Галина Тогочакова
Формирование этнокультурной компетенции у детей дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Без памяти – нет традиций, без традиций - нет культуры,
без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности,
без духовности - нет личности, без личности нет народа,
как исторической личности.
Т. К. Волков. Изучение культуры своего народа на начальном этапе становления личности –актуальная задача современного образования. Народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознанием нации, а также выражением философских, нравственных, и эстетических взглядов и идеалов. Особое значение в формировании личности дошкольника имеет владение словом, постижение культуры через языки. Накопленный опыт в ДОУ в этом направлении позволяет формировать этнокультурную компетентность дошкольника в процессе овладения родным языком. Работа по данной тематике включает подготовку воспитателей к формированию личности на традициях хакасской национальной культуры. Работа строится на основных принципах дидактики – взаимосвязи обучения и воспитания, развивающий характер обучения, активность ребенка в деятельности. В качестве ведущего принципа в работе опираемся на принцип интеграции, основанный на взаимосвязи и взаимопроникновении разных видов деятельности – игровой, познавательной, речевой, музыкальной, театрализованной, художественно – эстетической. Слайд №1 В практике нашего детского сада соблюдается один путь овладения родным языком через организованное обучение. Овладение родным языком, развитие речи – одно из самых важных приобретений ребенка. Слайд № 2 Знакомство с родным языком и разговорной речью проходит с опорой на русский язык. «Родное слово есть основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний, с него начинается понимание, через него проходит и к нему возвращается», - писал великий педагог К. Д. Ушинский. Опора на русский язык ускоряет усвоение знаний, дающих на родном языке, позволяет детям активизировать, расширять и закреплять знания. Знакомство с родным языком и разговорной речью проходит с опорой на русский язык. Слайд № 3 Развивая речь ребенка, не включая ее в ту или иную деятельность невозможно. Поэтому обучению родному языку проходит в играх, в режимных моментах, в повседневной жизни. Слайд № 4. Воспитатель родного языка применяет различные методы и приемы на занятии по родному языку. На НОД знакомятся с такими темами как национальная еда. Национальная кухня – одна из важнейших частей этнокультуры. Слайд № 5 Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными.
Публикация «Формирование этнокультурной компетенции у детей дошкольного возраста,» размещена в разделах
В воспитании этнокультурной компетенции немаловажную роль играет создание предметно – пространственной среды насыщенный реалиями народного быта и духовной жизни. Слайд № 6 Этнокультурное воспитание реализовывалось за счет использования музыкального, танцевального, устного народного творчества, которое входило в повседневную жизнь, быт детского сада. Народное творчество рассматривалось в нескольких аспектах: и как средство воспитания любви к Родине, своему народу, и как средство воспитания нравственных качеств личности, развития детского творчества, и как средство приобщения к народной культуре. Слайд № 7 Большое место в приобщении детей к национальной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Слайд № 8 Тысячелетиями творил хакасский народ свое самобытное национальное искусство. Вкладывал в него чувство и знания природы, боготворил землю, солнце, дождь, реки, озера, создавал образы вечной красоты.
Искусство народа - это его культура, культура духовная, которая воспитывает у детей чувство гордости, национальное самосознание, уважение к национальному достоянию и традициям за свое самобытное искусство. Этнокультурная направленность НОД по изобразительной деятельности приобщает детей к более глубокому знакомству с декоративно – прикладным искусством хакасского народа. Цель НОД дать первоначальное представление о хакасском орнаменте, в котором народ стремится выразить свою любовь к природе, свое понимание красоты (бурные реки Хакасии, высокие горы, лабиринты, рога животных, птиц). На занятиях педагоги сравнивают с орнаментами других народов, находят что- то общее или же отличают несхожесть. Главная задача ДОУ создавать условия, при которых ребенок, владеющий навыками той или иной деятельности, имел возможность самостоятельно проявлять творческие способности.
Индивидуальный подход к каждому ребенку, создание на занятиях климата доверия, представления самостоятельности в решении творческих задач – важное условие творческой атмосферы и формирования этнокультурной компетенции. Так с любви к ближнему окружению: семья, детский сад, малая Родина – начинают зарождаться поликультурные чувства, этнокультурная компетентность у дошкольника. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.