валентина максимова
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой с своей малой Родины
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является нравственно-патриотическое воспитание детей. Патриотизм является важнейшим нравственным чувством. В словаре С. И. Ожегова он определяется как преданность, любовь к своему отечеству, своему народу. Сущность патриотизма заключается в глубокой и осознанной любви к Родине, преданности ей, чувстве гордости за ее достижения, в активном стремлении сделать ее краше в сочетании с любовью к родным, близким и окружающим людям, природе, родной культуре, человеку-труженику. Это сложное комплексное чувство. В полной мере оно не может сформироваться в дошкольном возрасте. Поэтому уместно говорить о воспитании любви к Родине, как о системообразующем компоненте нравственного качества. Актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста не вызывает сомнений. В этом аспекте необходимо отметить 59 труды И. В. Кожанова, которые посвящены проблемам формирования гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации [3]. Как подчеркивают Н. И. Бондарь, Р. С. Буре, Г. Н. Година и др. воспитание подрастающего поколения всегда носит исторический характер. Его содержание определяется сквозь призму разных экономических факторов, запросов общества, уровня развития науки, типичных и индивидуальных возрастных особенностей детей и т. д. дошкольников. Поэтому, каждая эпоха по-своему ставит и решает задачи патриотического воспитания. Единственно верный путь его осуществления – целенаправленное воспитание у детей интереса и любви к своей малой родине с дошкольного возраста. Итак, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с конкретными местными условиями и особенностями детей на основе следующих принципов: «позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для этого возраста знаний); непрерывность и преемственность педагогического процесса; дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов; рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; деятельностный подход; развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Публикация «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой с своей малой Родины» размещена в разделах
Чувашия – благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством традиций и культуры, многовекового опыта трудолюбивого и творческого народа. Обращение к духовным и культурным традициям чувашского народа, использование их в процессе образования оказывает существенное влияние на формирование личности, позволяют глубже осознать общее и особенное в национальной культуре.
Разработанная нами программа «Культура родного края» направлена на приобщение детей старшего дошкольного возраста к многовековому опыту чувашского народа, его нравственных устоев, формирования у них этнического самосознания и достоинства. Нам представляется важным через зарождение у детей познавательного интереса к истории и культуре «малой» Родины, воспитания эстетического мировосприятия окружающего и развитие речевых, трудовых, изобразительных умений и навыков формировать фундамент активной гражданской позиции. Наряду с федеральными программами и пособиями в образовательном процессе мы используем и материалы непосредственно близкие теме нашего направления работы [1; 2]. Разработанное нами содержание программы мы сгруппировали по разным блокам, определив их следующую последовательность: моя семья; мой город; известные люди моего города, республики; традиции моего народа; сказки и песни моего народа, Чуваши и Россия. В целом, информационное составляющее программы подводило детей к 60 осознанию понятий «родословная»; летопись города Новочебоксарска его герб и флаг; традиции чуваш и т. д. Основными формами и методами работы стали: посещение музеев и библиотек, а также ГУК «Чувашский государственный театр кукол»; совместное с родителями составление родословной, фотоальбомов, газет с историей дома, в котором живет ребенок, макета улицы; экскурсии; моделирование; «репортажи» (фото, видео) с работы родителей; семейные викторины; конкурсы рисунков совместного творчества детей и их родителей; создание в групповом помещении универсальных центров: сказки Чувашии, этнографический мини-музей, театрально-игровой центр и др. Особый интерес дошкольников вызывали произведения чувашского фольклора: сказки, пословицы, поговорки, притчи, рассказы, легенды, загадки, считалки и игровые речитативы, песни и танцы. В них запечатлены особенности характера народа, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, правде, трудолюбии, верности. В зависимости от жанра, содержания фольклорные произведения использовались нами по-разному: в процессе непосредственно-образовательной деятельности – загадки, сказки, легенды, на утренней гимнастике, при умывании – потешки, в подвижных играх – считалки, жеребьевки и т. д. Мы активно участвовали в мероприятиях детского сада и города, начиная с традиционных календарно-обрядовых. Так, в нашем дошкольном образовательном учреждении отмечается «Сурхури», «варни», «Мнкун». В начале лета в городе проводится праздник «Акатуй» – весенний праздник чувашей, посвященный земледелию. Разучивая народные песни, стихи, танцы, активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа, узнают много нового о своей Родине. Особое внимание нами уделялось созданию соответствующей атмосферы в группе. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние не только на формирование любознательности ребёнка, но и воспитание его душевных качеств, становления чувства прекрасного. Поэтому в группе были оборудованы национальные уголки. Они давали детям возможность в любое время течение дня удовлетворить интерес, например, символикой города Новочебоксарск Чувашской Республики и России или поближе познакомиться предметами домашней утвари. Здесь были организованы выставки художественных вещей, созданных мастерами нашего города «Путешествие в мир вещей», «Галерея работ умельцев нашего города». В распоряжении детей находились тематические альбомы, наборы открыток: «Новочебоксарск и другие города Чувашии», «Волга», «Природа нашего края». Весом вклад в формировании чувства патриотизма у старших дошкольников и использование ИКТ. Мы обращались к созданным нами в ходе проекта мультимедийным презентациям: «Экскурсия по родному городу», «Люблю тебя, мой край родной!». Собранный здесь материал раскрывал детям историю создания города, рассказывал о его достопримечательностях, знаменитых людях, памятниках, предприятиях и организациях, о народно-прикладном искусстве горожан, о том, как они празднуют и отдыхают. Мы убеждены, что только такая целенаправленная систематическая работа обеспечивает успешное решение задач нравственно-патриотического воспитания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артемьева Т. В., Михайлова С. Г., Н. В. Иванова. Ачасене шкулччен врентмелли тслх программа. Пуплеве аталантарасси. Илемл литературпа паллаштарасси. Вырс (тванмар) члхене врентесси. – Шупашкар: Чваш кнеке издательстви: 2015. - 95 с.
2. Артемьева Т. В., Михайлова С. Г. О литературном образовании в современных чувашских национальных дошкольных образовательных учреждениях // Культурогенезные функции образования : развитие инновационных моделей : сб. науч. ст. / под ред Т. Н. Семеновой. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2015. – С. 35 – 37.
3. Кожанов И. В. Формирование гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования / И. В. Кожанов // Интернет-журнал Науковедение. – 2