Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию математических навыков и общей осведомленности у младших школьников.

Наталья Владимировна Разинькина
Конспект занятия по развитию математических навыков и общей осведомленности у младших школьников.
▼ Скачать + Заказать документы

Тема:

"Путешествие по временам года"

Занятие разработала :

Разинькина Н. В. ,

учитель-дефектолог

высшей квалификационной категории.

2018 год

Пояснительная записка

к занятию «Путешествие по временам года» по развитию математических навыков и общей осведомлённости.

Публикация «Конспект занятия по развитию математических навыков и общей осведомленности у младших школьников,» размещена в разделах

Актуальность разработки данного занятия обусловлена тем, что по результатам углубленного педагогического обследования детей младшего школьного возраста, зачисленных на диагностико-коррекционно-развивающие занятия в условиях филиала за период 2013-2016 гг., можно сделать вывод о том, что у 73% детей отмечается низкий, у 23% - средний уровень развития познавательной деятельности. У детей данной группы наблюдается невысокая речевая активность, сужение объема активного внимания, слухоречевого запоминания. Поэтому данное занятие в рамках ДКРз будет достаточно востребованным.

Особенностью занятия является то, что оно предназначено для выявления наиболее эффективных методов и приёмов развития математических способностей детей с задержкой психического развития и позволяет апробировать разнообразные приёмы и методы развития вычислительных навыков и общей осведомлённости детей, что по завершению занятия даёт возможность предложить рекомендации родителям о наиболее эффективных из них.

Новизна занятия состоит в том, что оно разработано в рамках оказания филиалом услуги «Коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь» (ДКРз, включено в цикл, состоящий из 12 занятий, а также в использовании мультимедийных презентаций наряду с традиционными методами обучения.

Цель занятия :

Для ребёнка. Совершенствование навыков счета в пределах 10, развитие математической речи, логического мышления, способности воспринимать и понимать прочитанное, отвечать полными ответами, рассуждать, обосновывать ход выбранных действий.

Для родителей. Повышение компетентности родителей в использовании приёмов организации деятельности ребёнка, которые способствуют развитию математических способностей.

Для педагогов. Выявление эффективных приемов и методов, с помощью которых развитие математических способностей, общей осведомленности у младших школьников будет успешным.

Задачи занятия :

1. Диагностическая: выявить эффективные приемы и методы, при реализации которых развитие математических способностей, общей осведомленности у младших школьников будет успешным.

2. Развивающая : развивать математическую речь, логическое мышление, способность воспринимать и понимать прочитанное, отвечать полными ответами, рассуждать, обосновывать ход выбранных действий; развивать память, внимание, творческие способности.

3. Коррекционная: восполнение пробелов в знаниях по математике.

Развитие универсальных учебных действий (УУД).

Познавательные УУД:

умение строить речевое высказывание в устной форме;

использование знаково-символических средств;

умение делать выводы в результате анализа и синтеза мыслительных операций;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД:

умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего занятия и отдельного задания;

прогнозирование – предвосхищение результата;

развитие самостоятельной поисковой деятельности и творческих возможностей;

осуществление пошагового продвижения от наблюдений к обобщению;

умение анализировать и исправлять ошибки;

осуществление контроля по результату.

Коммуникативные УУД:

сотрудничество с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия;

формирование собственного мнения;

использование речи для регуляции своего действия;

умение аргументировать свою позицию, свой ответ;

владение монологической и диалогической формами речи.

Личностные УУД:

способность к самооценке;

наличие учебно-познавательной мотивации;

ориентация на бережное отношение к окружающему миру.

Используемые методы и методические приемы.

В ходе занятия учителем-дефектологом применены наглядные, практические, поисковые, игровые методы, метод поощрения, прием создания ситуации успеха.

Наиболее эффективными приёмами, которые использовал педагог на занятии, стали:

прием использования яркой наглядности по теме задания;

прием создания проблемной ситуации с применением ребусов и занимательных задач;

игровые ситуации, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков явлений;

психогимнастика и релаксация;

использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;

использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.

Структура занятия :

I Организационный.

1. Приветствие.

2. Введение в тему, психологический настрой.

Цели и задачи: создание положительного эмоционального фона, создание атмосферы интереса к заданию.

II Основной.

1. Актуализация и проверка опорных знаний.

1. Счёт до 10 и обратно.

2. Работа с числовым рядом.

3. Пальчиковая гимнастика.

2. Минутка чистописания.

3. Работа над составом чисел.

1. Работа над составом чисел.

2. Беседа о времени года «Лето».

3. Работа по таблице сложения.

4. Физминутка для глаз.

Цели и задачи: выявление степени закрепления ранее усвоенных знаний и умений. Подготовка к овладению новым материалом. Восполнение пробелов в знаниях: закрепление навыков порядкового счета, устного счета в пределах 10. Развитие мелкой моторики. Развитие графомоторных навыков. Закрепление знаний о составе чисел первого десятка. Совершенствование знаний о признаках времени года «Лето», развитие связной речи и общей осведомленности. Обучение детей работать по таблице сложения. Сохранение зрения, снятие усталости с глаз.

III Заключительный.

1. Закрепление.

1. Беседа о времени года «Осень». Задачи в картинках.

2. Беседа о времени года «Зима». Состав числа 10.

3. Беседа о времени года «Весна». Творческое задание «Художник».

4. Самостоятельная работа. Игра: «Расшифруй слово».

2. Рефлексия.

Цели и задачи: совершенствование знаний и умений. Совершенствование знаний о признаках времени года «Осень», «Зима», «Весна», развитие связной речи и общей осведомленности. Совершенствование вычислительных навыков, умений составлять и решать задачи. Развитие творческой деятельности. Развитие навыков самостоятельности в вычислительной деятельности. Развитие логического мышления.

Создание атмосферы окончания занятия и получения обратной связи.

Методическое обоснование упражнений.

Педагог на протяжении всего занятия возвращается к изученному ранее материалу, что обусловлено особенностью развития долговременной памяти детей с задержкой психического развития.

Упражнения с использованием яркой наглядности способствуют повышению познавательного интереса, концентрации внимания. Частая смена видов деятельности позволяет учитывать повышенную утомляемость, так как при однообразной деятельности у детей данной категории наступает быстрая истощаемость.

У детей с задержкой психического развития часто отмечаются речевые нарушения и незрелость моторики, поэтому упражнение на прописывание цифр способствует развитию мелкой моторики и графических навыков, что создаёт благоприятные условия для развития речи и моторной ловкости. Для детей с задержкой психического развития творческая деятельность, требующая самостоятельности, анализа полученной информации часто вызывает затруднения, им свойственна работа по образцу, по шаблону, поэтому в занятие включены задания творческого, поискового характера (ребусы). На протяжении всего занятия педагог включает детей в беседу, что способствует расширению общей осведомлённости, развивает речь ребёнка. Незрелость эмоциональной сферы ребёнка данной категории компенсируется общим благоприятным настроем на разнообразные виды деятельности, применением яркой наглядности, технических средств.

Упражнения, содержание материала, которое учитель-дефектолог использует на занятии, позволяют реализовывать принцип преемственности между всеми специалистами, занимающимися с данной группой детей. Закрепляя состав числа, развивая речь, общую осведомлённость педагог учит ребёнка разным способам взаимодействия со сверстниками и взрослым, формирует эстетическое восприятие окружающего мира через яркие иллюстрации времён года, обращает внимание на умение высказывать своё мнение, заниматься оценкой своего эмоционального состояния, что в целом, создаёт благоприятные условия для изменения социальной ситуации вокруг ребёнка.

Ожидаемые результаты.

В ходе занятия у детей будут закреплены навыки :

пользоваться таблицей сложения для определения результатов действий сложения и вычитания;

устанавливать взаимосвязь между компонентами и результатами действий сложения и вычитания;

аккуратно и последовательно выполнять устные и письменные работы;

раскладывать число 10 на слагаемые;

самостоятельная работа разного уровня сложности;

пользоваться математическими терминами, отвечать полными ответами, рассуждать, обосновывать ход выбранных действий;

придумывать и составлять задачи.

Данное занятие предназначено для детей младшего школьного возраста с парциальным недоразвитием отдельных компонентов психической деятельности, с парциальным недоразвитием смешанного типа, с темпово-задержанным развитием, нормально развивающиеся дети.

Форма проведения: групповая.

Количество детей: 5

Оборудование: компьютер для просмотра мультимедийных презентаций, наглядный и дидактический материал (цветные картинки с изображением времен года, квадратов для определения психологического настроя детей, картинки двух облаков: грустного и весёлого).

Продолжительность занятия : 35 минут.

Адресовано: учителям-дефектологам, педагогам начальных классов.

Ход занятия.

1. Организационный этап.

1. Ритуал приветствия.

Цель: создание положительного эмоционального фона.

Учитель-дефектолог:

Здравствуй, мир!

Здравствуй, свет!

Здравствуй, добрый человек!

- Когда мы говорим «Здравствуйте», мы желаем здоровья и мира родным, близким, знакомым и незнакомым людям, матушке природе. Как приятно произносить такие слова и как приятно их слышать!

2. Введение в тему, психологический настрой.

Цель: создание атмосферы интереса к заданию.

Учитель-дефектолог:

- Посмотрите на доску. Вы видите два облачка – грустное и весёлое.

- Какое вам нравится больше?

- Давайте будем хорошо и активно работать, чтобы у нас у всех было радостное настроение.

- Послушайте стихотворение:

Придумала мать дочерям имена:

Вот – лето и осень, зима и весна.

Приходит весна – зеленеют леса

И птичьи повсюду слышны голоса.

Лето пришло – все под солнцем цветет

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая осень приносит плоды –

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля

Зимой отдыхает и дремлет земля.

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по временам года (слайд №1)

- Итак, мы отправляемся в путешествие.

- По дороге нам предстоит познакомиться с таблицей сложения, мы

будем закреплять навыки сложения и вычитания чисел в пределах 9.

- У вас на столе лежат карточки красного, зелёного и жёлтого цветов.

- Кто думает, что у него всё получится, что он справится со всеми заданиями, поднимите зелёный квадрат.

- Кто думает, что он встретится с трудностями, поднимите жёлтый цвет.

- А кто не уверен в себе и боится двигаться вперёд, поднимите красную карточку.

-Я желаю вам удачи, думаю, у нас всё получится!

II. Основной этап.

1. Актуализация и проверка опорных знаний.

1. Счёт до 10 и обратно.

Цель: закрепление навыков порядкового счета.

Учитель-дефектолог:

– Чтобы нам отправиться в гости мы должны хорошо подготовиться к дальней дороге (слайд №2)

- Посчитайте до 10 и обратно.

2. Работа с числовым рядом.

Цель: закрепление навыков устного счета.

Учитель-дефектолог:

- Какое число стоит между числами 5 и 7?

- Назовите последующее число 6,4

- На сколько последующее число больше предыдущего?

- Назовите предыдущее число 6, 10.

- На сколько предыдущее число меньше последующего?

- Назовите соседей числа 3, 9.

- Какое число стоит справа от 7?

- Какое число стоит слева от 10?

- Что происходит с числом при перемещении его по числовому отрезку

направо? (оно возрастает)

- А при перемещении числа влево? (оно уменьшается, убывает)

- Назовите числа, которые больше 3, но меньше 7.

3. Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики.

Учитель-дефектолог:

- В дороге нам придётся делать какие-то записи, поэтому давайте

подготовим свои тетради:

«Я тетрадь свою открою и с наклоном положу.

Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь».

- Но прежде, чем работать в тетрадях, сделаем пальчиковую гимнастику:

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать,

Все такие нужные,

Крепкие и дружные. (Пересчитать пальчики и сжать их в кулак. Поменять руки).

2. Минутка чистописания.

Цель: развитие графомоторных навыков.

Учитель-дефектолог: -

Цифра девять.

Это есть -

Перевёрнутая шесть.

Наверху рисуй кружок,

Вниз - дугу наискосок.

Начинай писать с кружка,

Да не делай уголка.

У девятки нет углов:

Круг, дуга - и знак готов!

- В какую цифру она может превратиться? (6)

- На сколько 9 больше, чем 6?

- Посмотрите, как правильно писать цифру 9.

- Пропишите цифру 9, чередуя количество: сначала одну, потом две, затем три: (показ 9 99 999)

3. Работа над составом чисел.

1. Работа над составом чисел.

Цель: закрепление знаний о составе чисел первого десятка.

Учитель-дефектолог:

- Итак, вы хорошо подготовились к поездке.

-А поедем мы вот на таких машинах. (слайд №3)

- Чтобы мы все могли уместиться на этих машинах, нам надо правильно заполнить «окошки» в фургончиках, т. е. вспомнить состав чисел.

(работа детей в тетрадях)

- Рассмотрите внимательно самый последний фургончик.

- Чему равна сумма 9?

- Что можете сказать о первой строке слагаемых? (числа идут в порядке возрастания)

- Что вы заметили во второй строке? (числа идут в порядке убывания)

- Какой вывод можно сделать? (если сумма одинаковая и одно слагаемое увеличивается, то второе слагаемое уменьшается)

- Молодцы! Вы все справились с заданием, и мы отправляемся в путешествие.

2. Беседа о времени года «Лето».

Цель: совершенствование знаний о признаках времени года «Лето», развитие связной речи и общей осведомленности.

Учитель-дефектолог:

- Отгадайте загадку:

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает.

Когда это бывает? (беседа о признаках времени года - лето) (слайд №4)

- Вот мы и попали в Лето. Посмотрите, как красиво (слайд №5).

Вокруг цветут цветы, порхают бабочки, поют птицы, ползают насекомые.

- Но здесь кого-то не хватает.

- Кого? (зверей)

- Чтобы узнать, кто первый из зверей встретится в лесу, отгадайте загадку:

Длинноухий, длинноногий

Скачет, быстро по дороге

Всё боится побегайчик

Отгадайте, кто он…. (Зайчик)

- Зайчик предлагает нам заполнить таблицу сложения.

3. Работа по таблице сложения.

Цель: Обучение детей работать по таблице сложения.

(слайд №6)

Учитель-дефектолог:

- Обратите внимание, в таблице есть строки и столбцы.

- С помощью этой таблицы можно решать различные примеры.

- Объясните, как это можно сделать?

- Что происходит с одним из слагаемых? (увеличивается)

- Что происходит с суммой? (тоже увеличивается на 1)

- Как вы думаете, что показано синим цветом? (как можно найти сумму чисел 3+4=7)

- Какие равенства с помощью этого можно составить? (4+3=7; 7-3=4; 7-4=3)

-Значит, что можно делать с помощью таблицы сложения? (можно решать примеры на сложение и вычитание)

4. Физминутка для глаз.

Цель: сохранение зрения, снятие усталости с глаз.

Презентация.

III. Заключительный этап.

1. Закрепление.

1. .Беседа о времени года «Осень». Задачи в картинках.

Цель: совершенствование знаний о признаках времени года «Осень», развитие связной речи и общей осведомленности; совершенствование вычислительных навыков, умений составлять и решать задачи; развитие творческой деятельности.

Учитель-дефектолог:

- Нам решение задач не составит затруднения

Если выучим мы с вами таблицу на сложение.

– Если отгадаете следующую загадку, узнаете, кто встретит нас сейчас:

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью (беседа о признаках осени)

(слайд №7)

-Осень припасла для вас задачки (слайд №8) :

-Составьте задачу по рисунку и решите её. (устно)

2. Беседа о времени года «Зима». Состав числа 10.

Цель: совершенствование знаний о признаках времени года «Зима», развитие связной речи и общей осведомленности; совершенствование вычислительных навыков.

Учитель-дефектолог:

- Отгадайте, какое время года нас ждет впереди:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима) (беседа о признаках времени года зима)

(слайд №9)

Заполните пустые шарики на елке (слайд №10).

3. Беседа о времени года «Весна». Творческое задание «Художник».

Цель: совершенствование знаний о признаках времени года «Весна», развитие связной речи и общей осведомленности; совершенствование вычислительных навыков, развитие творческой деятельности.

Учитель-дефектолог:

Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает? (весной) (беседа о времени года Весна)

(слайд №11)

- Отгадайте загадку и увидите, кто из зверей нас встретит в весеннем лесу:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Пышный хвост-краса

Кто это? (Лиса)

-По каким признакам вы догадались, что это лиса?

-Хитрая лиса принесла вам хитрое задание.

(слайд №12)

-Какие цифры спрятались в первом рисунке?

-А на что похожа вторая картинка? (на лицо человека, который смотрит в профиль)

-Расскажите, в каких цифрах, что вы увидели?

- При помощи каких цифр художник изобразил лицо?

4. Самостоятельная работа. Игра: «Расшифруй слово».

Цель: Развитие навыков самостоятельности в вычислительной деятельности; развитие логического мышления.

Учитель-дефектолог:

- Наше занятие подходит к концу и нам пора возвращаться обратно.

- Я предлагаю вам найти значение выражений и расшифровать слово, которое просили передать для каждого из вас Времена года (cлайды №13, 14).

-Каждый из вас молодец! Вы все очень старались. И мы благополучно вернулись назад.

2. Рефлексия.

Цель: создание атмосферы окончания занятия и получения обратной связи.

Учитель-дефектолог:

- Где мы с вами побывали?

- С чем мы сегодня познакомились?

- Как называются компоненты при сложении?

- Какое правило сложения вы знаете?

- Кто чувствовал себя на занятии уверенно, комфортно? Поднимите зелёный квадратик.

-Кто чувствовал себя неуверенно, была проблема, он ошибался, но ошибки понял и исправил? Поднимите жёлтый квадрат

- У кого была тревога, не мог справиться с заданиями? Поднимите красный квадратик.

Спасибо за старание

Ведь главное – желание.

А навыки и знания

С годами к вам придут!

После подведения итогов занятия педагог предоставляет рекомендации родителям для закрепления новообразований, которые появились у ребёнка в процессе работы на занятии.

Рекомендации родителям

При выполнении с ребенком тренировочных упражнений по математике необходимо использовать следующие приемы, помогающие лучше усвоить материал :

1. Прием использования яркой наглядности по теме задания поможет ребенку лучше усвоить материал. Можно вместе с ребенком нарисовать числовой ряд, используя яркие краски, разместить на видном месте, чтобы можно было обращаться к нему при счете. Для лучшего усвоения состава числа первого десятка, на большом листе нарисовать домики, где в верхнем окошке будет число, а в нижних пары чисел, из которых оно состоит.

2. Прием создания проблемной ситуации можно применять при разгадывании математических ребусов. Например, написать зашифрованное письмо кому-то из членов своей семьи (для того чтобы узнать, какая это буква, нужно решить пример). Можно предложить ребенку самому придумать задачу по спасению сказочных героев, записать и решить ее.

3. Прием использования подручных средств. Играя с ребёнком в настольные игры (домино, кубики, игральные карты) составлять различные рисунки, фантазируя, описывать придуманные узоры. Можно делать вычисления с помощью кубиков, костяшек домино, решая простые задачи. Например, разделить 12 кубиков между 3-мя игрушками, разложить в 4 машинки по 5 костяшек домино и привезти их маме, посчитать, сколько стало и т. д. По ходу игры предлагать ребёнку выделять в каждой ситуации знак действия, проговаривать. Это закрепляет модель требуемого вычисления.

Список используемой литературы.

1. Волина В. В. Праздник числа: «Занимательная математика для детей» / В. В. Волина. – М. : Знание, 1993. – 336 с.

2. Колесникова Е. В. Математика для детей 6-7 лет / Е. В. Колесникова. – М. : Творческий центр, 2011. – 90 с.

3. Светлова И. Повышаем интеллект и эрудицию / И. Светлова. – М: «Эксмо», 2000. – 96 с.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия для младших школьников «Изготовление игрушек со щелевыми замками» Интегрированное занятие для младших школьников «Изготовление игрушек со щелевыми замками». Автор: педагог-воспитатель Владимирова Ж. П.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для младших школьников с ОВЗ «Эмоции» Автор: Черняк Алёна Владимировна, педагог-психолог Материалы: карточки с изображением эмоций, краски, бумага (формат А-4, кисти, цветные.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для младших школьников с ЗПР «Дни недели» Конспект коррекционно-развивающего занятия для младших школьников с ЗПР «Дни недели»[/b] Автор: Черняк Алёна Владимировна, педагог-психолог.

Конспект занятия по математике в старшей группе «Письмо от Деда Мороза. Закрепление математических знаний, умений, навыков» Открытое занятие по математике в старшей группе Подготовила: Возиян Е. В. 2017 год Открытое.

Конспект занятия для развития коммуникативных навыков у младших дошкольников «Спектакль игрушек» .

Конспект занятия для старших дошкольников и младших школьников «Сюжетная аппликация из природного материала» «Сюжетная аппликация из природного материала. Осенняя палитра». Автор: Педагог - воспитатель, Владимирова Жанна Петровна Цель: Гумманизация.

Методические рекомендации по развитию зрительной и слуховой памяти младших школьников с умственной отсталостью Результаты исследований указывают на недостаточный для успешной учебной деятельности уровень развития как зрительной, так и слуховой памяти.

План-конспект родительского собрания «Новые методы и технологии в обучении младших школьников» Закасовская Инна Владимировна. План – конспект для родительского собрания в 4 классе по теме: «Новые методы и технологии в обучении младших.

Тренировочные упражнения по формированию навыков звукобуквенного анализа у младших школьников ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКО-СЛОГОВОГО АНАЛИЗА. 1. СЛОВО. СЛОГ А) Прочитать слова. Убрать слог так, чтобы получилось новое слово. Объяснить.

Трудности в адаптации младших школьников Трудности в адаптации младших школьников. Нестабильность и противоречивость современной социальной ситуации в нашей стране приводит к резкому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию математических навыков и общей осведомленности у младших школьников.
Опубликовано: 11 октября 2018 в 09:40
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию математических навыков и общей осведомленности у младших школьников.» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Владимировна Разинькина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД