Наталья Тетерина
Формирование у детей основ пожарной безопасности
▼ Скачать + Заказать документы
Ежедневно к работникам МЧС России поступают тревожные сводки о пожарах, жертвами которых всё чаще становятся дети.
Разговор о шалости, о неосторожном обращении детей с огнем не нов. Кое – кто может сказать: «А стоит ли возвращаться к этой теме? Нужно ли повторять, что спички в руках ребенка – опасная, порой смертельная игрушка? Не стоит, тема уже избита». Но данные статистики «кричат» обратное. Количество пожаров от детской шалости с огнем не уменьшается. На пожарах гибнут дети, уничтожаются материальные ценности. Причиной жертв среди детей становится отсутствие у малышей навыков осторожного обращения с огнем, недостаточный контроль за их поведением, а в ряде случаев – неумение взрослых правильно организовать досуг детей. Установлено, что дети очень часто проявляют интерес к огню именно тогда, когда не находят какого- либо занятия, когда взрослые не интересуются их играми или отсутствуют дома. Поэтому следует снова и снова возвращаться к этой теме.
Публикация «Формирование у детей основ пожарной безопасности» размещена в разделах
Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания. При этом важно не только оберегать его от опасностей, но и формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения.
В дошкольном возрасте проблематично воспитывать «обеспечение безопасности при стихийных бедствиях, экстремальных ситуациях в быту, в лесу, на транспорте» вследствие малого жизненного опыта. Дети дошкольного возраста оказываются совершенно неподготовленными к ответственности за собственную и чужую жизнь. Можно научить ребенка правильно отвечать на вопросы по безопасному поведению, как правильно действовать в определенной ситуации, но маленький ребенок не обладает способностью распознавать тип опасной ситуации и моментально действовать в ней. Отработать с детьми все возможные ситуации, в которые они могут попасть, невозможно. Поэтому очень важно сформировать у ребенка понятия «опасность – безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действовать в ней.
В настоящее время для реализации этих задач в дошкольных учреждениях предложено большое количество вариативных программ развития и воспитания детей. Анализ программных документов показывает, что в них выдвигается требование формирования у дошкольников знаний по обеспечению безопасности и умений осуществлять это. Авторы программы «Детство», по которой работает наше дошкольное учреждение, предлагают следующие направления работы по реализации данной задачи: о правилах поведения в экстремальных ситуациях, типичных для того или иного времени года (гроза, гололед, наводнение); обучение навыкам оказания элементарной помощи при царапинах и ушибах; сообщение некоторых знаний по общению с незнакомыми людьми. Одним из направлений является – формирование представлений о правилах обращения с огнем и электроприборами. Необходимо отметить, что эти задачи находятся в разных разделах; представленные формулировки не отражают всех компонентов безопасного поведения ребенка, разработанное содержание предлагается только в старшем дошкольном возрасте. Исходя из противоречия между необходимостью обучения детей правилам безопасности при пожаре и недостатком соответствующих возрасту разработок по данной теме, в нашем дошкольном учреждении была создана методическая разработка по обучению детей правилам пожарной безопасности «Огони друг, огонь – враг».
Цель: формирование у детей основ пожарной безопасности, в том числе пожаробезопасного поведения.
Задачи: Дать детям первоначальные сведения о причинах возникновения пожара; Познакомить со свойствами и качествами предметов с точки зрения их пожарной опасности;
Дать представления о труде пожарных, их профессиональными действиями;
Показать взаимосвязь пожарных подразделений (диспетчер – боевой расчет, служб спасения: «01», «02», «03», «04»;
Обучать детей правилам безопасного поведения в случае возникновения пожара : уметь ориентироваться в пространстве помещения группы, квартиры, знать первые действия при пожаре, уметь вызывать службу спасения «01»;
Формировать осторожное отношение к предметам – повышенным источникам пожарной опасности;
Активизировать словарь детей по данной теме;
Воспитывать уважительное отношение к профессии пожарных;
Воспитывать желание оказывать взаимопомощь, бережно относиться к своей жизни и здоровью.
Основные принципы организации работы с детьми:
принцип полноты – содержание реализуется через все разделы программы;
принцип системности – работа проводится весь учебный год, специально организованные занятия проводятся в первой половине дня, нерегламентированные виды деятельности планируются в утренние и вечерние отрезки времени;
принцип доступности содержания детям;
принцип возрастной адресованности;
принцип координации деятельности педагогов (воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор физвоспитания, учитель – логопед, педагог – психолог, преподаватель изодеятельности);
принцип преемственности взаимодействий с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Формы организации детских видов деятельности:
игровая деятельность;
изобразительная деятельность;
обыгрывание проблемных ситуаций;
театрализация и досуговая деятельность;
тематические дни, недели, месячники;
занятия по всем разделам программы;
социализация опыта воспитанников.
Ожидаемые результаты:
у детей сформированы навыки безопасного поведения с огнем;
умеют адекватно вести себя в пожароопасных ситуациях дома, в ДОУ, на природе, взаимодействии с пожарными;
умеют обращаться с электроприборами, предметами повышенной пожарной опасности;
дети проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению к другим людям;
у дошкольников развивается возможность осознания своего здоровьесберегающего поведения;
ребенок из пассивного объекта превратится в активного субъекта собственного здоровья и безопасности.
Литература:
Н. Аралина «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности». М. 2007.
И. Н. Авдеева, О. Л. Князева «Основы безопасности детей дошкольного возраста», 2009г.
М. М. Борисова «Тематические подвижные игры для дошкольников» М. Обруч. 2015.
Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова, Л. М. Гурович «Детство:Программа развития и воспитания детей в детском саду», ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2011г.
В. Н. Волочкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада», ТЦ «Учитель» 2004г.
Гуревич А. и др. «Безопасность ребенка в большом городе» : Педагогические и социальные технологии. М., 2002.
Шорыгина Т. «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет». М. 2007