Лихачёва Татьяна
Формирование музыкальной культуры старших дошкольников в процессе восприятия музыки
▼ Скачать + Заказать документы
«Важную роль в воспитании слухового внимания и чуткого восприятия звучания музыки у дошкольников играет взрослый – педагог, воспитатель, родитель…»
Презентация проекта:
«Формирование музыкальной культуры старших дошкольников в процессе восприятия музыки».
Проблема воспитания слушателя, способного отличить подлинную красоту великого искусства от дешёвой, низкопробной подделки поднимается сейчас и в педагогике, и в музыкознании.
Публикация «Формирование музыкальной культуры старших дошкольников в процессе восприятия музыки» размещена в разделах
Введение
Из всех видов искусств музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций.
Воспитание такого слушателя должно начинаться уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.
Основой формирования музыкальной культуры дошкольников является восприятие музыки.
Цель проекта:
Удовлетворение художественно – эстетических потребностей детей, формирование музыкальной компетентности, музыкального вкуса, расширение знаний о мировой классической музыке, творчестве композиторов – классиков, взаимосвязь видов искусства. Актуализация представлений о музыкальных жанрах, средствах музыкальной выразительности. Создание условий для формирования музыкального мышления детей, повышения уровня развития музыкальной культуры детей, их родителей и воспитателей групп.
Задачи проекта:
1. Обогащать духовный мир детей через высокохудожественные образцы музыкального искусства.
2. Целенаправленно формировать знания детей о классической музыке и её особенностях, композиторах, музыкальных жанрах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности, взаимосвязи видов искусств.
3. Развивать эмоциональную сферу детей, способствовать удовлетворению их эстетических потребностей. Побуждать выражать свои впечатления от прослушивания классических произведений в творческой деятельности.
4. Способствовать формированию общих знаний о музыке.
5. Создавать условия для формирования музыкальной компетентности, повышения уровня музыкальной культуры старших дошкольников.
6. Обеспечить психолого – педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности родителей в музыкальном образовании детей. Определить формы сотрудничества с семьёй, исходя из социального статуса, педагогического опыта родителей, заинтересованности в жизни дошкольного учреждения.
Психолого – педагогические особенности восприятия музыки старших дошкольников.
Процесс восприятия музыки старшими дошкольниками имеет свои особенности, которые связаны с возрастными особенностями дошкольного возраста.
Учёт индивидуальных и возрастных особенностей является одним из основных принципов дидактики. Для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация», свои «ведущие психические функции». (Л. С. Выготский) И своя ведущая деятельность.
Дети 5-7 лет
- Способны выделять и сравнивать признаки отдельных явлений, в том числе и музыкальных;
- Устанавливать между ними связи;
- Определять жанр, характер и настроение музыки;
- Мотивировать свои музыкальные предпочтения, свою оценку музыкальных произведений.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития музыкально – творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.
Факторы, влияющие на развитие восприятия.
- Выбор методов и приёмов на разных этапах знакомства с музыкой;
- Подбор музыкального репертуара;
- Использование разнообразных форм организации восприятия музыки.
Восприятие музыки как средство формирования музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста.
Первичным, ведущим видом музыкальной деятельности детей является восприятие музыки.
У ребёнка дошкольного возраста при восприятии музыки преобладают эмоции, которые внешне выражены ярче, чем у взрослых.
Дети больше всего обращают внимание на темп, мелодию и ритм; причём контрастные различия легче схватываются, чем сходные.
Особенность восприятия музыки детей в том, что воспринимаются непосредственно художественные образы, вызывающие настроения, чувства и даже мысли, связанные с ними.
Таким образом, восприятие музыки является самым доступным, творческим видом музыкальной деятельности дошкольников, что обеспечивает успешное формирование музыкальной культуры ребёнка.
Диагностика сформированности музыкальной культуры старших дошкольников.
Эмоционально – эстетическое отношение к музыке:
- Эмоциональная отзывчивость на музыку, адекватное сопереживание содержания музыкальных произведений, музыкальных образов, отражающие их разнообразные эмоциональные проявления мира природы и человека.
Для выявления эмоционально – эстетического отношения к музыке наблюдаем за реакциями детей во время слушания музыки. При этом отмечаются мимические реакции, двигательные, вербальные – их наличие и выразительность.
Музыкально – творческий компонент:
Индивидуально – творческие задания:
- Сочинение сказки, стихотворения;
- Сочинение «своей» песни по данному жанру.
Обобщение по слушанию музыки:
- «Нарисовать музыку»;
- Придумать танец.
Образность высказываний о характере музыки;
Степень выразительности исполнения и оригинальности творческих импровизаций в различных видах музыкальной деятельности.
Ценностно – ориентированный компонент:
- Уметь вербально выражать музыкальное предпочтение;
- Соучаствовать в творческом процессе;
- Оценивать себя в различных видах музыкальной деятельности.
Музыкально – образовательный компонент:
Определяется по ответам на систему вопросов:
- О музыкальных инструментах;
- О композиторах;
- О самой музыке;
- О жанрах;
- О средствах выразительности.
Критерии отбора музыкальных произведений, способствующих развитию восприятия музыки.
- Эмоциональность, чувственность музыки;
- Яркость, насыщенность музыкального образа и музыкального повествования, захватывающая внимание ребёнка, вызывающая у него неподдельный интерес.
- Богатство эмоционально переживаемых оттенков музыкальных интонаций;
- Особое сочетание средств музыкальной выразительности: мелодии, лада, темпоритма, формы музыкального произведения;
- Многократная повторяемость мелодии;
- Художественность и выразительность исполнения музыкального произведения;
- Качество записи.
Показатели уровня сформированности музыкальной культуры старших дошкольников:
- Сосредоточенность внимания;
- Продолжительность восприятия;
- Двигательная активность;
- Выразительность исполнения;
- Выразительность оценочных суждений о красоте музыки;
- Наличие любимых произведений, предпочтений, знаний о музыке, её языке.
Заключение
Формирование музыкальной культуры старших дошкольников эффективно лишь в том случае:
- Если в работе с детьми старшего дошкольного возраста будут учитываться особенности детского восприятия на каждом возрастном этапе;
- Кроме традиционных форм, будут применяться инновационные формы деятельности, развивающие эмоциональную отзывчивость дошкольников на шедеврах мировой музыкальной культуры.