Наташа Кудряшова
Формирование основ безопасности у старших дошкольников. Мастер-класс для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Добрый день,уважаемое жюри и уважаемые коллеги!
Я представляю город Козьмодемьянск.
2 слайд
Зовут меня Кудряшова Наталья Александровна, воспитатель первой квалификационной категории образовательного учреждения детский сад «Светлячок»
Я рада, что здесь собрались заинтересованные люди, надеюсь, что процесс будет двусторонним. И вы, так же как и я, будете активными участниками сегодняшнего мастер-класса.
Попрошу вас вспомнить переместительный закон сложения.
(От перестановки слагаемых сумма не изменяется).
Публикация «Формирование основ безопасности у старших дошкольников, Мастер-класс для педагогов» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Кто ни будь, сможет назвать формулу, где от перемены мест слагаемых все резко изменится (отвечают)
Слайд3
Существует формула жизни, в которой если мы поставим здоровье, на какое – то другое место, то не только сумма "жизнь" изменится, изменится и ее качество. Эта сумма может быть равна 10, может 30, а может быть и 167 годам (длительность жизни одного из тибетских монахов).
Формула жизни :
Жизнь = Здоровье + семья + учеба + друзья + работа.
-Н. А. Островский писал: "Самое дорогое у человека-это жизнь". - включить
Один из главных критериев уровня жизни человека - это безопасность, а для маленького и неопытного ребенка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее.
И от того, донесём ли мы, взрослые, до сознания ребёнка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь.
Мы все желаем нашим детям счастья, пытаемся уберечь их от бед и невзгод и часто задаем себе вопросы:Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Важно не просто оберегать ребенка от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, о необходимости, прививать ему навыки безопасного поведения. Поэтому задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить их как можно раньше к встрече с различными опасными жизненными ситуациями и научить справляться с ними.
Слайд 4
Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора темы моей работы : «Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста.»
Цель - создание условий для формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.
Указанная цель реализуется в следующих задачах:
1. Дать детям знания по основам безопасности жизнедеятельности.
2. Развить в детях умение применить полученные знания на практике, то есть в дальнейшей жизни.
3. Воспитать в детях понимание того, что соблюдение правил безопасности жизнедеятельности необходимо выполнять неукоснительно и почему.
На взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.
Выделяется ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека:
Слайд 5
- Давайте вспомним основные направления по основам безопасности.
(отвечают)
Эмоциональное благополучие
опасности дома
опасности на дороге и улице
опасности на природе
опасности в общении с незнакомыми людьми
Слайд 6
Формула безопасности гласит :
предвидеть опасность; при возможности избегать: при необходимости действовать.
Для детей она зарифмована в стихах:
Безопасности формула есть :
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать.
Слайд 7
Воспитание у дошкольников основ безопасного поведения осуществляется несколькими путями:
1. Прежде всего - через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными социальными и природными ситуациями.
2. Второй путь – познание действительности через разные источники информации : рассказы взрослых, чтение художественной литературы, средства массовой информации (печатные издания, радио, телевидение, интернет).
3. И конечно – через специально организованную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения знаний и умений.
Для того чтобы дошкольники увидели реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, поняли необходимость их соблюдения, знали, к чему может привести нарушение мер предосторожности, предлагаю использовать следующие методы работы.
Наиболее адекватными поставленной задаче, как с точки зрения дидактики, так и с учетом психологических способностей дошкольников являются дидактические игры.
Слайд 8
Дидактические игры
Дидактическая игра – явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания.
Дидактические игры дают возможность:
познакомить детей с источниками опасности,
сформировать представление о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения,
познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.
Для того,чтобы достичь положительного результата, необходимо выполнять определенные требования к дидактическим играм:
Игры должны быть:
- реалистичны (изображенные предметы имеют четкие формы, естественный цвет, максимально приближенные к реальным объектам);
- должны быть занимательными (содержать игровые элементы, задания, красочными, динамичными;
- отвечать конкретным образовательным задачам;
- соответствовать возрастным возможностям детей;
- предназначены как для коллективного, так и для индивидуального использования.
Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. Наш дом, до отказа заполненный различной бытовой техникой и химией, часто представляет мину замедленного действия. Ребенок получает в результате несчастных случаев в квартире получает различные повреждения: ушибы, ссадины, царапины, растяжения, вывихи, ожоги.
Предлагаю поиграть в игру Что мы знаем о вещах?»
Дидактическая игра «Что мы знаем о вещах?»
Задачи:
1. Расширять представления о правилах безопасного поведения в быту.
2. Закрепить умение составлять описательные рассказы по схемам-алгоритмам.
3. Формировать знания о том, что для безопасности предметы надо убирать на свои места.
5. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, мелкую моторику.
6. Воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома и в детском саду.
Посмотрите, в этом сундучке у меня много разных предметов, я буду загадывать загадки, а вы попробуйте их отгадать (достаю сундучок и загадываю загадки).
-Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло. (Нож)
Я пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник)
Она бывает глубока.
Она бывает мелка.
Однако, это не река. (Тарелка)
Салат, макароны, котлеты, картошку
Их можно, конечно, покушать и ложкой,
Но мною удобней -
у меня есть зубчики
Правда, невозможно
мною кушать супчики. (Вилка)
- Все пробует на зуб:
И сосну, и клен, и дуб. (Пила)
- Деревянная шея,
Железный клюв,
Стучит: «Тук,тук,тук!» (Молоток)
- Стук да звон! Стук да звон! –
За поклоном – поклон.
Звон да стук! Звон да стук! –
Только щепки – вокруг. (Топор)
- Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне всё тут да тук. (Гвоздь)
- Молодцы! Отгадали вы загадки правильно.
Ребята, все эти предметы у Незнайки дома разбросаны. А где они должны лежать он не знает. Помогите ему, пожалуйста, разложить их по своим местам. Как вы думаете, где же они должны храниться? Я с собой принес ящик и поднос. Куда будем класть посуду? А инструменты? Давайте сейчас мы наведем порядок, разложим предметы на свои места и поговорим о каждом из них: назовем предмет, для чего нужен предмет и чем он может быть опасен?. Образец воспитателя. Ответы детей).
1. Это Чайник. Он нужен, чтобы греть воду. Горячей водой можно обжечься.
2. Это тарелка. Из тарелки едят. Ее можно разбить и поранить руку и пальцы.
3. Это нож. Ножом режут. Им можно порезаться.
4. Это вилка. Вилкой кушают. Ей можно уколоться.
5. Это пила. Она нужна, чтобы распиливать деревянные предметы. Пилой можно порезать руку.
6. Это топор. Он нужен, чтобы колоть дрова, рубить деревья.
7. Это гвозди. Их забивают. Гвоздями можно поранить пальцы, руку. Им можно уколоться.
8. Это молоток. Он нужен, чтобы забивать гвозди. Молотком можно стукнуть по пальцу или руке.
Все вы правильно сказали, что эти предметы могут принести не только пользу. Надо уметь правильно с ними обращаться, иначе они могут быть опасными. Некоторые предметы можно брать, только с разрешения взрослого.
Вывод
Дидактические игры можно использовать в развлечениях, в непосредственной образовательной деятельности, в сюжетно-ролевых играх и режимных моментах. У детей, активно развивается, тренируется внимание, бережное отношение к своей жизни и здоровью. Применение игровых атрибутов, наглядных средств (сюжетных и предметных картинок, поощрительных призов вызывает желание дошкольников играть.
Слайд 10
Метод сравнения.
При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать - со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему.
-Сегодня мы с вами поговорим о нём… На него можно смотреть без конца. Он бывает красивый, а бывает и страшный. Он бывает полезный, а бывает опасный. Бывает он другом и бывает врагом. Хотите узнать, что это и почему он бывает такой разный?
Д. : Хотим.
В. : Тогда слушайте мои подсказки, и подумайте что общего между ними.
Попало наше тесто
В горячее место.
Попало – не пропало,
Румяной булкой стало
Какое это место
Куда попало тесто? (Печь)
Это тёмный-тёмный дом
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестёр
Может вспыхнуть как костёр. (Спички).
Шипит и злится, воды боится.
С языком, а не лает
Без зубов, а кусает. (Огонь).
Ответы детей.
В. : Правильно, сегодня мы с вами поговорим об огне. Без огня мы уже не представляем жизни, он нужен повсюду: в домах, детских садах, школах, на заводах, фабриках, в городах и в сёлах. Огонь – друг человека, без него невозможна жизнь на земле. Скажите мне, а для чего нужен человеку огонь?
Д. : Чтобы сварить еду, чтобы было светло, чтобы было тепло, железо плавить и т. д.
В. : А как вы думаете, может такой незаменимый огонь стать врагом человеку? Может он быть опасным? Когда?
Ответы детей.
В. : Говорим, что огонь нам друг!
Но врагом он станет вдруг,
Если мы о нём забудем,
Отомстит он сразу людям.
В. : Огонь постоянный спутник человека, может быть не только другом и помощником человека во всех добрых делах, но и врагом. Это зависит от нас! Теперь помогите мне разобраться, где же на этих картинках огонь друг, а где огонь – враг. Красными линиями нужно соединить огонь – друг, а синими огонь – враг.
Свеча
пожар в лесу
газ
утюг
камин
спички
костёр
пожар в доме
вечный огонь
Слайд 13
Ситуативно-имитационное моделирование
Этот метод даёт возможность имитировать действия с потенциально опасными предметами, моделировать угрожающие опасные ситуации и проигрывать стратегию поведения, формировать опыт безопасности у детей в природе, на дороге, в быту.
Ход использования метода СИМ в работе с дошкольниками может разворачиваться в следующем порядке:
Ознакомление с макетом; экскурсия по игровому уголку.
Инсценирование педагогом ситуаций на макете с помощью кукольных персонажей (после чтения художественной литературы или рассказа из личного опыта).
Совместное моделирование ситуаций на макете или в игровом уголке.
Самостоятельные игры детей.
Слайд1 4
В. : А сейчас мы поиграем
Как вести себя узнаем,
Если начался пожар.
В. : Я посмотрю, что вы будете делать, если вдруг у вас дома возникнет пожар. Я буду мамой (надевает шляпку, бусы, берёт сумочку, а вы детки. А это ваш дом.
Мама: Мне срочно нужно уйти. Вы остаётесь дома одни. Не шалите, не балуйте. Я скоро приду. Чтобы вы никому не открыли дверь, я вас закрою на ключ.
Однажды Коля, Оля, Анна
Играть в пожарные взялись.
Воды ведро набрали в ванной,
Но вот пожара не нашли.
Тогда решили сделать сами,
Но для пожара нужно пламя.
Бумага, спички, керосин…
Коля - Пожар готов! Тушить бежим.
Ребята бегали гурьбой,
Но вот беда – огонь не тухнет
И не залить его водой!
Включается гирлянда, имитирующая огонь.
В. : Ваши действия, ребята?
Д. :
Позвонить в пожарную часть по номеру 01;
в окно позвать на помощь взрослых;
если дым – лечь на пол, намочить полотенце, дышать через него.
В. : Нужно спрятаться от огня? Почему?
Д. : Если дверь не заперта – ползти к выходу.
В. : Почему нужно ползти?
Д. : Внизу дыма меньше.
В. : Если огонь только что возник, покажите мне ваши действия.
Д. :
Тушить одеялом, покрывалом ;
залить водой;
если загорелась одежда – падать и кататься, сбивать огонь.
В. : Молодцы! Вы, верно, справились с огнём. Я думаю и надеюсь, что вы никогда не попадёте в такую ситуацию. Но забывать об этом не надо. И никогда не играйте со спичками.
А сейчас мы поиграем в игру «Покажи правильно». Я буду задавать вопрос, а вы будете показывать нужную картинку.
Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер (01, 02, 03).
Там, где опасность, где огонь
Стрелою мчится красный конь (Красная лошадь, пожарная машина, красная «Волга»)
Ты о пожаре услыхал –
Скорей об этом дай сигнал!
Пусть знает каждый нарушитель,
Что надо взять (Лейка, огнетушитель, стакан с водой).
Заклубился дым угарный,
Гарью комната полна.
Что пожарный надевает?
Без чего никак нельзя? (Марлевая повязка, шарф, противогаз).
И запомните, ребята,
Чтоб не случилась с вами беда
Взрослых советы слушайте всегда
!
Слайд 15
Вывод
Моделирование ситуаций дает ребенку практически применять полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Выработав поведение в сымитированных игровых условиях, близко воспроизводящих контакт с потенциально опасными ситуациями, дошкольники будут намного увереннее чувствовать себя в реальных условиях.
Слайд 16
Экспериментирование и опыты.
Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
И сейчас мы с вами поэкспериментируем.
Слайд 17
«Экспериментальная лаборатория».
К сожалению, запретов и объяснений не всегда достаточно для обеспечения безопасности ребенка – особенно, если речь идет о таком притягательном для детей явлении, как огонь.
В: - Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека он давал свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей, которые могли напасть на человека. Но стоило огню дать волю, оставить его без контроля, как добрые действия огня превращались в зло. Пожары происходят и по сей день. И очень часто они возникают там, где не осторожно и небрежно обращаться с огнем. При неосторожности люди получают ожоги и отравления. Вот сейчас мы с вами проведем несколько экспериментов с огнем.
Эксперимент первый:
Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи.
- Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? (Огонек) Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться (Нет). Объясните, почему? (Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар). Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная.
Эксперимент второй:
В: Если огонь становится опасный, как человек может с ним справиться? (Его нужно потушить). Чего же боится огонь? (Воды, снега, песка, земли). А давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который использовать для тушения огня. Вы узнаете их? (Да) Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды (Ребенок выполняет указание воспитателя). Что происходит и почему? (Огонь погас, потому что он боится воды).
Чем еще можно тушить огонь? Ответы : землей, глиной, песком, водой. Почему ими можно тушить огонь? Ответ : Они не горят. Значит огонь можно тушить материалами, которые не горят.
Чтобы бороться с огнем, нужно знать ещё очень важное свойство огня. Какое? Вы сейчас сами его мне скажите. Давайте проведем еще один опыт.
Горит свеча. Накрою сверху пламя свечи пустой стеклянной баночкой. Огонь потух. Почему? (Выслушиваю ответы детей. Наводящими вопросами подвожу к правильному выводу.) Когда свеча горела, чем был окружен огонь? Воздухом. Поступал ли воздух огню, когда я накрыла свечу баночкой? Нет. Значит, какой вывод сделаем: горит ли огонь, если нет воздуха?
Вывод : Огонь гаснет, если нет воздуха.
Это и есть важное свойство огня. Вспомните: когда мы накрывали огонь землей, песком, то огонь тоже погас. Мы закрыли огню этими материалами что? Ответ: доступ воздуха огню.
Значит,чтобы потушить огонь, что нужно сделать? Ответ : Закрыть огню доступ воздуха. Какими материалами закрываем доступ воздуха огню? Ответ : Доступ воздуха огню можно закрыть несгораемыми материалами- песком, водой, землей. Это еще один вывод по борьбе с огнем.
Слайд 19
Мультфильмы
Ни один взрослый не сможет отрицать пристрастия детей к мультфильмам. Для систематизации знаний о правилах безопасности я демонстрирую детям обучающие мультфильмы. Мультфильмы в простой и доступной форме с помощью сказочных персонажей легко и быстро научат ребенка основам безопасности жизни, и поможет избежать многих опасных ситуаций! Развлекаясь с героями мультфильмов, ребенок будет одновременно получать полезные знания, необходимые в его еще начинающейся жизни. Встреча с мультфильмами несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности.
Обучающие мультфильмы для детей дошкольного возраста по теме «Формирование основ безопасного поведения».
обучающие мультфильмы для детей "Уроки тетушки Совы" .Уроки осторожности
научно-познавательный мультсериал "Фиксики"
Цикл познавательных мультфильмов «Азбука безопасности со Смешариками» "Азбука безопасности, этикет и хорошие манеры" учебные мультфильмы
Учебные мультфильмы:- «Пешеходный переход», «Что такое светофор»
«Правила дорожного движения для детей»
Мультфильмы "Азбука безопасности" cтудии "Лукоморье Пикчерз"
Слайд 20
В результате педагогического воздействия по данному направлению у ребёнка формируется устойчивая модель поведения
Дошкольник
Умеет предвидеть опасность
Умеет предпринимать меры во избежание опасности
Умеет обращаться за помощью к другим
Умеет действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасных ситуациях
Слайд 21
Подводя итог, мы ясно осознаем, как важно понимать значимость «Безопасности» в жизни каждого человека. Только совместными усилиями взрослых: педагогов и родителей можно научить дошколят основами безопасного поведения.
И чем раньше мы начнем прививать навыки безопасного поведения нашим детям, тем более уверенно будем смотреть в будущее.
Необходимо помнить, что жизнь, здоровье и безопасность дошкольника полностью зависят от окружающих его взрослых.
Один из мудрецов сказал очень важные слова "Скажи мне – я забуду, Покажи мне – я запомню, Вовлеки меня – я пойму". Я попробовала Вас,уважаемые коллеги, вовлечь, а как у меня получилось, я бы хотела узнать:
РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР – КЛАССА.
Уважаемые коллеги! Я предлагаю оценить мою сегодня работу. Перед вами яркая, солнечная полянка. Не хватает бабочек.
-Понравился Мастер – класс. Буду применять в своей в своей работе пусть бабочки красного цвета.
- Неплохо было. Но о том, буду ли я применять,не знаю, пусть прилетят бабочки зелёного цвета
- Ничего не поняла по теме. Было скучно, тоскливо, пусть прилетят бабочки синего цвета
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
И от воспитателя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети ваши
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Благодарю за работу.