Оксана Лазаренко
Формирование нравственных качеств личности через мероприятия коллективной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование нравственных качеств личности через мероприятия коллективной деятельности
«Очень важно с малых лет учить ребёнка соизмерять собственные
желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний
отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не
станет настоящим человеком и гражданином».
В. А. Сухомлинский
Темочки:
Актуальной задачей нашего времени является воспитание у дошкольников нравственных качеств: гуманных отношений (отзывчивость, доброжелательность, заботливое отношение, культуры поведения, чувства коллективизма. Формирование нравственной культуры - важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан ребёнок в нравственном отношении, зависит и становление его жизненной позиции.
Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственные качества ему предстоит приобрести. В возрасте от 3 до 7 лет у ребёнка интенсивно начинают формироваться первые понятия и представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо». У него возникают первые нравственные чувства – симпатия и сочувствие к окружающим людям, любовь к матери и отцу и т. д.
На протяжении дошкольного возраста в него закладываются основы самых глубоких, сложных и важных человеческих чувств: честности, правдивости, чувства долга, интернационализма, любви и уважения к труду. Первые проявления этих чувств ещё очень наивны: чувство интернационализма, например, сначала выражается в форме симпатии к людям других национальностей. Формирование нравственных чувств чаще всего начинается с привычки. Воспитание нравственных привычек можно начать очень рано, когда ребёнку ещё не исполнилось года и когда он ещё не в состоянии понять объяснения взрослых. В таком возрасте его просто приучают быть добрым.
Когда ребёнок совершает в определённой ситуации поступки, ставшие привычными, то он испытывает радостные чувства. Когда же что-либо препятствует выполнению этих поступков, ребёнок переживает беспокойство, которое в дальнейшем развивается в чувство стыда. Нравственные привычки, приобретённые ребёнком, лежат в основе нравственного поведения.
Нравственное поведение – это поведение глубоко социальное, основанное на принятых человеком моральных принципов, на его мировоззрении. Привычка нравственно поступать в соответствии с нравственными правилами вырабатывается у ребёнка только в том случае, если требования со стороны взрослых в семье, в детском саду будут предъявляться ребёнку постоянно. Таким образом, в привычных поступках, отвечающих принятым в нашем обществе моральным нормам, формируется характер будущего гражданина.
НОД в ДОУ включала в себя различные формы работы с детьми :
- Ознакомление с народным фольклором
- Театрализованные игры и представления
- Беседы духовно-нравственного содержания (Будь всегда вежливым», «Какой он – культурный человек?», «Острое словечко ранит сердечко», «Давайте говорить друг другу комплименты», «Дружба», «Честность и правдивость», «Правила поведения на улице, в труде, в игре», «Волшебные слова», «Чем больше в мире доброты – тем счастливей я и ты»
- Православные праздники
- Выставки детского творчества
- Проектная деятельность.
- Сюжетно-ролевые игры.
- совместная изобразительная деятельность
Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника красной нитью проходит в содержание всех образовательных областей:
Социализация:
• формирование нравственных представлений о нормах социальных отношений и моделях поведения,
• формирование семейной гражданской принадлежности, воспитание патриотических чувств.
Познание:
• приобщение детей к истокам русской народной культуры
• Знакомство с историей родного города
• Знакомство с православными праздниками
• Этические беседы.
Чтение художественной литературы:
• Знакомство с народным фольклором (сказки, былины и т. д.)
Художественное творчество:
• Знакомство с народными промыслами, творчеством
- Коллективная творческая деятельность
Музыка:
• Знакомство с народными музыкальными произведениями
Физическая культура:
• Знакомство с народными играми.
Нравственное воспитание может достигаться при помощи разных средств. Я расскажу о некоторых коллективных мероприятия которые широко используются в нашем учреждении:
Одно из важных - изобразительная деятельность детей, включающая рисование, лепку, аппликацию, которая может осуществляться индивидуально, в парах, а может объединяться в общую композицию. Такие работы называются коллективными.
В процессе коллективного выполнения задания создаются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, выдвигать предположения, отстаивать собственное пространство, идею.
Трудовая деятельность.
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.
Основные виды труда в детском саду — это хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства и коллективный труд детей.
Так же участие в параде победы и конкурсах патриотической направленности помогает в воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста. В каждой группе есть патриотической уголок, который включает в себя фотоальбомы с видами г. Новокузнецке, г. Москвы книги, сборники стихов о Родине и войне. Информационный материал: «Легенды г. Новокузнецка», «О городе Новокузнецке хотим мы много знать», «История г. Новокузнецка» фотоматериалы «Памятники ВОв в Новокузнецке», «Награды ВОВ».
Театрализованная деятельность
Театр— один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии, речи, созданию положительного настроения, решением конфликтных ситуаций через игру.
По средствам театрализованной деятельности происходит воспитание гуманных чувств детей, формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости; формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки; развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
Посещение музеев. В дошкольном отделении есть музей «Русская изба», посвященный русским традициям, русскому народному творчеству, русскому быту.
Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Сформированные в дошкольном возрасте основы нравственной направленности личности в значительной степени определяют дальнейшее ее жизни, а исправить допущенные родителями, педагогами ошибки в нравственном воспитании детей трудно или невозможно.