Анастасия Галото
Формирование звукопроизносительной стороны речи у дошкольников со стёртой степенью дизартрии средствами логоритмики
▼ Скачать + Заказать документы
Галото Анастасия Лаврентьевна,
студентка 5 курса, Педагогический Институт
Бурятский Государственный Университет, г. Улан-Удэ
Научный руководитель: Бакшиханова С. С., к. псих. н., доцент
Формирование звукопроизносительной стороны речи у дошкольников со стёртой степенью дизартрии средствами логопедической ритмики
Публикация «Формирование звукопроизносительной стороны речи у дошкольников со стёртой степенью дизартрии средствами логоритмики» размещена в разделах
- Дизартрия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Аннотация. Работа посвящена важной теме изучения роли логопедической ритмики в формировании звукопроизносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой степенью дизартрии.
Ключевые слова: стертая дизартрия, дошкольники, звукороизносительная сторона речи, речь, логопедическая ритмика.
Введение
Речь, как инструмент коммуникации и общения между людьми, является одной из самых главных функций психики. Она развивается по мере сформированности мозга человека. Речь, как и остальные психические функции человека, имеет множество патологий и отклонений от нормы.
Актуальность работы заключается в том, практически в каждой группе детского сада есть дети, имеющие существенные нарушения звукопроизносительной стороны речи. Проблема усугубляется тем, что многие родители не считают необходимым исправление данных недостатков, рассчитывая на то, что трудности речевого развития ребенка пройдут со временем. Тем не менее, нарушения звукопроизношения отрицательно влияют не только на процесс речевого развития, но и резко снижает коммуникативные навыки дошкольников, эффективность обучения чтению и письму. В связи с этим возрастает значимость внимательного и своевременного изучения особенностей развития звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста. Особенное внимание требуют дети, имеющие патологии речи, в частности, стертую дизартрию. Присущие стертой дизартрии нарушения формирования звукопроизносительной стороны речи являются ведущими в структуре речевого дефекта. Данные нарушения способствуют снижению качества важнейшей функции речи – коммуникативной, чтобы речь действительно стала средством общения людей.
Таким образом, следует сделать вывод о том, что дети со стертой дизартрией не отличаются резко от сверстников. Проявляется стертая дизартрия в стойких расстройствах звукопроизношения и просодики речи, возникающих вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.
Занятия с активным включением логоритмики по формированию звукопроизносительной стороны речи с дошкольниками, имеющими стертую дизартрию реализуются по следующим направлениям:
нормализация темпа и ритма речи;
развитие речевой моторики для правильного произношения звуков речи;
развитие слухового внимания дошкольников;
развитие фонематического слуха;
развитие физиологического дыхания, фонационного дыхания;
развитие интонационного оформления речи (Любалина, 2016).
Н. Ш. Макарова» [Макарова, 2011, c.55] рекомендует: «структура занятий строится от простого к сложному, с опорой на лексические темы. Используются все виды речевого материала: рекламации, песни, стихи; коммуникативные игры, упражнения на релаксацию и снятия напряжения; упражнения по развитию голоса, артикуляции, мышечного тонуса; активизирующие внимания, речевые упражнения без музыкального сопровождения, на развитие музыкального темпа, ритмические упражнения, пение, игра на музыкальных инструментах.
Буденная А. Ф. (Буденная, 2010) считает, что логоритмическое занятие должно включать в себя следующие элементы:
логопедическую гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;
пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук;
упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
мело – и ритмодекламация для координации слуха, речи, движения;
упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Использование элементов логоритмики как указывает Рязанова М И (Рязанова, 2005) на занятиях с дошкольниками, имеющими стертую дизартрию, отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению; освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях; помогают разнообразить виды деятельности; развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гиперактивных детей; развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции; развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов Все это создает необходимые предпосылки для лучшего функционирования речевых органов, оказывает положительное влияние на выработку правильных речевых навыков и формирование звукопроизношения.
Использование элементов логоритмики тесно связано с ознакомлением с музыкой, танцем, художественной литературой, так как в процессе проведения логоритмических упражнений большое значение имеет художественное слово, которое помогает организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас (Василенко, 2016). Таким образом, одновременно возможно корректировать звукопроизносительную сторону речи детей и совершенствовать их познавательное развитие.
Список использованных источников:
1. Буденная, Т. В. Логопедическая гимнастика / Т. В. Буденная. СПб. : Детство-пресс, 2010. 176 с.
2. Василенко Н. В. Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательных мотивов учебной деятельности дошкольного возраста / Н. В. Василенко // Современные образовательные технологии в мировом учебновоспитательном пространстве, 2016. № 3. С. 9197.
3. Любалина А. А. Речедвигательная гимнастика как средство коррекции нарушенного звукопроизношения // Молодой ученый. 2016. №6. С. 794-796
4. Макарова Н. Ш. Логопедическая ритмика как здоровье созидающая технология для детей дошкольного и школьного возраста / Н. Ш. Макаров // ООО ВВМ 2011. №4. 206-214 с.
5. Рязанова С. Г. Игры с мячом в логопедической коррекции / С. Г. Рязанова /Логопед. 2005. №5. С. 9699