Получи документы

Виды речевых нарушений. Формирование речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

света ануфриева
Виды речевых нарушений. Формирование речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Можно долгое время обходиться без пищи, без воды, но без дыхания жизнь прекращается через считанные минуты. Дыхание не только основа жизни, но и важнейшее условие правильной речи. В работе с детьми, имеющими нарушения речи необходимо уделять пристальное внимание формированию речевого дыхания, как базы для развития речи в целом.

Публикация «Виды речевых нарушений, Формирование речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи» размещена в разделах

Дыхание - основа жизни. Правильное дыхание - основа здоровья и долголетия. Представления о механизме дыхания и о правильном дыхании накапливались человечеством с древнейших времен.

Гиппократ (V - IV вв. до н. э.) возвёл в ранг признанных лечебных методов дыхательные упражнения. Авиценна (IX в. н. э.) - в самых главных принципах лечения следуя Гиппократу, высоко оценивал терапевтическое влияние дыхательных упражнений, считал, что с их помощью можно укрепить и оздоровить любой организм и даже организм человека в целом.

В конце XIX - начале XX столетия начинают развиваться профессии, специалистам которых нужна правильная постановка дыхания. Речь идет о спортсменах, драматических актерах, учителях.

В XIX веке, в медицине Петер Линг создает методику дыхательных упражнений, для лечения заболеваний внутренних органов, которая остается классикой лечебной физкультуры в наши дни.

В XX веке в России появляются различные методики работы над дыханием. В 70 - 80 гг. XX в. в кругах сторонников нетрадиционной медицины получает "Парадоксальная дыхательная гимнастика" А. Н. Стрельниковой. В лаборатории крупнейшего знатока физиологии дыхания в нашей стране профессора М. Е. Маршака этот способ дыхания подвергается специальному исследованию. Ученый делает вывод, что применять его следует осмотрительно, особенно людям, страдающим хроническими заболеваниями. Широкое распространение получает метод Бутейко К. П. Известны и другие методики.

Дыхание - один из компонентов речевой деятельности. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание зависит от правильного функционирования физиологического дыхания. Физиологическое дыхание существенно отличается от речевого. Обычное дыхание непроизвольно. Речевое дыхание осуществляется произвольно: оно сознательно управляется и контролируется человеком.

Дыхательный цикл состоит из трё х фаз: вдоха, выдоха и паузы. При физиологическом дыхании вдох и выдох совершаются только через нос. В процессе речи и пения

выдох происходит в основном через рот, при этом вдох осуществляется одновре-

менно через нос и через рот. При физиологическом дыхании, как считают В. Г. Ермолаев, Н. Ф. Лебедева, В. П. Морозов, соотношение продолжительности вдоха и выдоха колеблется в пределах от 1: 1 до 1:2; во время пения или разговора продолжительность фазы выдоха может быть длиннее фазы, вдоха в 12, 20 и даже 30 раз. О. В. Правдина указывает на такое же соотношение вдоха и выдоха - 1:20, 1:30, но считает, что вдох будет происходить главным образом через рот (путь вдыхаемого воздуха через рот короче и шире, чем через нос, поэтому происходит быстрее и незаметнее). Е. Д. Дмитриева считает, что во время длительных остановок воздух надо вдыхать через нос, а во время коротких остановок (для добора воздуха, вдох приходится делать через рот. О. Ю. Ермолаев, сторонник системы трёхфазного дыхания, утверждает, что вдох должен осуществляться исключительно через нос.

От речевого дыхания зависит плавность звучания речи. При этом оно часто зависит не от количества воздуха, взятого в момент вдоха, а от умения рационально расходовать его в процессе говорения. Чтобы сохранить его плавность, легкость и длительность, необходимо не только рационально расходовать воздух в процессе высказывания, но и своевременно добирать его.

Важный момент в овладении правильным речевым дыханием — это вопрос о том, каким типом дыхания пользуется человек во время речевого высказывания. Физиологи различают и выделяют три основных типа дыхания : грудной, брюшной и смешанный. Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является реберно-диафрагмальное дыхание, при котором легкие вентилируются равномерно во всех частях. В настоящее время большинство исследователей отдают предпочтение этому типу дыхания, так как расценивают его как наиболее выгодный для организма. При таком дыхании во время вдоха плечи не приподнимаются, брюшной пресс несколько выдвигается вперед, ребра раздвигаются, воздух заполняет все лёгкие. Во время выдоха воздух выходит из лёгких, рёбра сближаются, брюшной пресс опадает.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Речевое дыхание дошкольников резко отличается от речевого дыхания взрослых : оно характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом легких. Многие дети пользуются верхнегрудным дыханием, часто совершают вдох с резким поднятием плеч. Некоторые дети не умеют рационально расходовать воздух в процессе речевого высказывания, нередко добирают воздух почти перед каждым словом.

Несовершенства речевого дыхания у дошкольников :

1. Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.

2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, "заглатывает” конец слова или фразы.

3. Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – дем гулять). 4. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с "захлебыванием”.

5. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.

6. Слабый выдох или не правильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков.

Для каждого возраста имеются свои показатели произнесения определенного количества слов на выдохе.

Возраст ребенка

Количество слов, произносимых на выдохе в норме Длительность занятия по формированию речевого дыхания

2-3 года 2-3 слова 2-3 мин.

3-4 года 3-5 слов 3-4 мин.

4-6 лет 4-6 слов 4-6 мин.

6-7 лет 5-7 слов 5-7 мин.

В норме, у детей, не имеющих отклонений в развитии, дыхательная функция формируется спонтанно, а одновременно с развитием речи вырабатывается относительно правильное речевое дыхание. Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д.

Почему-то считается, что человека нужно учить читать, петь, рисовать, а вот учить дышать не нужно. Но это в корне неверно! Авторы различных дыхательных систем убеждены в том, что большинство людей дышат неправильно, и призывают обучать правильному дыханию.

Работая с детьми, имеющими речевые расстройства, можно констатировать, что ряд речевых нарушений в своей симптоматике имеют нарушения физиологического и речевого дыхания. Рассмотрим виды речевых нарушений, в симптоматике которых имеется синдром нарушения физиологического и речевого дыхания.

Дисфония. Проявляется в нарушениях дыхания и голоса, вследствие дискоординации механизмов дыхания и голосообразования.

Фонастения - функциональное нарушение голоса, на начальных стадиях не сопровождаемое видимыми изменениями в голосовом аппарате. Проявляется в нарушении координации дыхания и фонации, невозможности владения голосом - усиливать и ослаблять звучание, в появлении детонации и ряда субъективных ощущений.

Ринолалия. Возникает от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие органических дефектов. Физиологическое дыхание осуществляется через рот, а не через нос. Ротовой выдох в речевом акте затруднен из-за чрезмерно поднятого корня языка.

Тахилалия (патологически ускоренный темп речи). Проявляется в преимущественном нарушении дыхания.

Заикание. При заикании наблюдаются разнообразные изменения со стороны дыхания, касающиеся расходования речевого дыхания и дыхательных движений. Дыхание у заикающихся является одновременно и грудным и брюшным. Клонические и тонические нарушения в речи проявляются и в характерной прерывистости дыхания. Речевое дыхание нарушается различно : начало речи бывает с шумным выдохом и коротким вдохом или выдохом, не рассчитанным на фразу, иногда появляется озвученное дыхание, часто заикающиеся говорят на вдохе.

Дизартрия. Основными признаками дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде всего артикуляционной моторики и речевого дыхания. Речевое дыхание нарушается за счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры. Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, в момент речи оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи, активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот. Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к появлению тенденции говорить на вдохе.

Работа по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста носит комплексный характер. Учитывая факт, что ряд речевых нарушений имеет в своей симптоматике синдром нарушения физиологического и речевого дыхания, эта работа включает в себя нормализацию физиологического и речевого дыхания. «Нормализация» осуществляется педагогами специализированного учреждения путем поэтапного формирования у воспитанников правильного речевого дыхания :

- формирование неречевого дыхания;

- формирование речевого дыхания.

При формировании неречевого дыхания решаются следующие задачи:

1. Знакомство с органами дыхания.

2. Формирование диафрагмального типа дыхания.

3. Совершенствование функции дыхания (выработка глубокого вдоха и длительного выдоха).

При формировании речевого дыхания решаются задачи :

1. Развитие фонационного (озвученного) выдоха

2. Развитие речевого дыхания в процессе произнесения слогов, слов, фраз.

3. Тренировка речевого дыхания в процессе произнесения текста (стихи, рассказы, песни).

Вся работа по формированию физиологического и речевого дыхания, которая проводится в дошкольном образовательном учреждении, требует участия следующих специалистов: логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинских работников.

Для повышения эффективности следует вести эту работу систематически. Виды работы :

1. Дыхательные пятиминутки (перед завтраком, после дневного сна).

2. Специальные игры, как фрагмент логопедического занятия (5 минут).

3. Дыхательные игры, как фрагмент физкультурного занятия.

4. Дидактические игры, как фрагмент занятия, проводимого воспитателем.

5. Голосовые упражнения и исполнение песен на музыкальных занятиях.

7. Использование дыхательных игр и упражнений вне занятий (утренняя гимнастика, прогулки, развлечения).

При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать правила:

- не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;

- температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;

- одежда не должна стеснять движений;

- не заниматься сразу после приема пищи (через 30 – 40 минут);

- не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии;

- не переутомлять ребенка, дозировать количество и темп упражнений

Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя и стоя.

Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.

Игры и упражнения для формирования диафрагмального типа дыхания :

«Бегемотики», «Качели» и др.

Игры и упражнения для развитие функции носового дыхания :

«Ароматные коробочки», «Отгадай по запаху» и др.

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Во время проведения игр необходимо соблюдать технику выполнения упражнений и постоянно контролировать дыхание. Запомните параметры правильного ротового выдоха:

- выдоху предшествует сильный вдох через нос ("набираем полную грудь воздуха");

- выдох происходит длительно и плавно, а не толчками;

- во время выдоха губы складываются трубочкой, нельзя сжимать губы, надувать щеки, поднимать плечи;

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

- выдыхать следует, пока не закончится воздух;

- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Специальные игры и упражнения, такие как, «Бабочки», «Ветерок» и др., помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

Игры для развития речевого дыхания.

Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформирован сильный плавный выдох. Тренировка речевого дыхания - это обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе.

Этапы развития речевого дыхания :

- пропевание гласных звуков - А, О, У, И, Э;

- длительное произнесение некоторых согласных звуков - С, З, Ш, Ж, Ф, Х;

- произнесение слогов на одном выдохе;

- произнесение слов на одном выдохе;

- произнесение фраз различной длины на одном выдохе;

- чтение стихотворений;

- пение песенок;

- выразительный рассказ, пересказ текстов.

Необходимо постепенное развитие, движение от простого к сложному. Перечисленные ниже игры научат ребенка плавно произносить на выдохе звуки и слоги, что является начальным этапом развития речевого дыхания.

В играх для развития речевого дыхания взрослый постоянно следит за тем, чтобы при произнесении слогов, слов и фраз ребенок правильно использовал дыхание : говорил только на выдохе, не добирал воздух во время произнесения слова, при произнесении фраз делал осмысленные паузы.

Дальнейшая работа по развитию речевого дыхания - произнесение длинных фраз, чтение стихотворений, пение детских песен, обучение рассказу и пересказу, работа над плавностью, темпом и ритмом речи - проводится на следующих этапах логопедической работы с детьми.

Публикации по теме:

Игры для развития речевого дыхания у старших дошкольниковИгры для развития речевого дыхания у старших дошкольников Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система - это ни что иное как энергетическая база для речевой.

Формирование правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет.

Формирование речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями Формирование речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями, посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений.

Использование биологической обратной связи для коррекции речевых нарушений у дошкольников Российским ученым-физиологом, кандидатом биологических наук, Президентом Ассоциации Биологической Обратной Связи Сметанкиным Александром.

Использование стихов С. А. Есенина в коррекции речевых нарушений у дошкольников Поднялись туманы Над рекой и лугом. Стал Сергей Есенин Нашим близким другом. (П. Мерзляков) Согласно Федеральному государственному образовательному.

Компенсаторные возможности логопедической ритмики в коррекции речевых нарушений у дошкольников Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, "речевое развитие включает владение.

Консультация для родителей «Причины задержки речи и речевых нарушений» Причины задержки речи и речевых нарушений. Социальные факторы: - Неразвитая речевая среда - Отсутствие потребности в разговоре с ребенком.

Организация дополнительных услуг в ДОУ по профилактике и коррекции речевых нарушений у дошкольников Организация дополнительных услуг в ДОУ по профилактике и коррекции речевых нарушений у дошкольниковНовоселова Марина Николаевна, учитель.

Развитие речевого дыхания у дошкольников ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ. Воспитание правильного речевого дыхания начинается с выработки длительного ротового выдоха, с умения экономно.

Виды речевых нарушений. Причины возникновения речевых нарушений. Задачи коррекционного обучения детей 5–6 лет В человеческой деятельности нет областей, где бы не употреблялась речь. Речевая функция – одна из важнейших психических функций человека.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Виды речевых нарушений. Формирование речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи
Опубликовано: 7 февраля 2019 в 15:23
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Виды речевых нарушений. Формирование речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем света ануфриева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД