Надежда Яковлева
Обобщение педагогического опыта. «Формирование у ребёнка валеологической культуры, основ валеологического сознания».
▼ Скачать + Заказать документы
Надежда Яковлева. Обобщение опыта по формированию у ребёнка валеологической культуры,основ валеологического сознания".
План:
1. Обоснование и актуальность избранной темы.
2. Научное содержание и направленность.
а)реализация формирования модели здоровья.
б)направления осуществляемые на сохранение здоровья.
3. Обобщение опыта работы.
"Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу. "
(поговорка)
Публикация «Обобщение педагогического опыта, „Формирование у ребёнка валеологической культуры, основ валеологического сознания“,» размещена в разделах
Дошкольная педагогика ценит те методы воспитания,которые дают наиболее полное развитие ребёнка. Большое место среди этих методов занимает - охрана и укрепление здоровья детей,формирование привычки к здоровому образу жизни. Наш детский сад работает по теме экологическое воспитание. Мы прививаем у детей любовь к природе,окружающей среде. Но человек тоже часть природы и воспитание во всех отношениях экологически грамотного человека невозможно без формирования правильного отношения к самому себе.
Модель сохранения здоровья детей,содержит 5 блоков.
1. Здравотворчество.
2. Сотрудничество.
3. Педагогическая поддержка.
4. Взаимодействие.
5. Преемственность.
Реализация модели формирования здоровья детей обеспечивается:
1. Направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование.
2. Комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года.
3. Созданными оптимальными педагогическими условиями пребывания детей в детском саду.
4. Формированием подходов к взаимодействию с семьёй и развитием социального партнёрства.
Здоровьесберегающее направление предполагает формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности,реализацию комплекса здоровьесберегающих технологийв ходе воспитательно-образовательного процесса,создание психолого- педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности.
Данный подход предусматривает мониторинг динамики соматического здоровья и его коррекцию,которая ориентируется на зону ближайшего развития и направлена на повышение адаптивного потенциала ребёнка с помощью немидикаментозных средств и изменений условий среды.
Планомерное сохранение и развитие здоровья в условиях нашего детского сада осуществляется по нескольким направлениям:
1. лечебно-профилактическое (фито-,витамино-,аэрофито-,аэроионно-,фитонцидотерапия; приём настоек и отваров растений- адаптеров в соответствии с комплексным планом оздоровления и лечебно-профилактические мероприятия для детей.
2. обеспечение психологической безопасности личности ребёнка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми,использование приёмов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов: музыко-,сказко-,смехотерапия.
3. оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учёт гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей в организованных формах обучения,создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей,бережное отношение к нервной системе ребёнка : учёт его индивидуальных особенностей и интересов; предоставление свободы выбора и волеизъявления,создание условий для самореализации;ориентация на зону ближайшего развития ребёнка.)
4. формирование валеологической культуры ребёнка,основ валеологического сознания (знания о здоровье,умения сберегать,поддерживать и сохранять его,формирование осознанного отношения к здоровью и жизни.)
В режиме дня используем различные формы по сохранению и укреплению здоровья детей.
Используем различные комплексы закаливающих мероприятий (воздушное закаливание,хождение по дорожкам здоровья,профилактику плоскостопия,обширное умывание,полоскание горла и рта,максимальное пребывание детей на свежем воздухе,дыхательную гимнастику,физкультурные занятия всех типов).
Кроме традиционной двигательной деятельности детей (УТРЕННЕЙ И БОДРЯЩЕЙ ГИМНАСТИКИ, ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ,ПРОВЕДЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР,ПРОГУЛКИ,МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЫ ВКЛЮЧАЕМ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ТЕХНОЛОГИИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ.
А)ПЯТИМИНУТКИ ЗДОРОВЬЯ,ПАЛЬМИНГ ДЛЯ ГЛАЗ
б)ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕНКИ МЕЖДУ ЗАНЯТИЯМИ
в)ПОХОДЫ
г)ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ ПРАЗДНИКИ В ГРУППЕ И НА УЛИЦЕ.
Проводим занятия и развлечения способствующие формированию у дошкольников осознанного отношения к собственному здоровью и основ безопасности жизни.
а)по профилактике травматизма
б)обеспечению безопасного пребывания на льду
в)противопожарной безопасности.
Дети учатся приёмам расслабления,аутотренингу,самомассажу,оказанию элементарной медицинской помощи,получают знания о полезных и вредных растениях. Получают знания о строении своего тела и внутренних органах.
На информационных стендах для родителей в приёмной работают рубрики освещающие вопросы оздоровления без лекарств. Между родителями проходят конкурсы на рецепты витаминных чаёв,коктелей для приготовления и использования в домашних условиях;способы обогащения домашнего питания витаминами,употребление соков,фруктов; применение фито-и аэрофитотерапии дома; предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата,пальчиковые игры. Родители привлекаются к участию в экологических акциях,в физкультурно-развлекательных мероприятиях.