Лана Харина
Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через любовь к родному городу
▼ Скачать + Заказать документы
"Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей
дошкольного возраста, через любовь к родному городу"
(методическая разработка)
Нравственно-патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, заниматься им нужно сообща, с малых лет прививая ребенку уважение и любовь к родной земле. Дошкольный возраст важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств: развиваются представления детей о человеке, обществе, культуре. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - это, прежде всего, воспитание чувств по отношению к самым близким людям: родителям, братьям, сестрам, воспитателям детского сада, детям группы, городу, Родине.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Родной край, краеведение. Консультации для педагогов
- Темочки
Проблема нравственно-патриотического воспитание в современном мире актуальна и сложна. Идеи патриотизма возвышенны: задачи, сформулированные в различных нормативных и методических источниках, звучат подчас пафосно. Важность и необходимость нравственно-патриотического воспитания в наши дни, подтолкнуло меня заняться этой проблемой. Дети, получившие и впитавшие в себя массу негативной информации по телевидению, на улице становятся агрессивными и недоброжелательными. Не умеют правильно вести себя в различных ситуациях, где необходимо проявить милосердие, заботу, внимание, быть терпеливыми (толерантными).
Рассматривая все это, я считаю, что тема затронутая мной, самая злободневная и актуальная. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному городу, педагог обязан сам его хорошо знать.
Старшие дошкольники знакомятся с городом в целом, с его историческими местами и памятниками. Для этого проводятся экскурсии по городу, на природу наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах). Необходимо прививать детям такие важные понятия как "Долг перед Родиной", "Любовь к Отечеству", "Любовь к своему городу", "Ненависть к врагу" и т. д. Задача педагогов подвести ребенка к пониманию, что мы победители, потому что любим свою Отчизну. Имена героев увековечены в названиях улиц и площадей нашего города, в их честь воздвигнуты памятники. Необходимо показать детям через малое - большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей - вот, что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.
Родной город. Необходимо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, хорошими людьми. Для этого я использую в своей работе проектный метод. Это такой способ работы с образовательным содержанием, при котором используется все возможные формы в комплексе. Это позволяет рассмотреть явление с разных сторон, а также, что самое главное, обеспечить каждому ребенку тот способ получения знаний, который для него наиболее приемлем.
Я считаю, что наиболее рационально использовать в работе с детьми нашей группы недельные проекты. Любой проект имеет свою цель, которая обязательно включает развитие инициативы, навыков целеустремленного действия, самостоятельности, коммуникативности.
Планируется и проводится данная работа по следующим темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад", "Я и мое имя", "Очень я люблю маму милую мою", "Мой город - Абакан", "Огни любимого города". Работа по каждому проекту включает в себя занятия, игры, беседы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам праздники. Данное занятие является частью недельного проекта «Абакан-любимый город».
Использование проектного метода способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своем городе, где они живут. Проекты повторяются в каждой группе: меняется только содержание, объем познавательного материала и сложность, поэтому и длительность изучения. Для ребенка дошкольного возраста характерна кратковременность интересов, неустойчивость внимания, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к этой теме (особенно в младшем дошкольном возрасте). Большой интерес у детей вызывают игры в "поездки и путешествия" (по реке Абакан, в прошлое города и т. д.).
Каждый проект подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, фотоальбомов, тематическое рисование). Важным условием формирования нравственно-патриотических чувств у детей является тесная взаимосвязь с родителями.
Прикосновение к истории своего города вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям города и сохранению семейных связей.
В настоящее время эта работа особенно актуальна и трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, а зачастую вызывают лишь недоумение.
Необходимо привлечь семью к нравственно-патриотическому воспитанию детей при условии добровольного участия каждого. Семейное изучение своего города, своей родословной поможет детям начать осмысление очень важного и глубокого:
- корни каждого - в истории и традициях семьи, своего народа, города, страны;
- семья - ячейка общества;
- счастье семьи - счастье и благополучие народа.
Большое значение имеют семейные экскурсии по городу, реке, посещение музеев, выставок, достопримечательностей и т. д. Интересно проводить исследования не города вообще, а историю улицы (на которой находится детский сад или живут дети); придумывание рассказов на тему "Из окна, из окна наша улица видна" и т. д.
К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к своему городу, Родине, а значит и осуществляется нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
Библиография:
1. Нравственное воспитание в детском саду //под редакцией В. Г. Нечаевой и Т. А. Макаровой, 1984 г. //
2. Патриотическое воспитание граждан России, //Ребенок в детском саду № 2, 2008 г. //
3. Проблемы гуманизации воспитательно-образрвательного процесса в детском саду //под редакцией Л. В. Пиминовой, 1993г. //
4. Как помочь ребенку войти в современный мир? // под редакцией Т. В. Антоновой, 1995 г. //