Любовь Васильевна Борисова
Перспективный план работы по формированию основ безопасности на дороге у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Старшая группа (5-6 лет)
Тема
Сентябрь
Правила перехода проезжей части, движение по улице
- Дать представление о том, что ходить по улице необходимо по правой стороне, вне населенных пунктов только с взрослыми, по краю обочине, навстречу движения транспорта;
- закрепить умение переходить проезжую часть по переходу: посмотреть налево - направо, если не успел перейти - остановиться на «Островке безопасности» или разделительной линии;
- формировать культуру перехода проезжей части.
Публикация «Перспективный план работы по формированию основ безопасности на дороге у старших дошкольников» размещена в разделах
- ПДД. Планы
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
Совместная деятельность с детьми в режимных моментах
- Обыгрывание ситуаций по переходу
проезжей части;
- рассматривание книг, иллюстраций по правилам дорожного движения;
- чтение произведений: С. Волков «Как пройти через дорогу», Ф. Жичка «Улица моя», Я. Пишумов «Это улица моя»;
- инсценировка «Переход проезжей части», показ данной инсценировки детям средней группы;
- рисование на тему: «Мы переходим улицу»;
- выставка детских рисунков «Вежливый пешеход».
Октябрь
Устройство улицы
- Дать представление о многополосном движении;
- раскрыть понятие «площадь»;
- продолжать развивать умение ориентироваться на плане ближайшего окружения детского сада;
- закрепить понятие «улица», её составные части и их назначение.
Совместная деятельность с детьми в режимных моментах
- Предложить детям рассказать о своём безопасном маршруте от дома до детского сада»;
- дидактическая игра «Наша улица»;
- дискуссия на тему «Чем опасен стоящий на проезжей части транспорт»;
- рассматривание иллюстраций «Улицы города»;
- составление рассказов из личного опыта «Как я иду через дорогу».
Ноябрь
Светофор
- Дать представление о том, что специальный транспорт может проезжать на красный сигнал;
- развивать умение детей не только знать скрытую опасность, но и предвидеть её и уметь избежать;
- закрепить виды светофоров, места установки каждого вида (трехцветный, двухцветный, транспортный);
поворотом) светофора и назначение.
Совместная деятельность с детьми в режимных моментах
- Целевая прогулка совместно с инспектором ОГИБДД ОМВД России по г. Нягани к перекрестку, на котором работают два светофора (пешеходный и транспортный);
- чтение: А. Дорохов «Красный, желтый, зеленый», Г. Георгиев «Светофор»;
- беседа «Какому светофору подчиняется пешеход, если на перекрестке работают два светофора?»;
- дидактическая игра «Собери картинку»;
- подвижные игры «Огни светофора»,
«Сигналы светофора»;
- Блиц-опрос по пройденному материалу.
Декабрь
Дорожные знаки
- Познакомить с дорожными знаками «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Многопутная железная дорога»;
- развивать умение различать дорожные знаки для водителей, велосипедистов и пешеходов;
- закрепить знания детей о видах и назначении дорожных знаков.
Совместная деятельность с детьми в режимных моментах
- Дидактические игры «Сложи дорожный
знак», «Необычный дорожный знак»;
- подвижная игра «К своим знакам»;
- изготовление дорожных знаков : «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Многопутная железная дорога», «Пешеходный переход», «Автобусная остановка», «Осторожно дети»;
- строительство железнодорожного вокзала из напольного конструктора и обыгрывание ситуаций: «Осторожно улица», «Едем на вокзал», «Мы на вокзале»;
- Конкурс загадок «Дорожные знаки».
Январь
Работа сотрудника ГИБДД
- Закрепить значение жестов регулировщика, их соответствие сигналам светофора.
Совместная деятельность с детьми в режимных моментах
- Дидактическая игра «Жесты регулировщика»;
- подвижная игра «Запомни сигналы регулировщика», «Поиски жезла»;
- чтение художественных произведений: В. Драгунский «На садовой большое движение», В. Берестов «Стоял ученик на развилке дорог.»;
- логическое упражнение «Чем одна картинка отличается от другой»;
- конкурс на лучший рисунок регулировщика.
Февраль
Поведение в транспорте
- Закрепить с детьми правила поведения в транспорте и обязанности пассажиров: знания мест ожидания транспорта, поведение пассажиров во время движения и при выходе из транспорта.
Совместная деятельность с детьми в режимных моментах
- Беседа «Обязанности пассажиров»;
- экскурсия к остановке пассажирского транспорта;
- рассматривание иллюстраций, плакатов, книг на данную тему;
- дидактическая игра «Найди пассажира-
нарушителя»;
- дискуссия «На каких дорогах остановки общественного транспорта опаснее - на узких или широких?».
Март
Транспорт
- Познакомить и рассказать об отличиях транспорта от машин специального назначения;
- дать представление о тормозном пути автомобиля, о том, что снегоуборочные машины не всегда работают по ходу движения транспорта;
- закрепить знания о двустороннем и одностороннем движении.
Совместная деятельность с детьми в режимных моментах
- рассказ детей о поездке в транспорте, используя игрушки;
- используя макет, показать опасные ситуации на дороге;
- сюжетно-ролевая игра «Водитель»;
- подвижные игры: «Пешеходы и автомобили», «Разные машины»;
- картинки-раскраски с различными видами транспортных средств;
- решение транспортных ситуаций на макете.
Апрель
Перекресток
- Разъяснить детям правила дорожной безопасности в условиях плохой погоды (дождь, туман, гололёд, морозная погода, оттепель);
- развивать умение оценивать дорожную обстановку;
- закрепить названия видов перекрестков, правила их перехода;
- формировать культуру движения пешеходов.
Совместная деятельность с детьми в режимных моментах
- Чтение художественных произведений: И. Серебрякова «Законы улицы и дорог», С. Михалков «Велосипедист»;
- беседа «Я и мой велосипед»;
- игра на транспортной площадке «Грамотный пешеход»;
- игры на развитие глазомера: «Глазомер»,
«Ловкий пешеход», «Разрезные знаки»;
- экскурсия к перекрестку совместно с родителями и инспектором ОГИБДД ОМВД России по г. Нягани;
- рисование различных видов пешеходных переходов.
- рисование различных видов пешеходных переходов.
Май
Правила поведение на улице
- Научить соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном движении по дороге. Объяснить детям необходимость вырабатывать положительные привычки по выполнению правил безопасного поведения на дороге;
- закрепить правила поведения на улице;
- формировать культуру движения пешеходов.
Совместная деятельность с детьми в режимных моментах
- чтение художественных произведений: С. Пшеничных «По дороге мчат машины» К. Завойская «Ехал странный пассажир»;
- рассматривание иллюстраций о культуре поведения на улице;
- лабиринты, кроссворды по правилам дорожного движения;
- подвижная игра «Да-нет»;
- конкурс рисунков на асфальте «Дети,
дорога, автомобиль».
Подготовительная группа
6 – 7 лет
Тема
Сентябрь
Наш город
- Продолжать знакомить детей со знаком «Пешеходный переход»;
- закрепить знания детей о правилах дорожного движения, о правилах поведения детей на улице;
- формировать сознание детей, что к чему могут привести нарушение правил дорожного
движения.
Совместная деятельность с детьми в режимных моментах
- Чтение рассказа В. Клименко «Кто важнее всех на улице»;
-беседы: «Наш город»; - Беседа «Ели ты потерялся в городе;
- рассматривание ситуаций с помощью макета «Безопасный маршрута»;
- рассматривание альбома «Безопасное поведение на улицах нашего города»;
- подвижная игра «Вежливый пешеход;
- игры с конструктором «Стром улицу»;
- рисование по замыслу.
Октябрь
Транспорт нашего города
- Закрепить знания детей о том, какой бывает транспорт (пассажирский, грузовой, машины специального назначения (скорая, пожарная машина, патрульная машина, экскаватор, подъемный кран, бульдозер, бетономешалка и другие);
- формировать культуру поведения в общественном транспорте.
Совместная деятельность с детьми в режимных моментах
- Чтение М. Дружинина «Служебные машины»»;
- беседа «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать»;
- загадки о транспорте;
- сюжетно -ролевая игра «Водители и пешеходы»;
- обсуждение опасных ситуаций;
- подвижная игра «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир»;
- аппликация «Машины на нашей улице».
Ноябрь
Зачем нужны дорожные знаки
Совместная деятельность с детьми в режимных моментах
- Углублять знания о дорожных знаках их назначении для пешеходов и водителей;
- закрепить знания детей о правилах поведения на улице;
- формировать умение правильно реагировать на дорожные знаки развивать навык осознанного поведения на дороге. - Беседа «Как появляются опасные ситуации на дороге»;
- игра-викторина «Знаки на дорогах»;
- дидактическая игра «Дорожный знак»;
- работа с перфокартой «Дорожные знаки»;
- загадки о дорожных знаках;
- мультимедийная презентация «Знаки потерялись»;
- подвижная игра «Найди свой знак».
Декабрь
Как появились правила дорожного движения
- Систематизировать и закрепить знания детей об истории возникновения Правил дорожного движения;
- формировать интерес к изучению правил, культурному поведению на улице.
Совместная деятельность с детьми в режимных моментах
- Чтение рассказа Л. Н. Овчаренко «Кто без языка, а говорит»;
- беседа «Если бы не было правил дорожного движения?»;
- мультимедийная презентация «Эволюция вещей – как менялись дорожные знаки»;
- дидактические игры «Что лишнее», «Разложи знаки»;
- просмотр роликов: «Азбука безопасности - пешеходная «Зебра», «Машинки и
правила дорожного движения», «Правила
дорожного движения»;
- подвижная игра «Вежливый пешеход».
Январь
Моя дорожная грамота
- Продолжать расширять знания детей о правилах пешеходов на дороге (проезжей части) и на тротуаре;
- формировать умение ориентироваться в дорожных ситуациях, предвидеть возможные опасные ситуации и находить способы их разрешения.
Совместная деятельность с детьми в режимных моментах
- Чтение Б. Житков «Что я видел»;
- беседа «Дорожные ловушки»;
- рассматривание книг по Правилам дорожного движения в книжном уголке в рамках недели безопасности;
- игры с макетом улицы «Расставь знаки»;
- дидактическая игра «Собери свой знак»;
- игра «Это я, это я, это все мои друзья!»;
- домино «Правила дорожного движения».
Февраль
Твой приятель светофор!
- Продолжать знакомить детей с историей изобретения уличного светофора;
- закрепить знания о четырехстороннем светофоре;
- формировать умение применять на практике полученные знания по Правилам дорожного движения.
Совместная деятельность с детьми в режимных моментах
- Чтение В. Кожевников «Светофор»;
- рассматривание иллюстраций о светофоре;
- викторина «Мы друзья светофора»;
- подвижная игра «Стоп- иди»;
- дидактическая игра «Светофор»;
- выставка поделок «Наш друг светофор».
Март
Опасные участки на пешеходной части улицы
- Продолжать знакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части нашего города, и соответствующими мерами предосторожности, различными способами ограждения опасных зон тротуара.
Совместная деятельность с детьми в режимных моментах
- Чтение А Тюняев «Правила дорожного движения переходили»;
- рассматривание иллюстраций «Дорога без опасностей.
- беседа «Если ты гуляешь один»;
- дидактическая игра «Дорожные знаки»;
- путешествие Кати по городу (работа с помощью макета;
- подвижная игра «Знающий пешеход»;
- обыгрывание ситуаций: «Пешеход»,«Машина»;
Апрель
Мой друг – велосипед
- Расширять знания детей о правилах поведения в разных опасных ситуациях, которые могут возникнуть в городских условиях при катании детей на велосипеде;
- закрепить знания детей о правилах передвижения на велосипеде;
- формировать культуру поведения на улице с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Совместная деятельность с детьми в режимных моментаха.
- Чтение стихотворения С. Михалков «Велосипедист»;
- рассматривание иллюстраций «Буратино катается на велосипеде»;
- беседа «Маленькие велосипедисты;
- рассматривание проблемных ситуации, возникающих при катании на велосипеде;
- подвижная игра «Веселые велосипедисты»;
- лото «Осторожностей»».
- конкурс рисунков на асфальте «Красный, желтый и зеленый».
Май
Правила движения достойны уважения!
- Совершенствовать умение ориентироваться в создавшейся ситуации;
- закрепить знания детей о Правилах дорожного движения, умение соблюдать их в окружающем мире;
- формировать эмоциональный положительный настрой.
Совместная деятельность с детьми в режимных моментах
- Итоговое досуговое мероприятие совместно с детьми, их родителями и сотрудником ОГИБДД ОМВД по г. Нягани.