Елена Фатеева
Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с культурой и историей
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте важно создавать условия, способствующие духовно-нравственному развитию личности и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Важно приобщать детей к историческим корням, ценностям и опыту русской культуры с помощью знакомства с этическими и культурно - историческими традициями тех мест, где они проживают.
Публикация «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с культурой и историей» размещена в разделах
Народ веками стремится в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, Родине, свое понимание красоты. Народное искусство вводит ребенка в богатый мир предметов и образов, отличающихся игрой красок, разнообразием форм, яркими настроениями. Искусство родного края, которое видят дети, раскрывает перед ними богатство культуры народа, помогает усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты.
Красивое, необычное, новое, вновь познанное старое, вызывают живой эмоциональный отклик и активизируют творческие способности детей. А мы живем в городе-музее под открытым небом - Мариинске, маленьком городке Сибири.
Мы живем в краю красивом,
Самом лучшем, самом милом.
Как его нам не любить?
Как нам им не дорожить?
Город наш – «цветок деревянный на закате деревянного лета» - богат старинными и новыми композициями из дерева. А главное богатство нашего города – люди. Люди не простые, а мастеровые, которые своими руками создают прекрасные шедевры из дерева, бересты, украшают ими предметы быта, дома.
В ходе экскурсий в краеведческий музей, музей бересты дети знакомятся с туесами, картинами, предметами быта, начинают понимать природу, природный вкус народных умельцев, их необыкновенную одаренность и тяготение к красоте.
Работая с детьми, стараемся воспитывать у них любовь к родной природе, к малой родине. Продолжая традиции народных умельцев родного края, организуем продуктивную деятельность с природным материалом, с берестой.
Люди давно заметили долговечность бересты, ее способность не поддаваться гниению. Бересту использовали в строительстве, плели влагоустойчивую обувь, обвивали лодки, делали знаменитые туеса. Этот небольшой сосуд из бересты поражает простотой и мудростью конструкции. Люди хорошо знают, что соль, хранимая в туеске никогда, ни сыреет, а соленые грибы и огурцы не только долго хранятся, но и имеют очень приятный вкус, но больше всего берестяные туеса ценятся за то, что молоко и квас долго остаются холодными, а горячая вода наоборот долго не остывает.
Работа с берестой способствует формированию положительных взаимоотношений между детьми. Воспитанники учатся давать оценки своим работам и работам товарищей. Дети сочетают работу с музыкой, пением. Дошколята знают, откуда появилась береста, все благодаря символу России – милой березке.
Следуя принципу системности в организации образовательного процесса, в детском саду разработана рабочая программа «Берестяная карусель», которая реализуется через вариативную часть учебного плана, как предусматривается в ФГОС ДО. Основными задачами программы является:
1. Познакомить детей с историко-культурным наследием родного края.
2. Развивать творческие способности у детей через работу с природным материалом.
3. Формировать у дошкольников ценностные ориентиры и нравственные нормы, основанные на духовно- нравственных и общечеловеческих принципах.
4. Научить детей создавать поделки, сувениры из природного материала для украшения интерьера группы.
5. Создать условия для творческого общения и сотрудничества педагогов, родителей и детей.
Перспективная программа предусматривает проведение образовательной деятельности с детьми средней группы один раз в неделю.
При планировании совместной образовательной деятельности используются дидактические и подвижные игры, художественный труд, чтение и разучивание стихов, считалок, скороговорок, просмотр видеофильмов и презентаций о городе Мариинске. Также используются традиционные методы работы: диалог, описание по фотографии и т. д.
Дошкольное учреждение активно сотрудничает с мастерами нашего города, в перспективную программу включены экскурсии в музей – бересты, посещение библиотеки, а также встречи с Ю. Михайловым профессионалом и народным умельцем нашего города.
Мы считаем, что каждому ребенку важно ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней. Кроме того, мы стараемся создать такую атмосферу, такие условия, при которых ребенок чувствует себя значимой частью целого. Приобщение детей к культуре родного города является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Литература
1. Антонова, Г. А. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа / Г. А. Антонова // Санкт- Петербург : Детство- пресс, 2012.
2. Зеленин. Ф. Краеведческое пособие / Ф. Зеленин // Кемерово, 1999.
3. Новицкая, М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая // Москва, Линка – Пресс, 2003.