Юлия Денисова
Мастер-класс для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников посредством музыки и танца»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Светлячок»
Мастер - класс
«Патриотическое воспитание дошкольников
посредством музыки и танца»
составила:
Педагог дополнительного образования
Денисова Ю. А.
2024 г.
Цель: Познакомить педагогов с реализацией темы патриотического воспитания дошкольников посредством танцев и музыки в образовательном процессе детского сада.
Задачи:
• Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике методов и приёмов патриотического воспитания детей посредством танца и музыки.
• Вызвать у участников интерес к демонстрируемым приёмам;
• Развивать творческую активность педагогов.
Введение
«Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков он может быть выражен в двух положениях: это гимнастика для тела и музыка для души….»
Платон
Актуальность темы:
В современном мире постепенно начинают забываться, уходить в прошлое традиции и обычаи нашей Родины. Всё реже транслируются передачи, в которых показывают русские народные танцы, военно – патриотические танцы, звучат народные и патриотические песни. В связи с этим современным детям очень сложно полностью осмыслить, выразить словами и отобразить культуру России и это является существенной проблемой.
Одно из решений данной проблемы - ввести маленьких детей в прекрасный мир хореографии, познакомить с выразительной лексикой танца, народными традициями, приобщая детей к истокам народной культуры.
Ход мастер-класса
Я рада видеть вас в этом зале. Мне хочется с каждым из вас поздороваться. Я буду говорить слова приветствия, если они относятся к вам, вы мне помашете рукой.
Добрый день всем членам жюри!
Добрый день всем участникам конкурса!
Добрый день всем гостям!
Добрый день всем, кто пришел сюда с хорошим настроением!
Добрый день всем тем, кто пришел поддержать участников конкурса!
Добрый день всем, кто находится в этом зале!
Все мы очень разные, неповторимые, но есть, то единственное, что нас объединяет?
Как вы думаете, что? (Мы живем в России - мы россияне).
Да нас объединяет одно целое, мы живем в одной стране, у нас одна Родина.
И наша задача научить наших детей её любить и беречь.
Вашему вниманию представляется мастер-класс на тему:
«Патриотическое воспитание дошкольников
посредством танца и музыки»
В связи с тем, что заметно ухудшилось нравственное и духовное состояние подрастающего поколения духовно- нравственное и патриотическое воспитание сегодня стало чрезвычайно актуально.
Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте.
Работая над этой темой я пришла к выводу, что большие потенциальные возможности нравственно - патриотического воздействия заключаются в познании фольклора, в музыке, играх, танцах, поскольку они способны воздействовать на чувства, эмоции, настроение ребенка, способны преобразовывать его нравственный и духовный мир.
Сущность представленного мной опыта состоит в гибком сочетании традиционных, современных методик и новых интеграционных технологий.
Новизна обобщенного опыта состоит в организации художественно-эстетической деятельности - через организацию цикла занятий, в которых дошкольники знакомятся с народным костюмом, приобщаются к музыке, обогащают свой танцевальный опыт выразительными движениями и лексикой танца. Это способствует обогащению духовного опыта, развитию личностных качеств и нравственно-патриотических чувств ребёнка.
Дошкольный возраст – это фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал.
Поэтому для достижения цели я ставлю перед собой следующие задачи:
- расширять и обогащать знания детей о традициях русского народа в системе образовательного процесса;
- формировать творческие проявления и танцевальные навыки в исполнении танца разнообразного по жанру и содержанию;
- развивать танцевально-игровое творчество: формирование навыков художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок;
- поддерживать интерес к культуре России, используя фольклорные жанры: заклички, игровые и хороводные танцы, военно-патриотические танцы, народные игры.
Танцы и музыка обладают необходимым потенциалом для развития нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
1. Особенности работы по формированию нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с танцем.
Я считаю, что содержание художественно-эстетического образования должно способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию России. Познание культурных ценностей это путь от родной песни, танца, родного слова, картин родной природы к пониманию искусства своих предков.
Дети с самого раннего возраста с удовольствием слушают музыку, произвольно выполняют танцевальные движения, это заложено в них от природы. Поэтому в процессе освоения танца им предоставляется возможность углубленно заниматься тем, что их влечет. В тоже время дошкольники приобщаются к художественно-творческой деятельности, у них формируется самостоятельность и творческая активность. При этом необходимо помнить, что все виды эстетической деятельности в системе должны быть направлены на нравственное воспитание, формирование культуры детей. Кроме этого нравственно-патриотическое воспитание детей в процессе освоения танца способствует пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, художественно-творческих способностей дошкольников, воспитывает у них интерес к исполнительской деятельности.
