Наталья Бородкина
Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста в рамках ФГОС происходит через образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». В настоящий момент данная область является одним из приоритетных направлений в педагогике. У ребенка дошкольного возраста пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.
Публикация «Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Благодаря тому что, что дети посещают детский сад, появляется возможность упражнять в хорошем поведении многократно, и это способствует выработке привычек. Насыщенная жизнь воспитанников различными проблемными ситуациями позволяет детям хорошо усваивать правила этикета.
Определений понятия «культура поведения» существует много. В педагогическом словаре: культура поведения — соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими. Культура поведения включает : манеры общения, этикет, высшая степень отточенности, отшлифованности действия и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни.
Люди много лет создавали правила поведения, этикета, цель которых была, кроме нравственных качеств доброты, чуткости, сердечности, прививать чувства меры и красоты в манерах поведения, в одежде, разговоре, приеме гостей и сервировке стола — словом во всем, с чем мы входим в общество. Насколько важным было выполнение этих правил, говорит тот
200–300 лет тому назад отдельные нормы поведения приравнивались к законам и не соблюдавших их граждан наказывали, этот факт доказывает, насколько выполнение выше перечисленных правил было важным.
В соответствии с ФГОС «Решение программных образовательных задач необходимо предусматривать в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми».
Таким образом, целью обучения детей культуре поведения, будет являться обеспечение положительной динамики формирования основ культуры поведения дошкольников через повседневную деятельность.
Для достижения данной цели в работе с детьми должны решаться следующие задачи:
1. Освоение детьми нравственных представлений (нормы и правила поведения в обществе, ценные моральные качества человека, явления общественной жизни, труд людей);
2. Воспитание культуры общения (соблюдение этических норм речевого этикета, использование в речи соответственных этикетных формул);
• воспитание нравственных качеств (развитие чувства уважения к старшим доброжелательности, волевых качеств, сдержанности, правдивости, честности,скромности);
• формирование культуры речи (четко и ясно произносить слова, понятно для окружающих излагать свои мысли; не перебивать, внимательно слушать говорящих, говорить спокойно, без крика, с интонацией; вежливо отвечать на вопросы и обращаться с просьбой);
• воспитание устойчивых доброжелательных взаимоотношений в детском коллективе (развитие общительности, воспитание гуманного отношения к сверстникам, чувства сотрудничества и умения коллективно планировать деятельность);
• формирование обобщенных понятий о хорошем поведении.
3. Воспитание культуры деятельности (формирование бережного отношения к вещам, игрушкам, книгам, учебным пособиям, природе и т. д.)
4. Воспитание организованного поведения (формирование у дошкольников умений сознательно выполнять правила поведения, подчиняться общим требованиям, установленным в группе, действовать согласованно, совместными усилиями добиваться поставленной цели).
5. Воспитание самостоятельности дошкольников (развитие инициативы, самоорганизации и самоконтроля, произвольного, волевого поведения детей в различных видах деятельности).
6. Воспитание потребности в соблюдении правил личной гигиены.
Так же для достижения цели могут использоваться ряд методов и форм работы с детьми. Прежде всего, следует уделить особое внимание созданию пространственно-предметной развивающей среды. Укрепить материальную базу: эстетично оформленная групповая комната, пособия и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, которые отражают специфику современности. Оформить уголок «Азбука этикета», в который поместить дидактические игры по типу «так можно поступать, а так — нельзя», сюжетные картинки «Хорошо — плохо». Разработать схемы сервировки стола, сворачивания салфеток, последовательности одевания, выполнения трудовых операций; оформить альбом с образцами букетов и икебан для украшения стола. Наполнить уголок «Кухня» различными скатертями, наборами бумажных и льняных салфеток, столовой и чайной посуды.
Следует использовать в работе с детьми способы педагогического воздействия, не только на занятиях, но и в повседневной жизни:
1. Приучение. Предлагается детям определенный образец поведения, например, за столом, во время игры, в разговоре с взрослыми или ровесниками. Не только показывается, но и контролируется точность выполнения того или иного правила.
2. Упражнение. Многократное повторение того или иного действия. Например, правильно взять нож или вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Нужно добиться от ребенка осознания необходимости и разумности такого использования столовых приборов.
3. Воспитывающие ситуации. Специально созданные условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, во время еды пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.
4. Пример для подражания. Взрослый является для ребенка своеобразным образцом, поведение которого малыш хочет копировать и быть во всем на него похожим. Таким примером могут быть воспитатели, родители, литературные герои.
5. Словесные методы:
5.1. Рассказ. Детям рассказываются реальные, или зачастую, сказочные истории, иллюстрирующие те или иные правила поведения по типу «как надо поступать, а как — не надо поступать». Такие истории создают эмоциональное восприятие поведенческих правил.
5.2. Разъяснение. Ситуация когда детям не только показывается и рассказывается, как и почему следует поступить в той или иной ситуации, но и разъясняется смысл поступка с позиции «потому что…». Например, место в автобусе пожилому человеку нужно уступить, потому что он может быть болен, и ему трудно стоять, или он устал, а ехать далеко, а ты еще молод, у тебя достаточно сил…
5.3. Беседа. Беседы помогают выявить уровень знаний и понимания детьми норм и правил поведения.
6. Поощрение. Использование различных форм поощрения активизирует дошкольника к обучению и дальнейшему усвоению норм и правил поведения.
В работе с дошкольниками следует уделить большое внимание воспитанию культуры общения : главное — воспитание уважения к родным и близким, привязанности и уважения к воспитателю, формирование доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим, желания подчиняться установленным нормам поведения, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желания быть полезным окружающим.
Основным и действенным методом по формированию навыков культурного поведения дошкольников является проведение занятий по этикету. Содержание занятий позволяет развивать коммуникативные способности дошкольников, способствует формированию умения свободно общаться в типовых ситуациях повседневности.
Эффективный способ воспитания привычки культурного поведения — это «Советы наоборот». Детям рассказывается о том, как якобы «надо» себя вести с точки зрения таких советов наоборот (не чистить зубы по утрам, не причесываться, перебивать собеседника во время разговора и т. д., и предлагается ребятам доказать мне вредность таких советов. Можно, например, использовать книгу «Вредные советы» Г. Остера в стихах.
Возвращаясь к основным приоритетам в организации работы по теме опыта, следует отметить важность правильно организованной работы с родителями. К примеру можно организовать «День открытых дверей»,
организовать, в виде стенгазеты, рубрику «Наши добрые дела», в которой прописываются конкретные поступки конкретного ребенка; оформлять стенды, разделы которых раскрывали вопросы воспитания культуры поведения — ее значимость, сущность, необходимость, предпосылки, а также реальные возможности детей. Эффективным средством работы с семьей являются родительские собрания.
Таким образом, систематическая, целенаправленная, последовательная работа по формированию культуры поведения детей дошкольного возраста в повседневной деятельности способствует формированию доброжелательных мотивов поведения дошкольников и духовного мира ребенка в целом.