МААМ-картинки

Формирование музыкальной культуры старших дошкольников в процессе восприятия музыки

Лихачёва Татьяна
Формирование музыкальной культуры старших дошкольников в процессе восприятия музыки
▼ Скачать + Заказать документы

«Важную роль в воспитании слухового внимания и чуткого восприятия звучания музыки у дошкольников играет взрослый – педагог, воспитатель, родитель…»

Презентация проекта:

«Формирование музыкальной культуры старших дошкольников в процессе восприятия музыки».

Проблема воспитания слушателя, способного отличить подлинную красоту великого искусства от дешёвой, низкопробной подделки поднимается сейчас и в педагогике, и в музыкознании.

Публикация «Формирование музыкальной культуры старших дошкольников в процессе восприятия музыки» размещена в разделах

Введение

Из всех видов искусств музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций.

Воспитание такого слушателя должно начинаться уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.

Основой формирования музыкальной культуры дошкольников является восприятие музыки.

Цель проекта:

Удовлетворение художественно – эстетических потребностей детей, формирование музыкальной компетентности, музыкального вкуса, расширение знаний о мировой классической музыке, творчестве композиторов – классиков, взаимосвязь видов искусства. Актуализация представлений о музыкальных жанрах, средствах музыкальной выразительности. Создание условий для формирования музыкального мышления детей, повышения уровня развития музыкальной культуры детей, их родителей и воспитателей групп.

Задачи проекта:

1. Обогащать духовный мир детей через высокохудожественные образцы музыкального искусства.

2. Целенаправленно формировать знания детей о классической музыке и её особенностях, композиторах, музыкальных жанрах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности, взаимосвязи видов искусств.

3. Развивать эмоциональную сферу детей, способствовать удовлетворению их эстетических потребностей. Побуждать выражать свои впечатления от прослушивания классических произведений в творческой деятельности.

4. Способствовать формированию общих знаний о музыке.

5. Создавать условия для формирования музыкальной компетентности, повышения уровня музыкальной культуры старших дошкольников.

6. Обеспечить психолого – педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности родителей в музыкальном образовании детей. Определить формы сотрудничества с семьёй, исходя из социального статуса, педагогического опыта родителей, заинтересованности в жизни дошкольного учреждения.

Психолого – педагогические особенности восприятия музыки старших дошкольников.

Процесс восприятия музыки старшими дошкольниками имеет свои особенности, которые связаны с возрастными особенностями дошкольного возраста.

Учёт индивидуальных и возрастных особенностей является одним из основных принципов дидактики. Для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация», свои «ведущие психические функции». (Л. С. Выготский) И своя ведущая деятельность.

Дети 5-7 лет

- Способны выделять и сравнивать признаки отдельных явлений, в том числе и музыкальных;

- Устанавливать между ними связи;

- Определять жанр, характер и настроение музыки;

- Мотивировать свои музыкальные предпочтения, свою оценку музыкальных произведений.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития музыкально – творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

Факторы, влияющие на развитие восприятия.

- Выбор методов и приёмов на разных этапах знакомства с музыкой;

- Подбор музыкального репертуара;

- Использование разнообразных форм организации восприятия музыки.

Восприятие музыки как средство формирования музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста.

Первичным, ведущим видом музыкальной деятельности детей является восприятие музыки.

У ребёнка дошкольного возраста при восприятии музыки преобладают эмоции, которые внешне выражены ярче, чем у взрослых.

Дети больше всего обращают внимание на темп, мелодию и ритм; причём контрастные различия легче схватываются, чем сходные.

Особенность восприятия музыки детей в том, что воспринимаются непосредственно художественные образы, вызывающие настроения, чувства и даже мысли, связанные с ними.

Таким образом, восприятие музыки является самым доступным, творческим видом музыкальной деятельности дошкольников, что обеспечивает успешное формирование музыкальной культуры ребёнка.

Диагностика сформированности музыкальной культуры старших дошкольников.

Эмоционально – эстетическое отношение к музыке:

- Эмоциональная отзывчивость на музыку, адекватное сопереживание содержания музыкальных произведений, музыкальных образов, отражающие их разнообразные эмоциональные проявления мира природы и человека.

Для выявления эмоционально – эстетического отношения к музыке наблюдаем за реакциями детей во время слушания музыки. При этом отмечаются мимические реакции, двигательные, вербальные – их наличие и выразительность.

Музыкально – творческий компонент:

Индивидуально – творческие задания:

- Сочинение сказки, стихотворения;

- Сочинение «своей» песни по данному жанру.

Обобщение по слушанию музыки:

- «Нарисовать музыку»;

- Придумать танец.

Образность высказываний о характере музыки;

Степень выразительности исполнения и оригинальности творческих импровизаций в различных видах музыкальной деятельности.

Ценностно – ориентированный компонент:

- Уметь вербально выражать музыкальное предпочтение;

- Соучаствовать в творческом процессе;

- Оценивать себя в различных видах музыкальной деятельности.

Музыкально – образовательный компонент:

Определяется по ответам на систему вопросов:

- О музыкальных инструментах;

- О композиторах;

- О самой музыке;

- О жанрах;

- О средствах выразительности.

Критерии отбора музыкальных произведений, способствующих развитию восприятия музыки.

- Эмоциональность, чувственность музыки;

- Яркость, насыщенность музыкального образа и музыкального повествования, захватывающая внимание ребёнка, вызывающая у него неподдельный интерес.

- Богатство эмоционально переживаемых оттенков музыкальных интонаций;

- Особое сочетание средств музыкальной выразительности: мелодии, лада, темпоритма, формы музыкального произведения;

- Многократная повторяемость мелодии;

- Художественность и выразительность исполнения музыкального произведения;

- Качество записи.

Показатели уровня сформированности музыкальной культуры старших дошкольников:

- Сосредоточенность внимания;

- Продолжительность восприятия;

- Двигательная активность;

- Выразительность исполнения;

- Выразительность оценочных суждений о красоте музыки;

- Наличие любимых произведений, предпочтений, знаний о музыке, её языке.

Заключение

Формирование музыкальной культуры старших дошкольников эффективно лишь в том случае:

- Если в работе с детьми старшего дошкольного возраста будут учитываться особенности детского восприятия на каждом возрастном этапе;

- Кроме традиционных форм, будут применяться инновационные формы деятельности, развивающие эмоциональную отзывчивость дошкольников на шедеврах мировой музыкальной культуры.

Публикации по теме:

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Конспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольниковКонспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольников Цель: формирование экологической культуры старших дошкольников. Задачи: Образовательные задачи: расширять представления детей о растениях.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Обобщенный педагогический опыт работы «Формирование восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания» «Формирование полноценного восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания детей третьего года жизни» Уважаемые.

Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников»Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников» Педсовет Тема "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников" Цель: объединить усилия коллектива для повышения.

Районный конкурс «Инновации в действии» Тема: «Формирование экологический культуры дошкольников» автор: Ануфриева Н. В ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ, РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ПРИРОДОВЕДЧЕСКУЮ ТЕМАТИКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ.

Воспитание у старших дошкольников гражданственности и патриотизма в процессе подготовки к празднованию 70-летия Победы в ВОВВоспитание у старших дошкольников гражданственности и патриотизма в процессе подготовки к празднованию 70-летия Победы в ВОВ Уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на своей страничке и представляю вашему вниманию ПРОЕКТ Участники проекта: дети, воспитатели,.

Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольниковВосприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников Восприятие музыки как средство формирования музыкально - художественной деятельности старших дошкольников Актуальность проблемы эстетического.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование музыкальной культуры старших дошкольников в процессе восприятия музыки
Опубликовано: 19 марта 2021 в 18:35
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование музыкальной культуры старших дошкольников в процессе восприятия музыки» (включая файлы) размещена пользователем Лихачёва Татьяна (УИ 845012) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 декабря. День написания писем Деду Морозу. Передвижка «Почта Деда Мороза»

4 декабря — это специальный день, когда принято писать письма Деду Морозу.

3 декабря. Международный день инвалидов
Ежегодно 3 декабря отмечается Международный день инвалидов



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД