Наталья Мысягина
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастья. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.
Публикация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников» размещена в разделах
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила основанием для выбора данной темы.
Исходя из вышесказанного, мы поставили перед собой следующие задачи:
• формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
• приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
• передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
• формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Ожидаемые результаты:
1. Соблюдение элементарных правил организованного поведения в детском
саду.
2. Соблюдение элементарных правил поведения на улице и в транспорте,
элементарных правил дорожного движения.
3. Знание и соблюдение элементарных правил поведения в природе.
4. Овладение навыками правильных действий в случае пожара.
Современные дидактические принципы опираются на закономерности обучения, развития в познавательной деятельности. Поэтому основными принципами в работе по формированию основ безопасного поведения являются :
1. Принцип систематичности и последовательности.
Работа по основам безопасности должна проводиться системно, по всем направлениям, с включением всех участников педагогического процесса в ДОУ, родителей, и установлением внешних связей.
Целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду, дома, на участке, в лесу
2. Принцип природосообразности.
Учет возрастных особенностей при отборе содержания, задач обучения и воспитания
3. Принцип сочетания научности и доступности.
Через принцип научности раскрывается перед детьми картина развития мира, изменение изучаемых предметов, которые прослеживают путь происхождения предмета
4. Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области культуры безопасного поведения на базе уже имеющихся.
5. Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребёнок забота о его здоровье и безопасности.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях :
• ребенок и огонь
Знакомство в дошкольном возрасте с противопожарными правилами, позволит сформировать устойчивую модель поведения и умение верно ориентироваться в создавшейся ситуации, занять активную жизненную позицию.
• ребенок на улицах города
Дети знакомятся с правилами поведения на улицах города, правилами дорожного движения.
• ребенок и природа
Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли - земля - наш общий дом, а человек - часть природы.
• здоровье ребенка и его эмоциональное благополучие
Очень важным является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни
• ребенок дома
В этом направлении рассматриваются вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.
• ребенок и другие люди
Основная мысль этого направления - ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.
В рамках реализации непосредственной образовательной деятельности по разделу “Безопасность” в нашем ДОУ реализуются все виды деятельности детей дошкольного возраста :
Непосредственно – образовательная деятельность важна для познания социального мира. В процессе обучения на занятиях ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством воспитателя, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию.
Продуктивная деятельность позволяет детям сознательно отражать окружающую действительность в рисунке, лепке, аппликации, конструировании. Продуктивная деятельность позволяет ребёнку с помощью фантазии вжиться в мир взрослых и познавать его, однако она не даёт ему возможности реально, практически участвовать в социальной жизни.
Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу.
Праздники и развлечения в детском саду являются важной формой организации детей вне занятий, помогают создать радостную атмосферу, способствуют формированию у детей положительных эмоций, расширяют сферу их чувств, приобщают к коллективным переживаниям, развивают инициативу, творческую выдумку.
Проблемы, связанные с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и социумом.
Методическое обеспечение педагогического процесса в группе немаловажная составляющая в решении задач образовательной области «Безопасность».
Особое место в организации образовательного процесса по разделу “Безопасность” занимает сотрудничество с семьей Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в группе. Информирование родителей и стимулирование их активного участия в образовательном процессе ДОУ происходит в ходе родительских собраний, тематических бесед, индивидуальных консультаций, с помощью информации в “уголках родителей”, отражающих текущие события, несущие конкретные знания и рекомендации по освоению детьми раздела “Безопасность”.
Результатами проведенной работы являются:
- Ребёнок имеет представления о том, что такое безопасное поведение, понимает, как вести себя в опасной ситуации в быту, на улице, в природе.
- Сообщает правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном зале.
- Правильно пользуется потенциально опасными бытовыми предметами под присмотром взрослых;
- Ребёнок владеет основами безопасного поведения : знает, как позвать на помощь; может объяснить, что получил травму; знает информацию о себе, родителях; соблюдает правила дорожного движения, поведения в транспорте
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка.