Елена Лях
Художественно-эстетическое воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.
В. А. Сухомлинский
Одна из актуальных задач эстетического воспитания – развитие в детях способностей к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и окружающем мире.
В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы поставлены следующие задачи значительного улучшения художественного образования и эстетического воспитания учащихся :
Публикация «Художественно-эстетическое воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства» размещена в разделах
1. Формирование эстетического сознания, включающего в себя совокупность знаний по основам эстетики, мировой и отечественной культуры, способность понимать и отличать подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе, человеке от суррогата.
2. Формирование эстетических чувств, вкусов; педагогически корректное противодействие дезориентирующим влияниям псевдокультуры; развитие мотиваций (потребностей, интересов) и способностей к художественно-творческой деятельности.
3. Формирование способов художественно-творческой деятельности; поддержка одарё нных детей: выработка опыта (умений и навыков) организации среды обитания, труда, учения с учетом эстетических норм и потребностей.
Особое внимание необходимо уделять развитию чувства прекрасного, формированию высоких эстетических вкусов, умению понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы.
Решить данные задачи помогают уроки изобразительного искусства, которые играют важную роль в системе художественно-эстетического воспитания учащихся. В процессе этих уроков происходит знакомство детей с различными видами и жанрами изобразительного и декоративно- прикладного искусства.
Успешное развитие эстетического восприятия, творческих способностей, познание эстетического в искусстве и действительности во многом обуславливается тем, насколько учащиеся в процессе учебной деятельности учатся сознательно использовать выразительные средства разных видов искусства как во время бесед о произведениях художников, так и во время практической работы.
Изобразительное искусство в школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности.
В системе учебной и внеурочной работы начальной школы большое внимание уделяется различным формам эстетического воспитания.
У младших школьников велико стремление к деятельности в области художественного творчества. Передовые учителя, используя это стремление в целях нравственного, эстетического и умственного воспитания детей, планируют во внеклассной работе мероприятия, осуществление которых отвечает детским интересам, внутренним потребностям и помогает педагогически целесообразно организовывать жизнь учащихся.
Широкие возможности эстетического воспитания учащихся 1-4 классов раскрываются на практических занятиях, например, живописью. В процессе выполнения такой работы в цвете у детей развивается умение видеть гармоничные цветовые сочетания, колорит, красоту как нежно-пастельных, так и контрастных цветов, цветовое богатство окружающего мира. Отдельные программные задания по живописи ориентированы на выполнение упражнений по цветоразличению и отработке приёмов работы акварельными и гуашевыми красками и могут выполняться кистью без предварительного карандашного рисунка.
Формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умение сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других способствует совместная эстетическая деятельность. В процессе совместной художественной деятельности на уроках ИЗО ученики приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения.
Во многих школах получила широкое распространение хорошая идея - организация выставок репродукций лучших полотен картинных галерей. Дети с большим увлечением собирают репродукции, интересуются авторами картин и их жизнью, любят слушать, когда им рассказывают идейное содержание того или иного произведения изобразительного искусства. При проведении работы с младшими школьниками в школьной картинной галерее учителю следует строго отбирать репродукции с наиболее доступной, понятной детям идеей, на которых наиболее убедительно можно показать, какими средствами добился художник выражения своей мысли.
Уроки изобразительного искусства в общеобразовательной школе призваны развивать способности ребят к самовыражению, раскрывают их творческий потенциал, обостряют чувство прекрасного. Для повышения интереса детей к художественному творчеству необходимо, на наш взгляд, развивать у них наряду с данными способностями эмоционально-творческое отношение к тому или иному виду деятельности, способствовать радостному ожиданию интересной работы и возможности продемонстрировать свою точку зрения, показать свое «я».
Особенностью художественно-изобразительной деятельности является, на наш взгляд, ее творческий характер, спонтанность фрагментов урока, импровизация учителя и учеников. Все это способствует развитию творческих способностей детей в каждой ситуации, в которой актуализируются воображение, сочинительство, наблюдательность. Придумывая, воображая, фантазируя, они делают открытия, раскрывая для себя безграничный мир искусства.
Лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить полноценное эстетическое развитие ребенка.
Известно, что практика приобщения к изобразительной деятельности опирается на традиционное народное творчество, в котором синтезированы все виды изобразительного искусства. При таком подходе воспитание приобретает универсальный характер, становится доступным и эффективным средством развития подростка, раскрывает его творческие способности, формирует художественные умения и навыки.
Возрастное развитие младшего школьника обуславливают, как известно, и новые эстетические и художественные требования. Накапливая знания и зрительные представления об окружающих предметах, ребёнок, занимающийся изобразительным искусством, начинает предъявлять аналогичные требования к своим рисункам, которые иногда опережают его возможности.
Следует выделить основные направления эстетического воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства :
1. Создание благоприятных условий для работы
2. Постановка цели работы
3. Выбор объекта работы
4. Эстетический анализ выполненной работы.
Значительную часть своего времени дети проводят в школе, и то, в каких условиях они занимаются, в частности на уроках изобразительного искусства, оказывает серьезное влияние на их развитие. Эти условия неразрывно связаны с организацией коллективной и индивидуальной работы детей и всегда положительно или отрицательно влияют на нее. Своими успехами в работе дети во многом обязаны правильно организованным условиям работы. Кроме того, сама по себе рабочая среда – это богатейший источник эстетических воздействий на ребенка
Возможности эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства весьма широк и разносторонен. В программе Изобразительное искусство под редакцией Б. М. Неменского предусматривается решение таких задач, как развитие фантазии, воображения, творческого, технического и художественного мышления.
Важным условием для осуществления эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства является органическая связь с некоторыми другими предметами школы. Так, например, педагогами нашей школы был разработан проект художественно - эстетической деятельности "Золотая хохлома", который включает в себя изучение особенностей этого вида народно-прикладного искусства не только на уроках изобразительного искусства, но и на уроках истории, литературы, географии, музыки, технологии, физкультуры ( литературное чтение: тема, сюжет, композиция, развитие чувства прекрасного, музыка: ритм, темп, эмоциональный настрой, положительная энергия, создание художественного образа и пр.). Таким образом, осуществляя систему эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства, широко используются межпредметные связи.
Анализ программы по ИЗО. 1-4 классы по Неменскому Б. М. – М. : Просвещение, 2012 позволяет выделить ряд требований к урокам. Соблюдение данных требований направлено на оптимизацию учебной деятельности школьников и на успешную реализацию задач эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства в начальных классах.
Прежде всего, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся младших классов : быстрая утомляемость, потеря интереса при неудаче и соответственно снижение внимания. Поэтому, выбирая темы для выполнения работ, желательно спланировать объем работы на один урок, если же времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второй урок.
На уроке должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию задумки в изображение или в изделие. Причем на теоретическую часть урока, которая должна быть организована в динамичной, веселой, захватывающей форме с элементами игры, лучше отвести втрое меньше времени, чем на практические действия, а самостоятельные практические работы должны вестись неторопливо, обеспечивая формирование необходимых умений и навыков на должном уровне.
Следует обязательно опираться на жизненный опыт ребенка, приобретенный в дошкольных учреждениях, а также и в домашних условиях.
На каждом этапе обучения необходимо закреплять навыки культуры труда:
- правильно организовывать рабочее место, подобрать материалы, выбрать инструменты, расположить так, чтобы удобно было ими пользоваться, - работаешь правой рукой, клади справа; работаешь левой рукой, клади слева;
- соблюдать порядок на рабочем месте в процессе всего урока; выполнять изображения качественно, аккуратно (чисто, красиво, точно, доводить начатое дело до завершения;
- экономично расходовать материалы, рационально использовать инструменты, приспособления, время, силы;
- строго выполнять правила безопасной работы инструментами и приспособлениями;
- постоянно контролировать правильность выполнения задания;
- находить ошибки и по возможности исправлять их.
Сначала нужно обучать выполнению заданий точно по образцу, рисунку – такие задания способствуют развитию произвольного внимания, наблюдательности, памяти. Затем рекомендуется побуждать детей вносить изменения в цвет, форму, размер, их количество, декоративность, а также и конструкцию. Это повышает самостоятельность мышления, оказывает влияние на развитие фантазии, творчества. При этом следует усилить внимание и к качеству выполнения заданий: точность композиции, аккуратность при изображении или моделировании, эстетичность оформления всей работы.
Изображение по тематическому заданию способствует развитию представлений, фантазии. Большое значение при создании тематических композиций имеют задания по условию – ребенок должен самостоятельно находить решения декоративных и художественных задач, отвечающих заданному условию, что воздействует на развитие сообразительности, смекалки. Изображая по замыслу, ребенок сам ставит перед собой задачи и находит правильные их решения. Такие задания дают возможность развитию декоративных способностей и художественного творчества.
Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Выделение свойств предметов (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве, способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма -- компонентов эстетического чувства.
Таким образом, сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, развитие творческих задатков детей.
Эстетическое воспитание может осуществляться через приобщение к художественно-творческой деятельности в учреждениях общего образования как в учебной деятельности, так и в разнообразных формах и видах внеучебной воспитательной работы. В основном задачи эстетического воспитания в образовательном процессе начальной школы решаются через такие дисциплины, как музыка, изобразительное искусство, литературное чтение, окружающий мир и трудовое обучение. Осуществляя эстетическое воспитание, учителю необходимо учитывать возрастные особенности развития мышления, восприятия, памяти, воображения детей и строить воспитательный процесс в соответствии с этими особенностями.