Екатерина Быкова
Проект «Развитие речи младших дошкольников в игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Автор: Быкова Екатерина Павловна – воспитатель младшей группы МДОУ «Детский сад № 21 «Колосок» с. Куриловка 2015 г.
Вид проекта : педагогический, среднесрочный
Сроки реализации проекта : 2 месяца: октябрь - ноябрь
Участники: дети, воспитатели группы, музыкальный руководитель
Проблема:
1. Маленький словарный запас
2. Неумение правильно и грамотно выстроить предложение.
3. Небогатая диалоговая речь: неумение доступно и грамотно задать вопрос, построить развёрнутый или краткий ответ.
Публикация «Проект „Развитие речи младших дошкольников в игровой деятельности“» размещена в разделах
4. Отсутствие культуры речи : неспособность употребить интонацию, корректировать темп речи, громкость голоса и т. д.
5. Речь, в которой избыток сленговых слов (итог просмотра телевизора, применение нелитературных выражений и слов.
6. Неспособность выстроить монолог.
Актуальность: Благоприятным условием для развития речи младших дошкольников, обогащения их словаря является ИГРА. Знакомство с окружающим миром через образы, краски, звуки способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности. Игра, наиболее доступный ребёнку, интересный способ переработки выражения эмоций, переживаний. Чем разнообразнее впечатления детей об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.
Цель проекта : Развитие речевой активности и коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность.
Задачи:
1. Обогащение и активизация речевой активности детей.
2. Повышение речевой активности детей.
3. Развитие мелкой моторики рук с использованием пальчиковой гимнастики.
4. Развитие воображения и творческих способностей.
5. Воспитание умения детей работать в коллективе.
Предполагаемые результаты:
- формирование речевых навыков;
- формирование умения вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;
- развитие у детей диалогической речи;
- развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
- использование различных атрибутов.
Формы проведения:
- Игровая форма обучения :
* дидактические игры;
* сюжетно-ролевые игры;
* пальчиковые игры;
* подвижные игры;
* театрализованные игры;
- Беседы.
- Наблюдения.
- Устное народное творчество.
- Индивидуальная работа.
- Групповая, подгрупповая работа.
- Работа с родителями.
Этапы реализации проекта :
I этап: Подготовительный.
- моделирование ситуации, выявление проблемы;
- определение целей и задач проекта;
- ввод детей в игровую ситуацию (ведущая роль педагога).
II этап: Основной, практический.
- принятие задачи;
- планирование деятельности;
- организация деятельности;
- практическая работа с детьми по плану реализации проекта;
- активизация инициативы детей в игровых действиях.
Планирование деятельности
Вид
деятельности Тема и цель
Развитие речи «К нам в гости пришла кукла Катя» - активизировать словарь. Расширять знания о деталях и частях, из которых состоит платье, уточнить знание о том, что одежда бывает разной: тёплой, лёгкой.
Чтение худ. литературы «Матрёшки - затейницы» - развивать речь, посредством малых фольклорных форм. Обогащать словарный запас. Формировать нравственные качества: сострадание, желание прийти на помощь.
Беседа
«Спички детям не игрушки» - познакомить с правилами пожарной безопасности. Дать представления о пользе и вреде огня. Познакомить со свойствами огня. Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
Ознакомление с природой «Овощи» - Дать представления об овощах; цвете овощей; закрепить знания о месте произрастания, о заготовке овощей на зиму; развивать чувство коллективизма.
Предметное и социальное окружение «Мои любимые игрушки» - Учить детей бережному отношению к своим и чужим игрушкам, правилам обращения с игрушками.
Физическое развитие «Весёлые воробышки» - развивать двигательную активность. Учить спрыгивать с невысоких предметов, мягко приземляясь на полусогнутые ноги; продолжать учить ходить по кругу, сохраняя ровное построение; воспитывать интерес к подвижным играм.
Музыка «Воробей» - развивать у детей эмоциональную отзывчивость на образ воробья в музыке. Закреплять умения передавать образ воробья в музыке.
Прогулка Наблюдение «В гости к осени» - познакомиться с сезонными изменениями в природе. Развивать наблюдательность, активизировать словарный запас. Воспитывать любовь к природе.
КГН «Научим куклу умываться» - Обогащать словарь детей, уточнить названия и назначение предметов, находящихся в умывальной комнате: кран, по которому льётся вода; мыло – смывает грязь; полотенце – вытирает насухо руки, лицо; зеркало – помогает проверить, чисто ли ваше личико. Учить правильно называть предметы, согласовывать сущ. и прилаг. в роде и числе. Воспитывать вежливость, умение помогать и уступить друг другу.
