Получи документы

Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста

Наталья Бородкина
Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста в рамках ФГОС происходит через образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». В настоящий момент данная область является одним из приоритетных направлений в педагогике. У ребенка дошкольного возраста пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.

Публикация «Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Благодаря тому что, что дети посещают детский сад, появляется возможность упражнять в хорошем поведении многократно, и это способствует выработке привычек. Насыщенная жизнь воспитанников различными проблемными ситуациями позволяет детям хорошо усваивать правила этикета.

Определений понятия «культура поведения» существует много. В педагогическом словаре: культура поведения — соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими. Культура поведения включает : манеры общения, этикет, высшая степень отточенности, отшлифованности действия и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни.

Люди много лет создавали правила поведения, этикета, цель которых была, кроме нравственных качеств доброты, чуткости, сердечности, прививать чувства меры и красоты в манерах поведения, в одежде, разговоре, приеме гостей и сервировке стола — словом во всем, с чем мы входим в общество. Насколько важным было выполнение этих правил, говорит тот

200–300 лет тому назад отдельные нормы поведения приравнивались к законам и не соблюдавших их граждан наказывали, этот факт доказывает, насколько выполнение выше перечисленных правил было важным.

В соответствии с ФГОС «Решение программных образовательных задач необходимо предусматривать в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми».

Таким образом, целью обучения детей культуре поведения, будет являться обеспечение положительной динамики формирования основ культуры поведения дошкольников через повседневную деятельность.

Для достижения данной цели в работе с детьми должны решаться следующие задачи:

1. Освоение детьми нравственных представлений (нормы и правила поведения в обществе, ценные моральные качества человека, явления общественной жизни, труд людей);

2. Воспитание культуры общения (соблюдение этических норм речевого этикета, использование в речи соответственных этикетных формул);

• воспитание нравственных качеств (развитие чувства уважения к старшим доброжелательности, волевых качеств, сдержанности, правдивости, честности,скромности);

формирование культуры речи (четко и ясно произносить слова, понятно для окружающих излагать свои мысли; не перебивать, внимательно слушать говорящих, говорить спокойно, без крика, с интонацией; вежливо отвечать на вопросы и обращаться с просьбой);

• воспитание устойчивых доброжелательных взаимоотношений в детском коллективе (развитие общительности, воспитание гуманного отношения к сверстникам, чувства сотрудничества и умения коллективно планировать деятельность);

формирование обобщенных понятий о хорошем поведении.

3. Воспитание культуры деятельности (формирование бережного отношения к вещам, игрушкам, книгам, учебным пособиям, природе и т. д.)

4. Воспитание организованного поведения (формирование у дошкольников умений сознательно выполнять правила поведения, подчиняться общим требованиям, установленным в группе, действовать согласованно, совместными усилиями добиваться поставленной цели).

5. Воспитание самостоятельности дошкольников (развитие инициативы, самоорганизации и самоконтроля, произвольного, волевого поведения детей в различных видах деятельности).

6. Воспитание потребности в соблюдении правил личной гигиены.

Так же для достижения цели могут использоваться ряд методов и форм работы с детьми. Прежде всего, следует уделить особое внимание созданию пространственно-предметной развивающей среды. Укрепить материальную базу: эстетично оформленная групповая комната, пособия и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, которые отражают специфику современности. Оформить уголок «Азбука этикета», в который поместить дидактические игры по типу «так можно поступать, а так — нельзя», сюжетные картинки «Хорошо — плохо». Разработать схемы сервировки стола, сворачивания салфеток, последовательности одевания, выполнения трудовых операций; оформить альбом с образцами букетов и икебан для украшения стола. Наполнить уголок «Кухня» различными скатертями, наборами бумажных и льняных салфеток, столовой и чайной посуды.

Следует использовать в работе с детьми способы педагогического воздействия, не только на занятиях, но и в повседневной жизни:

1. Приучение. Предлагается детям определенный образец поведения, например, за столом, во время игры, в разговоре с взрослыми или ровесниками. Не только показывается, но и контролируется точность выполнения того или иного правила.

2. Упражнение. Многократное повторение того или иного действия. Например, правильно взять нож или вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Нужно добиться от ребенка осознания необходимости и разумности такого использования столовых приборов.

3. Воспитывающие ситуации. Специально созданные условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, во время еды пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.

4. Пример для подражания. Взрослый является для ребенка своеобразным образцом, поведение которого малыш хочет копировать и быть во всем на него похожим. Таким примером могут быть воспитатели, родители, литературные герои.

5. Словесные методы:

5.1. Рассказ. Детям рассказываются реальные, или зачастую, сказочные истории, иллюстрирующие те или иные правила поведения по типу «как надо поступать, а как — не надо поступать». Такие истории создают эмоциональное восприятие поведенческих правил.

5.2. Разъяснение. Ситуация когда детям не только показывается и рассказывается, как и почему следует поступить в той или иной ситуации, но и разъясняется смысл поступка с позиции «потому что…». Например, место в автобусе пожилому человеку нужно уступить, потому что он может быть болен, и ему трудно стоять, или он устал, а ехать далеко, а ты еще молод, у тебя достаточно сил…

5.3. Беседа. Беседы помогают выявить уровень знаний и понимания детьми норм и правил поведения.

6. Поощрение. Использование различных форм поощрения активизирует дошкольника к обучению и дальнейшему усвоению норм и правил поведения.

В работе с дошкольниками следует уделить большое внимание воспитанию культуры общения : главное — воспитание уважения к родным и близким, привязанности и уважения к воспитателю, формирование доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим, желания подчиняться установленным нормам поведения, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желания быть полезным окружающим.

Основным и действенным методом по формированию навыков культурного поведения дошкольников является проведение занятий по этикету. Содержание занятий позволяет развивать коммуникативные способности дошкольников, способствует формированию умения свободно общаться в типовых ситуациях повседневности.

Эффективный способ воспитания привычки культурного поведения — это «Советы наоборот». Детям рассказывается о том, как якобы «надо» себя вести с точки зрения таких советов наоборот (не чистить зубы по утрам, не причесываться, перебивать собеседника во время разговора и т. д., и предлагается ребятам доказать мне вредность таких советов. Можно, например, использовать книгу «Вредные советы» Г. Остера в стихах.

Возвращаясь к основным приоритетам в организации работы по теме опыта, следует отметить важность правильно организованной работы с родителями. К примеру можно организовать «День открытых дверей»,

организовать, в виде стенгазеты, рубрику «Наши добрые дела», в которой прописываются конкретные поступки конкретного ребенка; оформлять стенды, разделы которых раскрывали вопросы воспитания культуры поведения — ее значимость, сущность, необходимость, предпосылки, а также реальные возможности детей. Эффективным средством работы с семьей являются родительские собрания.

Таким образом, систематическая, целенаправленная, последовательная работа по формированию культуры поведения детей дошкольного возраста в повседневной деятельности способствует формированию доброжелательных мотивов поведения дошкольников и духовного мира ребенка в целом.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами Земли. Экологические проблемы и катастрофы.

Конспект занятия по ПДД для детей младшего дошкольного возраста Ведущая цель образовательной программы «Азбука безопасности» для возрастного периода: содействие формированию первичных представлений об.

Формирование у детей культуры безопасного поведения как пешехода, так и пассажира транспортного средства Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу вам представить свою презентацию на тему: «Формирование у детей культуры безопасного поведения как.

Игра как средство воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возрастаИгра как средство воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста Цель: на основе теоретического изучения проблемы разработать систему воспитания культуры поведения детей младшего дошкольного возраста посредством.

Консультация для родителей. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста через художественную литературу». Консультация для родителей. "Воспитание дружеских взаимоотношений и культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста через художественную.

Отчёт воспитателя по теме самообразования «Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста» Темой моей работы стало «Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста». Актуальность выбранной темы обуславливается тем,.

Педагогический опыт работы «Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста» Мною разработан и обобщён опыт работы по теме «Воспитание культуры поведения» в 2014-2015г. с детьми старшей группы. Актуальность: Культура.

Источники народной культуры как средство воспитания социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста Воспитание гражданина и патриота знающего и любящего свою родину, задача особенно актуальная сегодня не может быть особенно успешна решена.

Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Взаимодействие педагога и родителей Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая.

Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста Ребенок дошкольного возраста, приобретая в дошкольном образовательном учреждении важное умение, создавать доброжелательные взаимоотношения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 31 октября 2016 в 11:52
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Бородкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД