Сергеева Татьяна Викторовна
Система работы по теме «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность проблемы патриотического воспитания в современном мире.
«Кто любит, ценит, уважает накопленное и сохраненное
предшествующим поколением, может любить Родину,
стать подлинным ее патриотом»
С. В. Михалков.
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Публикация «Система работы по теме „Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Целью моей работы является : формирование у детей патриотических чувств посредством приобщения к истокам казацкой культуры.
Для достижения данной цели определила следующие задачи:
• Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к казацкому народу, его обычаям, традициям.
• Использовать в данной деятельности все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки.
• Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего села, края, страны, гуманному отношению ко всему живому, умение видеть историю вокруг себя.
Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация данного опыта предполагает: систему краеведческих знаний, устойчивый интерес к историческому прошлому своей малой родины и России, уважительное и бережное отношения к памятникам; любовь и бережное отношение к природе; посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда; честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
Данный опыт разрабатывался и внедрялся в практику с 2013 по 2016 гг. Работа над опытом проходила поэтапно:
1 этап (2013-2014) – аналитико – диагностический. Изучалась и анализировалась педагогическая литература, проводилось диагностическое обследование, педагогическое наблюдение, анкетирование.
2 этап (2014-2015) – практический. Проводилась разработка занятий, экскурсий, индивидуальной работы с детьми по воспитанию патриотических чувств через ознакомление с родным краем, корректировка методов и средств достижения поставленных задач.
3 этап (2015-2016) аналитико -обобщающий.
Посвятила систематизации и обобщению результатов работы, анализу данных, полученные в результате работы, формированию общих выводов, обобщению опыта.
В последние годы в системе дошкольного образования происходят кардинальные перемены, она изменяется и совершенствуется. На первый план выдвигается Федеральный государственный образовательный стандарт, где представлены обязательные требования к дошкольному образованию. Одной из основных задач ФГОС ДО – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей. Проблема патриотического воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Ведь современные дети мало знают о своем родном селе, народных традициях казачества. Наша задача - как можно раньше пробудить в детях любовь к своей малой родине, стране, воспитывать любовь и уважение к людям старшего поколения.
План углубленной работы
По теме : «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем»
На 2013 – 2014 у. г.
Срок
проведения Содержание, деятельность Предполагаемые результаты
1 этап – организационно-подготовительный
Цель: мотивация, целепологание.
Авгут-
Сентябрь
2013 Подбор и изучение
нормативных документов; Составление опыта.
Октябрь 2013 чтение методической, педагогической и предметной литературы; Составление опыта
Ноябрь 2013 обзор в интернете информации по образовательным областям; Составление опыта
Декабрь 2013 проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег; Составление опыта
январь 2013 изучение и внедрение новых технологий; Составление опыта
Февраль 2013 Составление перспективного плана Составление опыта
2 этап – Практическая системность.
Цель: знакомства детей с ближайшем окружением.
Март 2013 работа с детьми в патреотическом кружке;
Знакомство с ближайшим окружением: семьей, ее членами, значением имен детей Закрепление знаний о членах семьи, значение имен детей
Апрель 2013 Знакомство детей с детским садом и его сотрудниками Знакомство детей с сотрудниками детского сада
Май 2013 Ознакомление детей с родным селом. Знакомство детей названием села, близлежащими улицами.
3 этап – аналитический, контрольно- коррекционный.
Цель: рефлексия и коррекция деятельности (июнь 2013-август 2013)
Июнь2013 Диагностика детей по реализации поставленных задач. Выявление проблем.
Разработка плана на второй год работы.
План углубленной работы
По теме : «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем»
На 2014 – 2015 у. г.
Срок
проведения Содержание, деятельность Предполагаемые результаты
1 этап – организационно-подготовительный
Цель: мотивация, целепологание.
Авгут-
Сентябрь
2014 Диагностика умений детей Определение уровней знаний у детей
Сформированы цель, задачи, план действий.
Сентябрь 2014 Подбор иллюстраций, книг, дидактических игр по патриотическому воспитанию.
Октябрь 2014 История возникновения села Александровского
Беседы о дне рождении села.
Рисование на тему: «Наше село».
