Лучший педагог года

Формирование навыков смыслового чтения у младших школьников через работу с разными источниками информации на уроках

Пурклова Наталья Сергеевна
Формирование навыков смыслового чтения у младших школьников через работу с разными источниками информации на уроках
▼ Скачать + Заказать документы

Тема : «Формирование навыков смыслового чтения у младших школьников через работу с разными источниками информации на уроках в начальной школе»

Автор: Пурклова Наталья Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотонивская СШ» Оконешниковского муниципального района Омской области.

1. Введение

Публикация «Формирование навыков смыслового чтения у младших школьников через работу с разными источниками информации на уроках» размещена в разделах

В современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Чтение - это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т. е. такое качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров».

Без чтения нет учения. Уметь учиться сегодня – это не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением.

Начав работать с первоклассниками, я столкнулась с тем, что большинство детей не любят читать и, самое главное, не хотят этого делать, показывают равнодушное отношение к книге и стойкое неприятие читательской деятельности. Треть класса читали, не осознавая прочитанного. А ведь чтение - это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребёнку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Научить детей осознанно читать - значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом произведения, прививать любовь к чтению, помочь ребёнку познать окружающий его мир.

Обнаружились следующие противоречия:

• между новым взглядом на воспитание читателя в начальной школе и реальным отсутствием интереса у младших школьников к чтению;

• между большим потоком получаемой информации на электронных и бумажных носителях и недостаточной готовностью младших школьников осмыслить эту информацию.

Пути разрешения указанных противоречий и наметили проблему данного опыта, определили его актуальность.

Тема опыта «Формирование навыков смыслового чтения у младших школьников через работу с разными источниками информации на уроках в начальной школе».

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий для формирования навыков смыслового чтения у младших школьников через работу с разными источниками информации на уроках в начальной школе.

Новизна опыта заключается в применении эффективной системы методов, упражнений и заданий, нацеленной на формирование у учащихся младших классов навыков смыслового чтения через работу с разными источниками информации.

Цель данного педагогического опыта – повышение уровня сформированности навыков смыслового чтения у младших школьников через работу с разными источниками информации на уроках.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

- подбор критериев и показателей сформированности навыков смыслового чтения;

- выделение эффективных методов и приёмов, отбор специальных упражнений для формирования навыков смыслового чтения с учетом особенностей учащихся класса;

- обработка и анализ полученных результатов.

Используемые приёмы, методы и систему упражнений можно применять при организации учебной деятельности на уроках по любому УМК.

2. Теоретическое обоснование опыта

Проблема обучения чтению - одна из важнейших проблем педагогического процесса, которая всегда привлекала к себе внимание психологов и педагогов. Навык беглого правильного осознанного чтения рассматривали в своих работах К. Д. Ушинский, который рекомендовал смотреть на художественное произведение «как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни», и подчеркивал, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали, осмыслили» ; В. Н. Зайцев предлагал технологию обучения оптимальному чтению : жужжащее чтение, режим щадящего чтения, развитие оперативной памяти.

Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, так как мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот почему сейчас технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Н. Светловской, которая направлена на формирование умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора, умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.

ФГОС НОО ориентирует педагогов начальной школы на формирование основ умения учиться, на развитие универсальных учебных действий (УУД, в число которых включены и навыки смыслового чтения. Смысловое чтение - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.

Смысловое чтение как универсальное учебное действие включает в себя ряд метапредметных умений и навыков :

- осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- извлечение необходимой информации из прослушанных или прочитанных текстов различных жанров;

- определение основной и второстепенной информации;

- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Разберёмся с понятием «информация». В Энциклопедическом Словаре даётся следующее определение. Информация – (от лат. informatio – разъяснение) – сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом.

В начальной школе при обучении смысловому чтению предполагается работа с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь, словари, Интернет - ресурсы). В этих источниках учащиеся работают с текстовой, иллюстративной, электронной, музыкальной (фонохрестоматия) информацией.

ФГОС НОО чётко отмечает, что «в результате всех без исключения предметов в начальной школе выпускники должны приобрести первичные навыки работы с информацией».

2. Технология опыта

Длительность работы над опытом

Первый этап (январь- май 2016/2017 уч. г.) – констатирующий. Обнаружение проблемы, изучение и анализ философской, социологической, педагогической и психологической литературы по проблеме опыта, осмысление теоретических и методологических положений. Накопление и обработка диагностических материалов. Поиск содержания, структуры, критериев и показателей оценки уровня смыслового чтения учащихся.

Второй этап (декабрь 2017 – май 2017/2018 уч. г.)формирующий. Использование учебных заданий на уроках и диагностика их эффективности.

Третий этап (сентябрь 2018 – декабрь 2018 уч. г.) – контрольный. Оценка эффективности и результативности проделанной формирующей работы; систематизация и обобщение результатов; оформление опыта работы.

Результаты стартовой диагностики. (первичная диагностика) по определенным критериям.

Группы метапред-метных результа-тов

Критерии

Показатель критерия

Уровень сформированности чтения

1 класс январь, 2016/17 уч. год

1

Поиск информации и понимание прочитанного

Умение определять тему и главную мысль текста

Определил и записал тему и главную мысль текста

0 %

Умение составлять план текста

Составил простой план, в котором отразил все смысловые части, последовательность частей не нарушена

0 %

Умение восстанавливать последовательность событий

Последовательность событий не нарушена

48%

Умение отвечать на вопросы по содержанию текста

Ответ оформлен как законченное речевое высказывание, подтвержденное информацией из текста

20%

2

Преобразование и интерпретация информации

Умение объяснять новые (незнакомые) слова (сочетания слов, опираясь на контекст

Объяснил значение нового слова (сочетания слов, опираясь на содержание текста

15%

Объяснил значение нового слова (сочетания слов, используя не информацию из текста, а имеющиеся знания

17%

3

Оценка информации

Умение устно выказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний

Высказал личное отношение к тексту, объясняя свое мнение

13%

Высказал свое отношение на уровне нравится – не нравится, не смог оценить полезность информации для себя

28%

Первичная диагностика показала, что обучающиеся в недостаточной степени владеют такими составляющими смыслового чтения, как поиск информации. На основе полученных результатов разрабана программа по повышению уровня сформированности навыков смыслового чтения.

Программа повышение уровня сформированности навыков смыслового чтения.

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия:

сравнение текста и набора предложений, определение отличий;

выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя;

усвоение структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий;

оглавление текста (подбор заголовков);

составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

На уроках в начальной школе использование приёмов, разработанные методистом М. И. Омороковой:

- приём «Найди отличия»

- приём «Финиш»

- приём «Хоккей»

- приём «Лови ошибку»

2 класс - обучение детей работать с текстом :

• самостоятельная постановка вопросов к тексту (статье);

• деление на абзацы и составление плана прочитанного текста в парно – групповой работе;

• выделение опорных слов (словосочетаний) для пересказа;

• характеристика героев и их поступков под руководством учителя;

• подбор антонимов и синонимов к словам;

работа со словарём.

Методы и приемы:

- приём «Найди отличия»

- приём «Финиш»

-приём «Чтение с пометками»

Приём «Задай вопрос»

- работа со словарем

- методика цветового маркирования текста

3 – 4 класс – предполагает обучение младших школьников находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:

• самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);

• нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

• выделение главной и второстепенной информации;

• выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);

• прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;

• самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

• сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

• используя информацию из текста, заполни таблицу.

- использование элементов технологии продуктивного чтения профессора Н. Н. Светловской.

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут вести запись, фиксацию, создание информации, поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать, представлять и передавать ее.

Данная программа в полном объеме представлена в приложении №1

Для реализации данной программы использую элементы технологии продуктивного чтения. Она отличается от традиционной технологии способом передачи ученику готового знания. Основными приёмами работы с текстом в данной технологии являются комментированное чтение и диалог с автором. А всю работу можно разделить на три этапа, представленной нами в таблице.

Этап

Цель

Методы

Источники информации

Упражнения и задания

1. Работа

с текстом

до чтения

Создать условия для развития умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации

-Наблюдение

-Проблемная ситуация

-Беседа

-Анализ

-Сравнение

Учебник

Хрестоматия

Рабочая тетрадь

Словари

Работа с заголовком текста : задания на прогнозирование, предугадывания чтения

Работа с иллюстрацией

Работа со словарём : определение значения слова, его происхождение

2. Работа

с текстом

во время чтения

Создать условия для понимания текста и создания его читательской интерпретации

-Проектирование

-Проблемная ситуация

-Беседа

Учебник

Хрестоматия

Рабочая тетрадь

Словари

Фонохрестома-тия

Интернет - ресурсы

Диалог с автором

Комментированное чтение

Работа со словарём

3.

Работа

с текстом

после

чтения

Создать условия для корректировки читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом

-Исследование

-Дискуссия

-Контроль и самоконтроль учебных действий

Учебник

Хрестоматия

Рабочая тетрадь

Словари

Интернет – ресурсы

Дополнитель-ные источники

Упражнения для осмысления текста

Творческие задания: синквейн, мозговой штурм, «Берём интервью у героя», «Графическое изображение рассказа» и т. д.

4. Результативность опыта

Работа над темой «Формирование навыков смыслового чтения у младших школьников через работу с разными источниками информации на уроках в начальной школе» позволила добиться определенных результатов.

Результативность опыта отслеживалась по результатам комплексной проверочной работы (мониторинга) на межпредметной основе по классам, результатам качества обучения по предметам русский язык, математика,литературное чтение, окружающий мир.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.

Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников Цель: Поделиться своими находками, чтобы коллеги могли использовать их в своей работе. Актуальность:  На мой взгляд, позитивное содержание.

Формирование здорового образа жизни у младших школьников Младший школьный возраст – это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности. Основными задачами этого.

Художественно-эстетическое воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой.

Игры и игровые упражнения для развития смыслового чтения младших школьников ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Развитие восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности,.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Конспект занятия по развитию математических навыков и общей осведомленности у младших школьников. Тема: "Путешествие по временам года" Занятие разработала: Разинькина Н. В., учитель-дефектолог высшей квалификационной категории. 2018.

Формирование психологического здоровья младших школьников как фактор адаптации к обучению в средней школе Статья в журнале «Известия Вгпу» №3 (272, 2016. с. 191–193 ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ.

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе для формирования смыслового чтения «Как поросенок говорить научился» Тип урока: Урок изучающего чтения Педагогические задачи: 1) организовать деятельность обучающихся по отработке навыков выразительного чтения;.

Виды учебной деятельности по формированию мышления младших школьников на уроках математики Виды учебной деятельности по формированию мышления младших школьников на уроках математики. Развитие у детей логического мышления - это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование навыков смыслового чтения у младших школьников через работу с разными источниками информации на уроках
Опубликовано: 20 ноября 2018 в 17:01
+96Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование навыков смыслового чтения у младших школьников через работу с разными источниками информации на уроках» (включая файлы) размещена пользователем Пурклова Наталья Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД