Виктория Калугина
Формирование инициативности и самостоятельности у старших дошкольников в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Оттого, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Публикация «Формирование инициативности и самостоятельности у старших дошкольников в игровой деятельности» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Среди качеств будущего школьника, исследователи особо выделяют самостоятельность ребёнка, т. к. она способствует развитию его личности в целом. В последнее время утвердился «гуманистический» подход к развитию ребенка: за ним признали право быть личностью. А самостоятельность - верная спутница личностного развития.
Что же такое самостоятельность? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все по-разному его понимают.
Многие авторы считают:
- это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих;
- способность рассчитывать только на свои силы;
- свобода выражения своих чувств, творческих замыслов;
- умение распоряжаться собой и своим временем;
- умение ставить перед собой новые задачи и решать их самому.
Трудно возразить против этих определений. Они точно указывают на самостоятельность человека. Что же входит в понятие «самостоятельная деятельность».
«Самостоятельная деятельность» наиболее полно определяется А. И. Зимней. По её определению «самостоятельная деятельность представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания».
Таким образом,«самостоятельная деятельность, или самодеятельность»– это субъективная, собственно индивидуальная самоуправляемая деятельность, с личностно обусловленными компонентами: целью, ведущей потребностью, мотивацией и способами реализации.
На самостоятельность влияет интеллект ребенка, эмоциональное состояние, физиологические и индивидуальные особенности, большое место отводится инвентарю.
С понятием «самостоятельная деятельность» тесно связано понятие «самоактивация» – это субъектно соотнесённая внутренняя мотивация деятельности.
Особое значение для развития в дошкольном возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой и игровой деятельности детей.
Собственно процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив – план (действие) – результат.
Мотив побуждает ребенка к деятельности. Он может быть создан разными условиями:
– обогащение арсенала умений;
– побуждение детей через изменение условий;
– постановка новых задач.
Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность, субъектность, инициативность.
Процесс взаимодействия детей в игре является средством развития их самостоятельности.
Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.
Для выявления уровня проявления инициативы у детей в домашних условиях намибыло проведено анкетирование родителей.
Результаты обработки данных показали, что уровень инициативности в игре сформирован недостаточно. Из графика в презентации видно, что лишь 10% детей умеют играть самостоятельно, без помощи взрослого. Только у 30% детей есть фаза подготовки игры, что показывает нам неумение большинства детей ставить цель в игре, а это один из главных компонентов самостоятельной деятельности. Но с другой стороны большая часть детей (60 и 70%) вступает в контакт по своей инициативе в игре с детьми и взрослыми.
Все дети проявляют воображение в игре, что свидетельствует о сформированности начальных стадий сюжетно игровой деятельности.
Итак, по результатам данного опроса родителей были выявлены те трудности, которыебыли проработаны с помощью организации сюжетно-ролевых игр в группе детского сада. А именно: развитиеумения ставить цель игры, игровую задачу, развивать игровой сюжет, выполняя серию последовательных действий, брать на себя разнообразные роли, активизировать познавательную активность детей, добиваться результативности в игре. Все это было реализовано с помощью грамотного руководства сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста.
В результате реализации данного направления педагогического воздействия были получены следующие данные:
Из данных графика видна однозначная положительная динамика: умение играть самостоятельно, без помощи взрослого было выявлено у 50% детей (увеличение на 40%, появилась фаза подготовки к игре у 60% детей (увеличение на 30%, увеличение на 20% количества детей, вступающих в контакт со сверстниками по своей инициативе в игре.
Исходя из полученных данных можно сделать следующие выводы, что условиями развитиясамостоятельности и инициативности, а также социально-игрового опыта являются :
1. Игровой педагог, т. е. носитель игрового опыта.
2. Использования в работе игр разного вида, особый упор сделан на сюжетно-ролевые игры.
4. Интересы и желания детей являются отправной точкой для сюжетов игр.
5. Грамотное управление и руководство игровой деятельностью детей : проектирование сюжетно-ролевых игр; подготовка предметно - развивающей среды; мониторингразвития навыков игровой деятельности, а также социальных навыков: самостоятельности и инициативности.
Важной задачей является формирование умения самостоятельно распределять роли, используя различные жеребьевки.
При руководствесюжетно-ролевыми играми нами были использованы следующие приемы (как правило косвенные) :
1. Прямые:
внесение атрибутов, которые не требуют специального обучения,
взятие на себя роли подсказка в ходе игры,
внесение нового атрибута,
направление игры в нужное русло,
переключение внимания на другую игровую ситуацию.
2. Косвенные:
чтение отрывков из газет и журналов,
рассматривание картин и плакатов,
изготовление атрибутов на занятиях по труду,
беседы, знакомство с трудом взрослых.
Иногда при распределении ролей взрослый может назначить роли, руководствуясь определенной педагогической задачей (поощрение новенького, включить в игру робкого, или самвключается в игру.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Проведение сюжетно-ролевой игры «Поликлиника»
Задачи:
- Обогащать игровой и личный опыт детей, расширять представление об окружающей действительности.
- Использовать произведения искусств как источника информации и впечатлений.
- Формировать интерес к классической музыке.
- Активизировать в речи и уточнить название инструментов, медицинских профессий, учить понимать назначение профессиональных действий.
- Развивать социальные отношения детей за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых.
- Обогащать представления о работе врачей разных направлений (педиатр, лор, окулист, медицинская сестра и т. д.).
- Учить называть и передавать в игре профессиональные действия медицинских работников.
- Формировать грамматический строй речи, культуру общения, умение объяснять, отвечать на вопросы.
- Формировать диалогическую форму речи.
- Воспитывать уважение к труду профессии врача.
- Способствовать расширению круга ролевых действий.
- Учить выполнять действия, предусмотренные ролью, согласовывать их с интересами товарищей.
- Использовать в игре свои знания и опыт, взаимопомощь.
- Способствовать формированию коммуникативных навыков.
- Формирование доброжелательного и внимательного отношения друг к другу.
Подготовка к игре:
1. Изготовление атрибутов:
- изготовление справок из бумаги;
- изготовление таблеток и витаминов из пластилина;
- сбор пустых коробочек из-под лекарств и витаминов;
- изготовление медицинских карточек.
2. Обогащение впечатлениями:
- рассматривание иллюстраций к произведению А. Барто «Мы с Тамарой – санитары»;
- прослушивание музыкального произведения П. Чайковского «Болезнь куклы»;
- рассматривание сюжетной картинки «На приеме у врача»;
- чтение сказки К. Чуковского «Айболит»;
- экскурсия в медицинский кабинет детского сада;
- чтение отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть»;
- предложить родителям с детьми сходить на экскурсию в поликлинику;
- дидактическая игра «Волшебный сундучок»;
- провести беседу по итогам экскурсии.
3. Обучение игровым приемам :
- научить пользоваться атрибутами;
- учить раскладывать атрибуты;
- учить детей взявших на себя роль врача, давать рекомендации «больным».
- учить объединяться в игре и использовать диалоги.