Панайотиди Елена
Формирование здорового образа жизни у младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Младший школьный возраст – это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности. Основными задачами этого возрастного периода являются:
1 Овладение всеми доступными движениями
2 Испытание и совершенствование своих двигательных способностей.
Двигательные умения и навыки имеют большую образовательную ценность, поскольку основой их является активное творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений.
Публикация «Формирование здорового образа жизни у младших школьников» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Проблема здоровья интересовала многих педагогов. В. А. Сухомлинский утверждал, что «Забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил. не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
Отечественными учеными отмечалось, что здоровый образ жизни выражает ориентированность личности на укрепление и развитие личного и общественного здоровья, реализует наиболее ценный вид профилактики заболеваний - первичную профилактику, предотвращающую их возникновение, способствует удовлетворению жизненно важной потребности в активных телесно-двигательных действиях, физических упражнениях (В. К. Бальссвич, П. А. Виноградов, Н. Д. Граевская, А. В. Сахно, Т. Н. Сулпмцев, В. Д. Чепик и др.).
Здоровый образ жизни зависит от :
1 Объективных общественных условий, социально-экономических факторов:
2 Конкретных форм жизнедеятельности, социально-экономических факторов, позволяющих вести, осуществлять ЗОЖ в основных сферах жизнедеятельности : учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга;
3 Системы ценностных отношении, направляющих сознательную активность людей в русло здорового образа жизни.
Группа авторов монографии «Формирование здорового образа жизни молодежи» указала, что под здоровым образом жизни понимается деятельность, направленная на укрепление не только физического и психического, но и нравственного здоровья, и что такой образ жизни должен реализовываться в совокупности всех основных форм жизнедеятельности : трудовой, общественной, семейно–бытовой, досуговой.
Авторы монографии выделили три основных компонента здорового образа жизни :
1 Объективные общественные условия;
2 Конкретные формы жизнедеятельности, позволяющие реализовывать здоровый образ жизни;
3 Система ценностных ориентации, направляющих сознательную активность (Ю. В. Валентин, А. В. Мартыненко, В. А. Полесский и др.).
Ю. П. Лисицин и Г. И. Царегородцев дают следующее определение: «Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей как условия и предпосылки существования и развития других сторон образа жизни». Здоровый образ жизни воплощает грань образа жизни, органически присущую обществу и направленную на заботу о людях.
В основу здорового образа жизни, по мнению Д. А. Изуткина, следовало бы положить ряд основных принципов:
1) Здоровый образ жизни – его носителем является человек как существо деятельное и в биологическом, и в социальном отношении;
2) Человек выступает как единое целое, в единстве биологических и социальных характеристик;
3) Здоровый образ жизни способствует полноценному выполнению социальных функций;
4) Здоровый образ жизни включает в себя возможность предупреждения заболевании.
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения определение понятия здоровье : «. состояние полного, физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
По мнению С. В. Попова: «Если вдуматься в это определение, то можно сделать вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией и кроме того, что это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты, даже в стадии компенсации».
А. Я. Иванюшкин предлагает 3 уровня для описания ценности здоровья :
1 Биологический – изначальное здоровье предполагает совершенство саморегуляции организма, гармонию физиологических процессов и, как следствие, минимум адаптации;
2 Социальный – здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человека к миру;
3 Личностный, психологический – здоровье это не отсутствие болезни, а скорее отрицание ее, в смысле преодоления. Здоровье в этом случае выступает не только как состояние организма, но как «стратегия жизни человека».
В основе любого образа жизни заложены принципы, т. е. правила поведения, которым следует индивид. Различают биологические и социальные принципы, на основе которых формируется здоровый образ жизни. Биологический принцип предусматривает возрастной образ жизни, обеспеченный энергетически, должен быть укрепляющим, ритмичным, умеренным. Социальные же принципы предусматривают эстетический образ жизни, нравственный, волевой, самоограничительный.
В связи с этим здоровый образ жизни – это рациональная организация жизнедеятельности человека на базе ключевых биологических и социальных жизненно важных форм поведения – поведенческих факторов. Основными поведенческими факторами являются:
1 Культивация положительных эмоций, способствующих психическому благополучию;
2 Оптимальная двигательная активность;
3 Рациональное питание;
4 Ритмический образ жизни, соответствующий биоритмам;
5 Эффективная организация трудовой деятельности.
Большую роль в формировании здорового образа жизни играет рациональность питания младшего школьника. В основе рационального питания заложены 5 принципов:
1 Регулярность;
2 Разнообразие;
3 Адекватность;
4 Безопасность;
5 Удовольствие.
Также существуют биосоциальные критерии здорового образа жизни, которые включают в себя:
1 Оценки морфофункциональных показателей здоровья (уровень физического развития, уровень физической подготовленности);
2 Оценки состояния иммунитета (количество простудных и инфекционных заболеваний в течение определенного периода, при наличии хронического заболевания – динамику его периода).
Еще одним важным компонентом формирования здорового образа жизни у младших школьников является отказ от вредных для здоровья привычек, среди которых отмечаются:
1 Курение;
2 Алкоголь;
3 Наркоманию;
4 Токсикоманию;
5 Чрезмерное увлечение компьютером.
Итак, многими специалистами здоровье рассматривается как интегративная характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты.