Анна Сумбаева
Актуальность развития просодической стороны речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность развития просодической стороны речи у дошкольников
Развитие коммуникативных способностей детей является одной из актуальных задач современной специальной педагогики, в частности, логопедии. Для овладения культурой коммуникации необходимо широкое лингвистическое воспитание детей, начиная с дошкольного возраста. Высокая культура речи тесно связана с развитием личностных качеств ребенка, позволяющих ему успешно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, удовлетворять интеллектуальные и эмоциональные потребности, достигать практических результатов. Значительная роль в освоении коммуникативных навыков принадлежит развитию просодического строя речи.
Публикация «Актуальность развития просодической стороны речи у дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Среди просодических средств выделяют мелодику, фразовое ударение, темп, тембр и паузу. Эти компоненты, взаимодействуя между собой, выполняют в речи различные функции, важнейшими из которых являются коммуникативная, смыслоразличительная и эмоционально-экспрессивная. Таким образом, использование просодических средств в речи позволяет не только точно передать смысл высказывания, но и эмоционально-эстетически воздействовать на слушателя.
Благодаря просодике, речь становится выразительной, что значимо для обеспечения полноценного процесса коммуникации. Часто основной смысл слова несет не его звуковой состав, а интонационная окраска. В процессе общения детей как со сверстниками, так и со взрослыми просодические компоненты имеют первостепенное значение, так как ребенок, еще не обладающий достаточно богатым словарем, воспринимает и выражает свои мысли чаще посредством просодических средств языка. Ритмико-интонационные средства служат для маркирования законченности или незаконченности высказывания, определяют его модальность, производят синтагматическое членение членов высказывания, передают эмоциональное отношение говорящего к содержанию высказывания и отражают его эмоциональное состояние.
Осознание интонационной стороны речи, возможность полноценного ее восприятия и воспроизведения является необходимым условием успешного формирования умений и навыков в области синтаксиса и пунктуации, выразительного чтения текста, освоения риторических приемов устного высказывания. Кроме того, это значимо и в аспекте освоения говорящим основных правил речевого поведения, в частности, стратегии приспособления к собеседнику и к предмету разговора, а также умения интонационными средствами языка достигать целей речевого общения
Таким образом, просодические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации, несут определенную семантическую нагрузку.