Юлия Петрищева
Формирование планетарного сознания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Петрищева Юлия Владимировна
Формирование планетарного сознания детей дошкольного возраста
К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время, как и в обществе в целом, как и в отдельных его институтах. Не является исключением школа и детский сад. Следует отметить, что предметом нетерпимости может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.
Публикация «Формирование планетарного сознания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Обстановка в стране, в обществе в целом и в образовании в частности, наталкивает на необходимость проведения социальной работы по формированию планетарного сознания в дошкольных образовательных учреждениях.
Планетарное сознание – совокупность знаний и ценностных установок личности, определяющая характер ее деятельности и отношения к людям с иной культурой, национальной, религиозной, и социальной средой.
Планетарное сознание является одним из направлений нравственного развития ребенка – у детей формируются представления о доме, знакомятся с понятием «Планета Земля», изучают сходства и различия живущих на Земле людей, формируются представления о странах, их особенностях и общих чертах.
Если мы хотим, чтобы наши дети не только знали и понимали, в чем ценность терпимого, равноправного, уважительного отношения людей друг к другу, но и сами овладели этими качествами, то необходимо создавать условия, которые этому способствуют и помогут ребёнку познать себя, окружающих его людей, свою страну, свою планету :
проведение занятий, направленных на воспитание доброжелательных взаимоотношений между детьми разных национальностей и культур; желание играть вместе, умения не ссориться, «мирно» разрешать возникающие конфликты.
Содержание познавательных занятий может строится на основе:
- жизнедеятельности детей в семье, при общении с родственниками, то есть мы принимаем во внимание то, что каждая семья имеет свой уклад жизни, который отличается и этнокультурной спецификой;
- наблюдений, которые позволяют детям в ходе экскурсии, досугов и т. п. приобрести опыт и знания в области культуры разных народов и межнационального общения;
- образовательной работы, прежде всего обобщающих бесед, цель которых суммирование, уточнение и систематизация знаний детей. На каждом занятии следует обращать внимание детей на нравственную сторону поступков людей; учить видеть и определять характер отношений определенного человека к другим людям, животным и дать ему моральную оценку; побуждать детей задумываться над мотивами поступка, устанавливать взаимосвязь мотива и результата поступка, эффективным способом активного отношения ребенка к обсуждаемой нравственной проблеме является обращение к уже имеющемуся у него опыту, сравнению пережитых им самим чувств с чувствами тех сверстников, о которых он узнал из содержания художественного произведения или проблемной ситуации. Ситуации, требующие поставить себя на место другого, будут способствовать формированию осмысления переживаний других людей, животных;
знакомство детей с играми разных народов. Игра - важнейшая сфера жизнедеятельности детей, которая вместе с трудом, учением, искусством, спортом обеспечивает благоприятные эмоциональные условия для формирования планетарного сознания дошкольников. Дети могут совершать очное и заочное путешествие в историю другой страны, знакомится с традициями, обычаями, культурой и особенностями этого народа. Так же игра вводит у детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений. Любые игры легко насыщаются этнокультурным содержанием дидактического и развлекательного характера. Игра включает фольклорные прибаутки, считалки;
видеопросмотры, которые могут использоваться и на занятиях и в свободное время (чаще во вторую половину дня); видеоматериал включает специально созданные образовательные программы или записи популярных телевизионных передач соответствующей тематике. Можно использовать любые съемки, сделанные во время путешествий или экскурсий. Видеопросмотры позволяют, во – первых, создать у детей наглядные динамические образы жизни и деятельности разных народов; во – вторых, расширить кругозор – дошкольники получают представления о тех событиях, явлениях, которые не могут непосредственно воспринимать: об исторических фактах, о быте и архитектуре народов, проживающих в разных уголках Земли. Поэтому формирование планетарного сознания очень сложный по своему характеру процесс. Он требует не только разнообразных методов, целенаправленности, непрерывности, но главное – длительного времени и начинаться должен с дошкольного возраста.
Литература
1. Абакумова, М. В. О становлении толерантной личности в поликультурном обществе [Текст] / М. В. Абакумова // Вопросы психологии. - 2003. - №3. - С. 78 – 83.
2. Богомолова, М. И. Интернациональное воспитание дошкольников [Текст] / М. И. Богомолова. - М. : Просвещение, 1988. - 112с.
3. Захарова, Л. М. Концептуальные положения и программа по воспитанию у детей дошкольного возраста культуры межнационального общения [Текст] / Л. М. Захарова // Детский сад от А до Я. – 2006. - №6. - С. 60 –70.
4. Козлова, С. А. Мой мир приобщение ребенка к социальному миру [Текст] / С. А. Козлова. – М. : Линка-пресс, 2000. – 233с.
5. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова. – М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 160с.
6. Поштарева, Т. Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности [Текст] / Т. Поштарева // дошкольное воспитание. – 2007. -№12. – С. 33 – 38.
7. Толстякова, С. Особенности формирования межнационального общения в дошкольном учреждении [Текст] / С. Толстякова // Детский сад от А до Я. - 2006. - №6. - С. 81 – 84.
8. Трубина, Л. Толерантная и интолерантная личность у дошкольников [Текст] / Л. Трубина // Воспитание школьников. - 2003. - №3. - С. 33 – 35.
9. Шустова, Л. П. Воспитание толерантности: приемы для индивидуальной и групповой работы [Текст] / Л. П. Шустова // Классный руководитель. - 2006. - №4. - С. 77 – 80.