Любовь Алексеевна Аксеновская
Формирование просодической стороны речи у детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Автор: Аксеновская Любовь Алексеевна, учитель-логопед МАДОУ д/с № 55 «Сказка»
комбинированного вида ЩМР МО
.
Чем выразительнее речь, тем более она речь,
а не только язык, потому что, чем выразительнее речь,
тем больше в ней выступает говорящий: его лицо, он сам.
С. Л. Рубинштейн
Публикация «Формирование просодической стороны речи у детей с нарушениями речи» размещена в разделах
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для последующего речевого и языкового развития ребенка, письменных форм речи - чтения и письма. Именно дошкольный период является периодом интенсивного развития речи детей : от непроизвольной эмоциональной звукоподражательной активности у малышей к интонационной речевой выразительности детей старшего дошкольного возраста.
В настоящее время ученые, психологи, педагоги отмечают увеличение проблем в формировании речевой коммуникации у детей дошкольного возраста. Компьютер зачастую заменяет живое общение детей с родителями. Взрослые жалуются на загруженность на работе и отсутствие времени для совместных прогулок, игр с детьми, походов в культурные центры, обсуждение увиденного и услышанного. Все это отражается на особенностях развития речи дошкольников.
Кроме того, современные дошкольники часто имеют различные нарушения речи (дефекты звукопроизношения, бедность словарного запаса, аграмматизмы и другое, что также не позволяет речи детей стать эффективным средством коммуникации.
Огромное значение для полноценной речевой коммуникации имеет интонационная, эмоционально-образная выразительность речи, просодические свойства речи, которые включают в себя, в том числе, повышение и понижение тона голоса, ускорение и замедление темпа речи, расстановку логических ударений, силу, длительность звучания, четкость дикции, интонацию, тембровую окраску. По мнению Т. А. Датешидзе, «без всех этих качеств наша речь превратилась бы в речь робота».
Проблема формирования выразительности детской речи нашла отражение в трудах многих известных ученых, таких как Л. С. Выготский, Л. С. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А. В. Запорожец, А. М. Леушина, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, А. И. Полозова.
Как известно, в норме интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения малыша с близкими взрослыми. Согласно современным данным онтолингвистики, к старшему дошкольному возрасту у детей с нормальным речевым развитием интонационная система в целом формируется на достаточно высоком уровне, в частности, употребление интонационных конструкций русского языка приближается к эталонным моделям взрослым.
У дошкольников с различной речевой патологией отмечаются нарушения мелодико-интонационного оформления речи, выявляются сложности интонационного оформления высказывания. В специальной литературе имеются исследования, указывающие на разнообразие проявлений просодических расстройств при различных видах тяжелых нарушений речи, таких как дизартрия (Е. Ф. Архипова, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова и др., ринолалия (И. И. Ермакова, А. Г. Ипполитова, Г. В. Чиркина и др., заикание (Л. И. Белякова, В. И. Селиверстов и др., алалия (Н. Н. Трауготт).
Таким образом, развитие у дошкольников интонационной выразительности является необходимым компонентом процесса формирования речи, как в норме, так и при различной речевой патологии в процессе логопедического воздействия.
В логопедической работе с дошкольниками в условиях дошкольного учреждения формирование просодических компонентов речи должно занимать важное место в структуре логопедических занятий.
Собственный многолетний опыт работы позволяет отметить специфику работы логопеда над просодической стороной речи в условиях логопункта ДОУ. Как известно, на логопункт ДОУ дети поступают на незначительный период времени в течение учебного года; одновременно с учителем-логопедом занимаются дети с различными речевыми нарушениями, что создает определенные трудности в логопедической работе в данном направлении.
В связи с этим учителю-логопеду необходимо тесное взаимодействие со всеми специалистами ДОУ, в первую очередь с музыкальным руководителем и воспитателями. Они также могут включать подобранные учителем-логопедом игровые упражнения в различные режимные процессы, например, в утренний приём детей, прогулки, непосредственно образовательную деятельность (НОД, самостоятельную деятельность во второй половине дня и т. д.
Мой опыт совместной работы с педагогами ДОУ показал, что, ежедневно посвящая 10-15 минут решению какой-либо интонационной задачи, можно постепенно сформировать у дошкольников с речевыми нарушениями навык владения выразительными средствами речи. Помимо этого, специальные игры и упражнения для развития просодики помогают переключать детей на решение другой учебной задачи, удерживать их внимание, тренировать его произвольность, повышать интенсивность непосредственно образовательной деятельности без ущерба для здоровья детей, а также создавать у дошкольников положительное эмоциональное состояние.
Таким образом, формирование выразительности речи у старших дошкольников с нарушениями речи должно осуществляться во всех режимных моментах, начиная с момента прихода ребенка в детский сад.
По мнению большинства специалистов, работу по развитию интонационной выразительности речи целесообразно проводить последовательно и систематично: от навыков восприятия интонации к умениям ее использования в собственной речи (Г. А. Волкова, Е. Э. Артемова, Е. А. Архипова и др.); материал предлагаемых детям упражнений должен распределяться «пошагово»; следует учитывать динамику возрастания интонационных навыков детей.
Систематизировав практический опыт специалистов, я выделила следующие методы, приемы, упражнения, которые важны в логопедической работе по формированию интонационной стороны речи.
На всех этапах работы необходимо использовать следующие методы формирования выразительности речи :
1. Наглядные методы - рассматривание картин со знакомым детям содержанием, игрушек.
2. Словесные методы, которые связаны с художественным словом. Вначале необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности.
3. Практические методы. Работу со знакомым литературным текстом можно, например, проводить с помощью игры-драматизации или настольной инсценировки.
Приемы формирования выразительности речи :
• речевой образец (взрослому необходимо произносить слова подчеркнуто четко, громко, неторопливо);
• повторение речевого образца (индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение логопеда и ребенка или двух детей, а также хоровое);
• указания (разъяснять детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата);
• словесное упражнение (многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков).
• игровые приемы или просто эмоциональность в применении некоторых приемов: интригующая интонация голоса при вопросе; утрированно озабоченная интонация при постановке трудного задания; использование шутки при объяснении задания.
• элементы соревнования вызывают интерес и усиливают внимание детей к речевому материалу («Кто скажет больше слов?», «Кто лучше скажет?»,
Некоторые упражнения для того, чтобы ребенок умел передать стихи или фразы с разной интонацией:
• произнесение скороговорок, чистоговорок («су - су - су в лесу видели лису», которые дети произносят с разной силой голоса; меняя интонацию – радостно, спокойно, удивленно, вопросительно, напугано);
• упражнения в звукоподражании (шум ветра, лай собаки, пение птиц, жужжание шмеля и т. д.);
• упражнения для улучшения дикции (укрепление соответствующего комплекса артикуляционных мышц).
Благодаря систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость, формируется выразительность речи.
Для формирования интонационной выразительности речи можно использовать специально подобранные этюды и упражнения. Сначала от детей требуется медленное и четкое произношение слов, затем - четкое и выразительное.
Для освоения выразительной речи необходимо вводить упражнения, развивающие умение определять смысл логических ударений в тексте и специальные творческие задания на развитие образности речи (упражнения на подбор синонимов и антонимов, придумывание сравнений и эпитетов к заданным словам, упражнения на формирование у детей интонационной выразительности речи, развитие эмоций, движений, жестов, мимики).
Таким образом, при коррекции нарушений речи в условиях логопункта ДОУ учителю-логопеду необходимо обращать внимание на формирование интонационной выразительности, просодических компонентов речи, учитывать, что становление интонационной системы - сложный процесс, в котором должны участвовать различные педагоги ДОУ, а также родители.
Литература:
1. Артемова Е. Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. Монография. – М. : МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008г.
2. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : Учебное пособие для студ. вузов. - М. : Астрель, 2006. –320с.
3. Копачевская Л. А., Лаврова Е. В. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями. //Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление : учебно-методическое пособие /Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – Воронеж: МОДЭК, 2003. – 288 с.
4. Лазаренко О. И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей М., 2009.
5. Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Нарушения интонационного оформления высказывания дошкольниками со стертой дизартрией // Логопедия №1-3 2004.
6. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок? М., 1988.
7. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста М., 1984.