МААМ-картинки

Формирование инициативности и самостоятельности у старших дошкольников в игровой деятельности

Виктория Калугина
Формирование инициативности и самостоятельности у старших дошкольников в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Оттого, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Публикация «Формирование инициативности и самостоятельности у старших дошкольников в игровой деятельности» размещена в разделах

Среди качеств будущего школьника, исследователи особо выделяют самостоятельность ребёнка, т. к. она способствует развитию его личности в целом. В последнее время утвердился «гуманистический» подход к развитию ребенка: за ним признали право быть личностью. А самостоятельность - верная спутница личностного развития.

Что же такое самостоятельность? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все по-разному его понимают.

Многие авторы считают:

- это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих;

- способность рассчитывать только на свои силы;

- свобода выражения своих чувств, творческих замыслов;

- умение распоряжаться собой и своим временем;

- умение ставить перед собой новые задачи и решать их самому.

Трудно возразить против этих определений. Они точно указывают на самостоятельность человека. Что же входит в понятие «самостоятельная деятельность».

«Самостоятельная деятельность» наиболее полно определяется А. И. Зимней. По её определению «самостоятельная деятельность представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания».

Таким образом,«самостоятельная деятельность, или самодеятельность»– это субъективная, собственно индивидуальная самоуправляемая деятельность, с личностно обусловленными компонентами: целью, ведущей потребностью, мотивацией и способами реализации.

На самостоятельность влияет интеллект ребенка, эмоциональное состояние, физиологические и индивидуальные особенности, большое место отводится инвентарю.

С понятием «самостоятельная деятельность» тесно связано понятие «самоактивация» – это субъектно соотнесённая внутренняя мотивация деятельности.

Особое значение для развития в дошкольном возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой и игровой деятельности детей.

Собственно процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив – план (действие) – результат.

Мотив побуждает ребенка к деятельности. Он может быть создан разными условиями:

– обогащение арсенала умений;

– побуждение детей через изменение условий;

– постановка новых задач.

Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность, субъектность, инициативность.

Процесс взаимодействия детей в игре является средством развития их самостоятельности.

Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

Для выявления уровня проявления инициативы у детей в домашних условиях намибыло проведено анкетирование родителей.

Результаты обработки данных показали, что уровень инициативности в игре сформирован недостаточно. Из графика в презентации видно, что лишь 10% детей умеют играть самостоятельно, без помощи взрослого. Только у 30% детей есть фаза подготовки игры, что показывает нам неумение большинства детей ставить цель в игре, а это один из главных компонентов самостоятельной деятельности. Но с другой стороны большая часть детей (60 и 70%) вступает в контакт по своей инициативе в игре с детьми и взрослыми.

Все дети проявляют воображение в игре, что свидетельствует о сформированности начальных стадий сюжетно игровой деятельности.

Итак, по результатам данного опроса родителей были выявлены те трудности, которыебыли проработаны с помощью организации сюжетно-ролевых игр в группе детского сада. А именно: развитиеумения ставить цель игры, игровую задачу, развивать игровой сюжет, выполняя серию последовательных действий, брать на себя разнообразные роли, активизировать познавательную активность детей, добиваться результативности в игре. Все это было реализовано с помощью грамотного руководства сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста.

В результате реализации данного направления педагогического воздействия были получены следующие данные:

Из данных графика видна однозначная положительная динамика: умение играть самостоятельно, без помощи взрослого было выявлено у 50% детей (увеличение на 40%, появилась фаза подготовки к игре у 60% детей (увеличение на 30%, увеличение на 20% количества детей, вступающих в контакт со сверстниками по своей инициативе в игре.

Исходя из полученных данных можно сделать следующие выводы, что условиями развитиясамостоятельности и инициативности, а также социально-игрового опыта являются :

1. Игровой педагог, т. е. носитель игрового опыта.

2. Использования в работе игр разного вида, особый упор сделан на сюжетно-ролевые игры.

4. Интересы и желания детей являются отправной точкой для сюжетов игр.

5. Грамотное управление и руководство игровой деятельностью детей : проектирование сюжетно-ролевых игр; подготовка предметно - развивающей среды; мониторингразвития навыков игровой деятельности, а также социальных навыков: самостоятельности и инициативности.

Важной задачей является формирование умения самостоятельно распределять роли, используя различные жеребьевки.

При руководствесюжетно-ролевыми играми нами были использованы следующие приемы (как правило косвенные) :

1. Прямые:

внесение атрибутов, которые не требуют специального обучения,

взятие на себя роли подсказка в ходе игры,

внесение нового атрибута,

направление игры в нужное русло,

переключение внимания на другую игровую ситуацию.

2. Косвенные:

чтение отрывков из газет и журналов,

рассматривание картин и плакатов,

изготовление атрибутов на занятиях по труду,

беседы, знакомство с трудом взрослых.

Иногда при распределении ролей взрослый может назначить роли, руководствуясь определенной педагогической задачей (поощрение новенького, включить в игру робкого, или самвключается в игру.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Проведение сюжетно-ролевой игры «Поликлиника»

Задачи:

- Обогащать игровой и личный опыт детей, расширять представление об окружающей действительности.

- Использовать произведения искусств как источника информации и впечатлений.

- Формировать интерес к классической музыке.

- Активизировать в речи и уточнить название инструментов, медицинских профессий, учить понимать назначение профессиональных действий.

- Развивать социальные отношения детей за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых.

- Обогащать представления о работе врачей разных направлений (педиатр, лор, окулист, медицинская сестра и т. д.).

- Учить называть и передавать в игре профессиональные действия медицинских работников.

- Формировать грамматический строй речи, культуру общения, умение объяснять, отвечать на вопросы.

- Формировать диалогическую форму речи.

- Воспитывать уважение к труду профессии врача.

- Способствовать расширению круга ролевых действий.

- Учить выполнять действия, предусмотренные ролью, согласовывать их с интересами товарищей.

- Использовать в игре свои знания и опыт, взаимопомощь.

- Способствовать формированию коммуникативных навыков.

- Формирование доброжелательного и внимательного отношения друг к другу.

Подготовка к игре:

1. Изготовление атрибутов:

- изготовление справок из бумаги;

- изготовление таблеток и витаминов из пластилина;

- сбор пустых коробочек из-под лекарств и витаминов;

- изготовление медицинских карточек.

2. Обогащение впечатлениями:

- рассматривание иллюстраций к произведению А. Барто «Мы с Тамарой – санитары»;

- прослушивание музыкального произведения П. Чайковского «Болезнь куклы»;

- рассматривание сюжетной картинки «На приеме у врача»;

- чтение сказки К. Чуковского «Айболит»;

- экскурсия в медицинский кабинет детского сада;

- чтение отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть»;

- предложить родителям с детьми сходить на экскурсию в поликлинику;

- дидактическая игра «Волшебный сундучок»;

- провести беседу по итогам экскурсии.

3. Обучение игровым приемам :

- научить пользоваться атрибутами;

- учить раскладывать атрибуты;

- учить детей взявших на себя роль врача, давать рекомендации «больным».

- учить объединяться в игре и использовать диалоги.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников средствами краеведческой и туристической деятельности В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все.

Консультация «Формирование речи дошкольников в игровой деятельности» Речь – наиважнейшая центральная психическая функция, благодаря которой человек выражает свои мысли и эмоции, самореализовывается и входит.

Консультация для воспитателей «Формирование у старших дошкольников самостоятельной познавательно-игровой деятельности» Известно, что самостоятельность формируется в дошкольном возрасте в процессе овладения разными видами деятельности. Чем же характеризуется.

Исследовательская деятельность как средство развития творческой самостоятельности старших дошкольников Современный этап развития теории и практики дошкольного образования ознаменован принятием Федерального государственного образовательного.

Консультация «Конфликтные ситуации в игровой деятельности старших дошкольников» Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического.

Нестандартные приемы формирования самостоятельности и инициативы у старших дошкольников Опыт работы предоставляет моя коллега Амелина Е. И. В древней Индии говорили: «До пяти лет ребёнок – ваш царь. С пяти до десяти – ваш слуга.

Доклад «Обучение дошкольников правилам дорожного движения посредством интеграции творческой и игровой деятельности» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 комбинированного вида "Кораблик". Московская область, городской.

Проект «Использование фольклора в математике как способ поддержки инициативы и самостоятельности старших дошкольников» ПРОЕКТ Тема. Использование фольклора в математике как способ поддержки инициативы и самостоятельности старших дошкольников в познавательной.

Развитие самостоятельности и инициативности у дошкольников посредством нетрадиционной изобразительной деятельности. В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщенный образ человека, отвечающего требованиям XXI века. Это физически здоровый,.

Формирование у старших дошкольников основ музыкальной культуры посредством проектной деятельности В новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» 2014 года № 273-ФЗ говорится о том, что дошкольное образование должно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование инициативности и самостоятельности у старших дошкольников в игровой деятельности
Опубликовано: 10 ноября 2015 в 13:44
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование инициативности и самостоятельности у старших дошкольников в игровой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Калугина (УИ 389006) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД