Валентина Савушкина
Особенности просодической стороны речи у дошкольников с просодическими проявлениями
▼ Скачать + Заказать документы
Дизартрические проявления – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушение произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста. При минимальных дизартрических расстройствах наблюдается недостаточная подвижность отдельных мышечных групп речевого аппарата, общая слабость всего периферического речевого аппарата вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы.
Публикация «Особенности просодической стороны речи у дошкольников с просодическими проявлениями» размещена в разделах
При изучении анамнеза детей с дизартрическими проявлениями, выявляются факторы неблагоприятного течения беременности и родов, асфиксия, низкий оценочный балл по шкале Апгар при рождении, наличие у подавляющего большинства детей в первый год жизни перинатальной энцефалопатии. Такие дети часто отказываются от грудного вскармливания, отмечается диспропорциональность развития: стоять начинают раньше, чем сидеть, ходьба опережает ползание, ползают назад или вбок, испытывают моторную неловкость при ходьбе, быстро утомляются при выполнении отдельных движений, не умеют прыгать, переступать по ступенькам лестницы, схватывать и удерживать мяч. Отмечается позднее появление пальцевого захвата мелких предметов, длительное сохранение тенденции захватывать мелкие предметы всей кистью. Дети с минимальными дизартрическими расстройствами имеют некоторые характерные особенности. В раннем детстве они нечетко говорят и плохо едят. Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений. Им трудно удерживать равновесие, часто они не умеют прыгать на левой или на правой ноге.
В речевой симптоматике, помимо нарушения звукопроизношения и фонематического слуха, наблюдаются просодические нарушения : речь монотонна, маловыразительна, тембр чаще низкий, голос тихий, темп речи замедленный или ускоренный. Интонационно-выразительная окраска речи детей с дизартрическими проявлениями резко снижена. Страдает голос: он либо тихий, либо чрезмерно громкий; не удаются модуляции по высоте, силе голоса. У части детей на фоне грудного регистра появляется фальцет, вдох с придыханием, с поднятием плеч; в основном отмечается верхнегрудное дыхание; ослаблен речевой выдох. У некоторых детей речевой выдох укорочен и они говорят на вдохе. При рассказывании стихотворная речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Наблюдаются нарушения формирования интонационной структуры предложения. Воспроизведение ритмов также вызывает трудности. Не удаются задания на изменение интонаций радости и грусти на материале одной и той же фразы. В ряде случаев недоступны задания при обследовании логического ударения. Дети с дизартрическими проявлениями не могут акцентировано произносить определенное слово в предложении. Не удается интонировать мелодии снизу вверх и сверху вниз. В ряде случаев не удается изменить силу голоса. Внятность речи заметно снижается при увеличении речевой нагрузки.
Низкая степень сформированности просодической стороны речи характеризуется грубыми нарушениями просодических компонентов. Недостатки тембра, силы и высоты голоса ярко выражены, заметны самому ребенку и окружающим. Процесс коммуникации нарушен. Детям недоступны задания, предполагающие произвольное изменение ритмических и звуковысотных характеристик. Нарушения интонационного оформления высказываний носят стабильный характер во всех видах речевой деятельности.
При недостаточной степени сформированности просодики изменения голоса носят незначительный характер. Изменения просодики касаются отдельных или всех ее компонентов. Наблюдаются трудности при выполнении специальных заданий на воспроизведение различных ритмических и интонационных структур. Однако спонтанная речь, особенно в эмоционально значимой ситуации, может быть достаточно выразительной.
Средняя степень сформированности выражается непостоянным или нестойким отклонением от нормы по одной или нескольким просодическим характеристикам. Спонтанная речь достаточно интонирована, но при выполнении специальных заданий возможны неточности или отдельные ошибки при передаче ритмического и мелодического рисунка.
Недостаточная разработанность данной проблемы вызывает необходимость поиска новых путей и методов формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрическими проявлениями. По нашему глубокому убеждению в систему коррекционной работы с детьми, имеющими дизартрические проявления, необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют звуковую культуру, формируют просодические элементы, активизируют и обогащают словарный запас, повышают эмоциональную активность. Все эти условия успешно осуществляются в театрализованных играх. Игровые приёмы освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста длительной неподвижности на логопедическом занятии и помогают чередовать виды речевой деятельности. А сформированные таким образом навыки опознавания и дифференциации мелодико-интонационной выразительности в дальнейшей логопедической работе служат базой для формирования просодических компонентов в экспрессивной речи дошкольников с дизартрическими проявлениями, способствуют становлению коммуникативной компетенции детей в целом.