средства воплощения своего замысла. Это определило выбор темы работы: «Формирование самостоятельной поисковой деятельности творческого характера в процессе художественного конструирования».
Целью этой работы было: формировать у детей старшего дошкольного возраста умение конструировать самостоятельно и творчески.
Система работы с дошкольниками по художественному конструированию включала в себя:
• цикл специально организованных тематических мероприятий;
• самостоятельная деятельность детей с использованием комплекса дидактических игр по типу танграм;
• творческое взаимодействие с родителями.
Важными принципами в работе по художественному конструированию было:
1. Сочетание индивидуальных и коллективных форм конструирования, которые позволяли организовывать содержательное общение детей, способствующее осознаю способов деятельности и повышение её продуктивности;
2. Обеспечение взаимосвязи конструирования с другими видами детской деятельности - игрой (театрализованной, сюжетно-ролевой, рисованием и др.
Создание условий для формирования самостоятельной поисковой деятельности является актуальным и значимым в процессе дошкольного воспитания, а понятие креативности (творческого потенциала) сегодня рассматривается как интегральный показатель качества дошкольного образования.
Условия, способствующие формированию самостоятельной поисковой деятельности творческого характера :
1. Сформированный у ребенка базовый уровень знаний, умений и способов работы с материалами.
2. Руководство взрослого: помощь (а не подсказка, создание проблемной (поисковой) ситуации, творческие задания, обеспечение времени и места для самостоятельной деятельности Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребёнка к творчеству.
3. Создание предметно-пространственной среды, опережающей развитие ребёнка (уголок, центр творчества). Насыщение уголков разнообразным материалом (бумагой, тканью, природным материалом, пайетками, декором и т. п.) и дать детям возможности пользоваться ими по своему усмотрению.
4. Обеспечение взаимосвязи специально организованных занятий по художественному конструированию с самостоятельной деятельностью детей, с другими видами деятельности : игрой, сочинением сказок и др. и включение его в широкий спектр событий детской жизни.
Вся работа строилась по 3 этапам:
1. Конструирование по образцу
2. Конструирование по теме
3. Конструирование по замыслу
Роль взрослого: в зависимости от этапа
• предоставлять ребёнку возможность экспериментировать с разными художественными материалами;
• демонстрировать способы использования этих материалов;
• эмоционально поддерживать ребёнка в процессе игры с художественными материалами, формируя положительное отношение к данной деятельности.
Работу с детьми по художественному конструированию я начала с ознакомления со свойствами бумаги. На занятии раздавалась бумага, которая отличалась по толщине, цвету, фактуре, детям предлагалось её помять, порвать, определить издаваемые при этом звуки, происходящие изменения с бумагой и т. д. Дети легко овладели различными приёмами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Очень важно и то, что при складывании бумаги дети одновременно работали обеими руками. Ведь большинство из нас «однорукие» : мы почти всё делаем правой рукой. И это приводит к непропорциональному развитию левого полушария мозга, которое управляет правой рукой. А занятия с бумагой гармонизируют работу полушарий мозга. Это помогает развитию творческих задатков ребёнка. Конструирование из бумаги проводилось по образцу. В процессе конструирования у детей появилась необходимость соединения наглядных символов (показ приёмов складывания) со словесными (объяснение приёмов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, то есть самостоятельное выполнение действий.
Следующий этап - это конструирование по теме. Детям предлагалась общая тема конструкций («Птицы», «Город» ит. п. и они сами создавали замыслы конкретных построек, поделок, выбирали материал и способы их выполнения, создавалась игровая ситуация и сказочный сюжет, которые подсказывали детям оригинальные сочетания композиций. Дети строили яркие, красочные домики с красными, желтыми, розовыми стенами, с синим, малиновым полом, с яркими узорчатыми ковриками, занавесками. Как правило, дети старались сочетать цвет мебели с окраской стен, пола.
Это достаточно распространённая в практике форма конструирования очень близка по своему характеру к конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что дети ограничены определённой темой. На данном этапе дети закрепляли знания, умения, научились переключаться на новую тематику при «застревании» на одной и той же теме.
Третий этап - конструирование по замыслу, обладает большими возможностями для развёртывания творчества детей, для проявления их самостоятельности : они сами решают, что и как будут конструировать. Но создание замысла будущей конструкции и его осуществление - достаточно трудная задача для дошкольников : их замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности. С целью поддержания интереса к занятиям, широко использовали инсценировки с персонажами сделанными руками детей.
В процессе изготовления поделок использовались практические, словесные и наглядные методы, чтобы разбудить воображение детей, подтолкнуть их к собственному видению будущей поделки, проявить и реализовать творческую задумку. Выполненные детьми поделки имели аккуратный, красивый вид, экономно расходовался материал. Обрезки бумаги использовалась для украшения поделок, складывалась в специальные коробки.
В результате проводимой работы дети самостоятельно научились находить определённые способы действий, нестандартные решения, осуществляя существенные изменения, подбирать материал по фактуре, цвету, форме, величине в определённом сочетании, соответствующем замыслу ребёнка, планировать свою работу, добиваться результата, строить «образы» на одной основе, видеть целое раньше частей.
В процессе систематического решения задач проблемного характера, требующих трансформации старых способов или изобретение новых, у детей сформировалась поисковая деятельность.
Для достижения положительных результатов невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники образовательного процесса. Они с большим интересом относятся к совместному участию в выставках, изготовлению поделок, творческих работ. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали.
Из всего изложенного, можно сделать следующий вывод: художественное конструирование как никакой другой вид детской деятельности развивает творческие способности детей дошкольного возраста, а поисковая деятельность заставляет его думать и становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития его способностей.
Для воспитания самостоятельности в конструктивных играх, развития их творческих способностей использовала комплекс дидактических игр по типу танграм, направленных на создание плоскостных изображений предметов, животных, людей из специальных наборов геометрического конструктора.
Данные игры открывают для ребёнка новые возможности самостоятельной деятельности, так как нет чётко заданной схемы (последовательности действий, что стимулирует активный самостоятельный поиск способов воплощения замысла и позволяет комбинировать части в различных сочетаниях, развивают творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Спасибо за внимание!