Оксана Забияко
Программа формирования экологического сознания детей старшего дошкольного мира «Этот занимательный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА
ФОРМИРОВАНИЯЭКОЛОГИЧЕСКОГОСОЗНАНИЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЭТОТ ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МИР»
Целью данной программы является формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Воспитание бережного отношения к природе.
Задачи программы:
Публикация «Программа формирования экологического сознания детей старшего дошкольного мира „Этот занимательный мир“» размещена в разделах
1. Формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения.
2. Формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.
3. Развитие системы познавательных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности.
4. Развитие умения видеть проблемы, анализировать их и совместно с взрослым находить пути решения.
Актуальность программы:
Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. В глобальном смысле идет уничтожение природных ресурсов: человечество уничтожает экосистему. Наша задача – помочь дошкольнику увидеть неправильное поведение человека, неумение вести себя в природе. Дети не знают и не умеют выполнять элементарные правила поведения в природе, не умеют ухаживать за животными и растениями,не потому, что не умеет, а потому, что не научили окружающие взрослые (родители, воспитатели). Живя на Кубани, дошкольники не имеют представления об особенностях Краснодарского края. Составляя программу «Этот занимательный мир» мы опирались на то, что дошкольный период развития имеет свои ценности. Основной путь развития ребенка, т. е. его обогащение, это наполнение значимыми для дошкольника формами и способами деятельности. Дошкольное детство является начальным этапом формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. Основным содержанием экологического образования является формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомиться в дошкольном детстве.
Методы реализации
Наблюдение, опытно-экспериментальная деятельность, проектирование, решение проблемных ситуаций. При организации образовательной деятельности используются разнообразные формы. Включаются занятия не только познавательного цикла, но и такие виды как трудовые, по художественно-продуктивной деятельности, развитию речи. Наибольшее место отводится совместной поисково-исследовательской деятельности с детьми. Это обусловлено важностью накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития:
Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения Программы по экологическому воспитанию
Ребенок радуется встрече с природой, животными растениями, эмоционально отзывается на проявления их жизни и поведения;
ребенок видит многообразное значение природы, признает ценность жизни, видит связи живого с условиями среды и другими живыми существами;
имеет полное представление о правилах поведения в природе, применяет их в конкретных жизненных ситуациях, стремиться предупредить негативные поступки свои и сверстников;
с радостью помогает всему живому, ухаживает за животными и растениями в детском саду и дома. Качественно выполняет трудовые процессы ухода, достигает хорошего результата в пределах освоенных умений).
Условия реализации программы, необходимое оборудование и материалы
фотографии, картинки, рисунки с изображением различных природных водоемов;
картотека опытов и экспериментов, проблемных ситуаций;
географическая карта мира, глобус;
прозрачные сосуды различной формы и сечения;
стеклянные воронки и стеклянные палочки
фильтровальная бумага;
вещества: мука, сахарный песок, соль, травяной настой календулы или ромашки, растительное масло;
оборудование для демонстрации круговорота воды в природе: электрический чайник, холодное стекло;
схема круговорота воды в природе;
клеенки;
оборудование для посадки растений;
фломастеры, цветные карандаши;
диски с записями звуков природы, шума моря, журчания ручья, пения птиц;
кусочек кирпича, камень, гвозди, крупные пуговицы;
картины и рисунки на экологическую тему (дымящие заводы, загрязненные водоемы, лес, поле и пр.)
презентации на экологическую тему (горы, моря, реки, леса, пустыни, степи, поля и пр.)
Содержательный раздел
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 34 недели в каждой возрастной группе:
Количество часов – 34 (старшая) и 34 (подготовительная)
2.2. Продолжительность организованной образовательной деятельности:
Образовательная деятельность проводится в течение 34 недель:
20-25 минут – в старшей группе один раз в неделю;
30 минут – в подготовительной группе один раз в неделю.
Содержание работы по направлениям
Физическое развитие
Цель: формирование осознанного отношения к своему здоровью,воспитание ценности здорового образа жизни, как части экологического воспитания
Задачи:
способствовать становлению у детей ценности здорового образа жизни;
развивать физические качества детей в играх экологической направленности;
создавать условия для максимального развития возрастных возможностей и способностей детей с учетом климатических условий региона;
обучать детей дыхательной гимнастике.
Речевое развитие
Задачи:
развивать коммуникативные навыки общения;
использовать экологические игры как средство речевого развития;
знакомить с устным народным творчеством, с литературными произведениями о природе.
Познавательное развитие
Цель: Расширение кругозора детей, формирование целенаправленного интереса к познанию через исследовательскую деятельность. Развитие интеллектуальных способностей детей.
Задачи:
воспитывать бережное отношение к природе родного края, его богатствам;
обучать опытно-исследовательской деятельности;
побуждать к самостоятельности в процессе познания;
способствовать развитию способности сомневаться, критически мыслить;
побуждать вскрывать противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями;
способствовать формированию у детей познавательного интереса к природе;
развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
Социально - коммуникативное развитие
Цель: включение детей в систему социальных отношений
Задачи:
формирование понятий: экология, природа, окружающая среда, планета Земля;
знакомство с традиционными народными праздниками;
организация игр-драматизаций экологической направленности;
формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия.
Художественно - эстетическое развитие
Образовательная область «Художественное творчество» соответствует художественно-эстетической линии, так как формирует знания о произведениях искусства, народно-декоративного искусства, способствует включению детей в совместную деятельность с детьми и взрослыми.
Цель: воспитание ребенка как носителя культурных экологических ценностей, бережного отношения к ним.
Задачи:
Знакомить с картинами художников, изображающих природу;
Развивать художественные способности воспитанников.
Учебно-тематический план
Месяц Первый год обучения Количество
часов
Тема занятия
Сентябрь
Целевая прогулка «Экологическая тропа» 1
Как все живое растет? 1
Учитесь жалеть и беречь 1
Погода в сентябре 1
Октябрь
Вода в жизни человека 1
Природа в октябре 1
Животные и птицы осенью 1
Поможем воде стать чистой 1
Ноябрь
Что такое воздух 1
Погода в ноябре 1
Как птицы и звери готовятся к зиме 1
Перелетные птицы 1
Декабрь
Лес – наше богатство 1
Погода в декабре 1
Как зимуют звери в лесу 1
Новогодняя красавица. История возникновения праздника 1
Январь
Где рождается снег 1
Что такое иней 1
Погода в январе 1
Уход за комнатными растениями 1
Февраль
Что такое заповедник? 1
Природа нашего края 1
Для чего нужна Красная книга? 1
Целевая прогулка «Экологическая тропа» 1
Март
Воздух вода и свет 1
Воздух есть во всех предметах 1
Чистые воздух и вода – богатства нашей страны. 1
Насекомые 1
Апрель
Чистая планета Земля 1
Куда девается мусор? 1
Чистый и загрязненный воздух 1
День Земли 1
Май
Человек и природа 1
Природа весной 1
Диагностика
Итого 34
Второй год обучения
Сентябрь
Целевая прогулка «Экологическая тропа» 1
Поможем планете Земля! 1
Через добрые дела можно стать юным экологом 1
Растения и животные леса 1
Октябрь
Природа и здоровье человека 1
Вода, вода, кругом вода 1
Источники загрязнения воды. Меры охраны 1
Домашние обитатели уголка природы 1
Ноябрь
Простые и ценные камни в природе 1
Сравнение песка, глины и камней 1
Экологические цепочки в лесу 1
Как звери готовятся к зиме? 1
Декабрь
Встреча зимы 1
Загадочные явления зимой 1
Готовь сани летом, а телегу зимой! 1
Лесная красавица 1
Январь
Солнце, Земля и другие планеты 1
Земля - живая планета 1
В царстве комнатных растений 1
Экологические сказки 1
Февраль
Для чего нужен воздух 1
Сравнение домашних и диких животных 1
Когда животных в природе становится много или мало? 1
Проводы зимы. Пройдет зима холодная… 1
Март
Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека 1
Лес в жизни человека 1
Мой родной край: заповедные места и памятники природы 1
Почему планета голубая? 1
Апрель
Почему земля кормит? 1
Мы все –жители Земли! 1
Космос. Звезды. Вселенная 1
Земля с днем рождения тебя! 1
Май
Животные в истории моей семьи 1
Посвящение в юные экологи 1
Диагностика
Итого 34