Дидактические
игры «Кто как кричит», «Позови свою маму», «Кто в домике живёт?» - Развивать речевое внимание, речевое дыхание детей, интонационную выразительность. Закреплять правильное произношение звуков. (Приложение № 1)
Сюжетно-ролевые
игры «Больница» - Стимулировать творческую активность детей в игре. Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия, умения играть по собственному замыслу. Способствовать становлению эмоционального контакта с каждым ребёнком, вызвать интерес к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. (Приложение № 2)
Подвижные игры
«Зайка серый умывается», «Раздувайся, мой шар», «Листопад» - Развитие у детей слухового внимания, умения двигаться в соответствии с текстом; тренировать память, внимание, воображение детей; развивать быстроту движений, ориентировку в пространстве. Закрепить знание о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад».(Приложение № 3)
Пальчиковые игры «Лодочка», «Моя семья», «Пальчик - мальчик» - развивать моторику рук, речевую активность детей, память. (Приложение№4)
Театрализованные игры «Теремок» - Прививать интерес к театрально-игровой деятельности. Развивать умение разыгрывать спектакль по знакомой сказке. Учить изображать характерные особенности поведения персонажей. Вызвать эмоциональный отклик от общения со сказкой, от игры с музыкальным сопровождением и танцевальными движениями. Воспитывать чувство взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу.
III этап: Заключительный, обобщающий.
- Конспект интегрированного занятия по развитию речи в мл. гр. Тема: Новоселье в теремке. (Приложение № 5)
- Родительское собрание «Игра – как средство развития речи» (Приложение № 6)
- Консультация «Игры для развития речи и мышления» (Приложение № 7)
- Буклет «Развитие речи через игру» (Приложение № 8)
- Презентация проекта (Приложение № 9)
Результат:
Тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей младшего возраста и объёма информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (интеллектуальную, познавательную, речевую);
- отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игрушек, дети проявляли интерес и желание играть с игрушками;
- возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей;
- дети пытаются осуществлять ролевой диалог;
- используют различные атрибуты, предметы – заместители, самоделки.
Список используемой литературы:
Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» 2009г.
Э. Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр» 2-7 лет 2014г.
Н. В. «Сюжетно - ролевые игры для детей дошкольного возраста» 2014г.
С. В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду» младшая группа 2009г.
«Учимся, играя» от 2 до 4 лет 2010 – 2013г.
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в мл. группе
Тема: Новоселье в теремке.
Цель:
1. Учить детей правильно строить ответ на поставленный вопрос, отвечать полным предложением.
2. Воспитывать интонационную выразительность речи, упражнять детей в четком произношении звуков.
3. Развивать познавательную активность, обогащать словарь.
4. Развивать мелкую моторику путем использования приемов раскатывания глины.
5. Вызывать желание заботиться о животных.
Материалы: - игрушечный дом; игрушечная посуда; игрушки: кошка, собачка, корова, поросенок, петушок; предметные картинки (трава, сено, колбаса, молоко, косточка, рыба, зернышки и т. д.)
- дощечки, глина, салфетки (на каждого ребенка)
Ход занятия:
Воспитатель поё т: Стоит в поле теремок, теремок,
он не низок, не высок, не высок.
Тук, тук (как постучим) кто в теремочке живет?
- Никто не отвечает. Никто не живет!
Давайте теремочек заселим домашними животными.
(Воспитатель читает потешку, а дети должны выбрать из коробочки соответствующее животное) :
- Кот усатый, как разбойник,
Перепрыгнул подоконник.
Распугал соседских кур
И мурлычет: - Мур – Мур!
- У меня ученый пес –
Пес по имени Барбос.
Если в чем - то я не прав,
Громко лает он: - Гав – Гав!
- Ходит Зорька по лугам,
Молоко приносит нам.
Жить бы Зорьке в терему,
А она живё т в хлеву: - Му – Му!
- Пяточек умоет в луже
И торопится на ужин
Отрубей я ей сварю,
Скажет мне она: - Хрю – хрю!
- Петушок, петушок,
золотой гребешок
Маслина головушка.
Шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь, голосисто поешь:- Ку-ка-ре-ку!
(Дети по очереди берут соответствующие игрушки, воспитатель уточняет название животного, спрашивает у других детей «какое животное взял…» Воспитатель побуждает детей к разговору. К тому, чтобы дети отвечали на вопрос полным предложением.)
- Вот мы и заселили теремок. У зверей новоселье их нужно угостить.
(Воспитатель предлагает накрыть стол для животных)
- Ребята, посмотрите, на столе разложены карточки, на которых изображены продукты питания, давайте подойдем и рассмотрим их, выберем кто, что любит кушать. Угостим зверей. (Дети рассматривают с педагогом, обсуждают, угощают животных. При этом особое внимание педагога направлено на то, чтобы ребенок правильно, четко произносил звуки в словах)
- А петушок еще очень любит червячков. Ребята, я предлагаю вам слепить червячков из глины и угостить петушка.
(Дети садятся за заранее приготовленные столы с принадлежностями для лепки, и лепят червячков. Воспитатель напоминает, как от целого комка отделить маленькие комочки и раскатать их)
Дети угощают петушка, он благодарит ребят!
- А ребята что любят кушать? (воспитатель угощает детей конфетками)