Проект «День рождение села»
Знание о родном селе.
Ноябрь 2014 Архитектура села
Рассмотрение открыток, фотографий, архитектуры прошлого и настоящего.
Рисование на тему: «Дома на нашей улице»
Д/И «Кому что нужно для работы» Знания об архитектуре села.
Декабрь 2014 Беседа на тему: «Родное село и его достопримечательности».
Сюжетно-ролевая игра: «Экскурсоводы».
Чтение стихов Л. Шубной
Знакомство с легендой «Каменные сараи» Знание достопримечательностей села
Январь 2014 Знаменитые люди села.
Д\И «Узнай и назови знаменитых людей».
Рисование на тему «Каменные сараи»
Знакомство со знаменитыми людьми села.
Февраль 2014 Рассматривание исторических иллюстраций о селе.
Символика села.
Знакомство с картой Ставропольского края.
Знакомство с главным городом Ставрополем. Знакомство с символикой села.
Знакомство с картой и городом Ставрополем.
Март 2014 Ставропольские ремесла.
«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» подборка тематической папки.
«Зоопарк» каменных чудовищ.
Беседа «Казачество на Ставрополье.» Знакомство с ремеслами.
Знакомство с легендами села.
Апрель 2014 Экскурсия в музей села.
История заселения территории нынешнего села.
Знакомство с И. В. Кашпуровыми его произведениями о селе.
Знакомство с легендой о горе лягушинке. Знакомство с историей заселения села
Знакомство с поэтами Александровцами.
Май 2014 Александровцы в годы войны.
Рассматривание тематической папки «Никто не забыт, ничто не забыто».
Составление книги памяти героев ВОВ Александровского района.
Знакомство с легендой о драконе. Знакомить детей с военными годами в селе, героями ВОВ.
3 этап – аналитический, контрольно- коррекционный.
Цель: рефлексия и коррекция деятельности (июнь 2014-август 2014)
Июнь 2014
Диагностика детей по реализации поставленных задач. Выявление проблем.
Разработка плана на третий год работы
План углубленной работы
По теме : «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем»
На 2015 – 2016 у. г.
Срок
проведения Содержание, деятельность Предполагаемые результаты
1 этап – организационно-подготовительный
Цель: мотивация, целепологание.
Авгут-
Сентябрь
2015 Диагностика умений детей Определение уровней знаний у детей
Сформированы цель, задачи, план действий.
Сентябрь 2015 Писатели Ставрополья.
Традиции казаков «Помни брат, что у казаков : Дружба- обычай; Товарищество- традиция; Гостеприимство- закон.
Развлечение «Осенняя сказка» Знать писателей Ставрополья.
Октябрь 2015 История кавказского костюма.
Сравнить одежду казаков и русского костюма.
История заселения, жизнь, быт казаков
Игры казаков.
Ноябрь 2015 Ознакомление с символикой Ставропольского края.
Различные виды исторических промыслов казаков
Национальная одежда казака и казачки.
Декабрь 2015 Обрядовые праздники казаков.
Казацкий народный фольклор : пословицы, поговорки.
Мой край - Ставрополье»
Развлечение «Ярмарка»
Январь 2016 «Рождество Христово»
Проект «Профессии родителей»
«Крещение»
Приобщение детей к народной культуре
Февраль 2016 Путешествие в мир живописи Ставрополья П. М. Гричишкин
Беседа на тему: «Заповедники родного края».
Март 2016 «Материнская молитва со дна моря вынимает»
«Что умеет моя бабушка»
Сударыня Масленица
Апрель 2016 Жаворонки прилетели
Пасхальные радости
Казацкие игры
Экскурсия к памятнику
Май 2016 Беседа о Александровцах в Великой Отечественной войне.
Игра-викторина «Символика Ставрополья».
Сюжетно-ролевая игра: «Пограничники».
Рисование на темы: «Открытка для ветеранов», «Боевая техника».
Чтение рассказов о войне.
3 этап – аналитический, контрольно- коррекционный.
Цель: рефлексия и коррекция деятельности (июнь 2016-август 2016)
Июнь 2016
Диагностика детей по реализации поставленных задач. Обобщение опыта