Любой танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственно-патриотического воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю - танец раскрывает и растит нравственные качества, воспитывает художественный вкус и поддерживает интерес к культуре России.
При помощи танца детям предоставляется возможность почувствовать целостность культуры народа, его истории в котором невозможно разъе -динить на части отдельные понятия и явления.
2. Танец — как средство воспитания патриотизма у дошкольников.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. В детском саду закладывается фундамент, происходит накопление первых, решающих музыкальных и танцевальных впечатлений. Ребёнок никогда не забудет то, чему он здесь научился, что он здесь услышал.
Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизи -ческий статус ребенка, поэтому нельзя не отметить благотворное влияние музыкального творчества на здоровье дошкольников.
Исполнение танцев способствует формированию правильной осанки, развитию мышечного чувства и координации движений, способствуют развитию волевых качеств, активизируют память, внимание, снимают страхи, агрессию, замкнутость.
Работая с детьми я использую три основных метода – наглядный, словесный, практический и каждый из них применяю с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (объяснительно-иллюстративный метод) через закрепление упражнений (воспроизводящие и творческие, создание поисковых ситуаций). Педагогические методы тесно связаны между собой и взаимо дополняют друг друга.
В своей деятельности, на протяжении уже нескольких лет, начиная с первой младшей группы я использую различную музыку, танцевальные движения, как часть занятия, что способствует развитию творческой деятельности, раскрывает личность, воспитывает духовность.
Основная форма работы с детьми: тематические занятия и занятия интегрированного типа.
Структура построения и освоения детьми материала заключается в следующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному, через освоение простых музыкально-ритмических движений к более сложным комбинациям русского народного, военно-патриотического, бально-спортивного танца, исполнению различных образов при инсцениро -
вании песен, театральных постановок.
И как итог, закрепления пройденного материала – являются календарные праздники, развлечения, театрализованные представления для детей и взрослых, с участием родителей. Праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, приобщиться к его обычаям и традициям.
Через организацию праздника осуществляется интеграция различных видов детской деятельности - сочетание музыки, живописи, движений, драматического искусства, фольклора. Если мы готовим с детьми, какой либо танец, то своими руками изготавливаем для этих танцев костюмы или атрибуты. Приобщаю родителей к изготовлению костюмов, бутафории, реквизита к праздникам и развлечениям, в которых они принимают активное участие.
Мы стараемся, чтобы календарные праздники прочно вошли в жизнь нашего детского сада. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.
Работая с дошкольниками над музыкально - ритмическими движениями я постоянно обращаюсь к русским народным, военно-патриотическим мелодиям, использую разнообразие подвижных народных игр, игр-хороводов. Использую предметы быта в танцах: платки, ложки, ввожу различные музыкальные инструменты (ложки, трещотки, бубны, колокольчики). Они вызывают у ребенка большой интерес.
Таким образом, ребёнок дошкольного возраста живет больше чувствами, чем разумом: явления общественной жизни, традиции, праздники, танцы и предметы быта, с которыми он соприкасается, воспринимаются им, прежде всего, эмоционально. Этот факт является мощным стимулом для развития нравственных и патриотических чувств ребенка.
А сейчас я предлагаю вам посмотреть военно – патриотический танец, в исполнении наших детей.
Танец «Нет войне»
Список использованной литературы
1. Зайфферт Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа:Уч. пособие. - СПб. : Планета музыки, 2012.- 125с.
2. Бачинская Н. Русские хороводы и хороводные песни:Уч. пособие. -М. : Музгиз,1998.-100с.
3. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии:Уч. пособие. - М. : Искусство, 1964.-224с.
4. Терещенко А. И. Быт русского народа:Уч. пособие. - СПб. : Дрофа 1998.-300с.
5. Устинова Т. А. Русский народный танец:Уч. пособие. - М. : Искусство, 1996.-593с.
6. Климов А. А. Основы русского народного танца:Уч. пособие. - М. :Искусство,2008.-270с.
7. Боголюбская М. С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. Уч. пособие. - М. : ВНМЦНТИКПР, 2003.-453с.
8. Ветлугина Н. А. Основные проблемы художественного творчества детей - в книге. Художественное творчество и ребенок:Уч. пособие. - М. :Знание, 200.-568с.
9. Уральская В. И. Рождение танца:Уч. пособие. - М. :Просвешение, Советская Россия, 2001.-242с.