Татьяна Арбатская
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
«Без игры нет и не может быть
Полноценного умственного
развития. Игра – это огромное
светлое окно, через которое в
духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений,
понятий. Игра – это искра, зажигающая
огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Публикация «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.
Одной из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.
Я работаю по программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы. Использую в свое работе методические разработки занятий Е. А. Казинцевой. Разработала перспективное планирование по развитию элементарных математических представлений, оформила картотеку дидактических игр, стихов, загадок, считалок, пословиц и поговорок математического содержания, арифметических задач, оформила подборку технологических карт.
Особую роль в своей работе отвожу нестандартным дидактическим средствам. Ведь для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре я стараюсь воздействовать на все стороны развития личности ребенка : на чувства, на сознание, на волю и поведение в целом.
Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринужденный характер.
Через игры со счетными палочками я закрепляю представления детей о геометрических формах. Предлагаю различные головоломки. Например: составить два равных треугольника из пяти палочек; составить два равных квадрата из семи палочек. Далее характер задач усложняется. Такие задания способствуют развитию у детей мышления, внимания, сообразительности, усидчивости. Дети строят и преобразуют простые и сложные фигуры по условиям.
Использую загадки математического содержания. Они оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умений доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Отгадывая загадки математического содержания – дети радуются правильным ответам. Ведь отгадывание загадок – это мыслительный процесс, решая который дети совершают мыслительные операции.
Предлагаю детям поиграть в игры – головоломки. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу или замыслу («Танграмм», «Колумбово яйцо»). В результате у детей развивается память, внимание, усидчивость, логическое мышление.
Игра «Сосчитай не ошибись!» помогла детям в усвоении порядка следования чисел натурального ряда, в упражнении в прямом и обратном счете.
Игры «Что изменилось?», «Исправь ошибку» способствовали закреплению у детей умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой.
Игры «Лабиринт», «Отгадай, кто где стоит», «Логические диктанты» способствовали формированию у детей пространственных представлений. Дети оперируют такими понятиями как «справа», «слева», «вверху», «внизу», «в центре».
Дети с удовольствием играю в шашки. Эта игра развивает у детей логическое мышление, смекалку и сообразительность, умение планировать очередной ход. Учу детей обдумывать свой ход, соблюдать правила игры. У Иванова Глеба, Баевой Алисы, Тевекеева Ростислава прослеживаются заметные успехи в этой игре.
Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли.
Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые мы разучиваем и играем. Ведь эти игры помогают детям успешно овладеть основами математики. Таким образом, в игровой форме прививая детям знания из области математики, научила выполнять различные действия, развивала память, мышление, творческие способности.