Селезнева Альбина Фархуллаевна
Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
В целевых ориентирах прописано: ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности; проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Публикация «Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Именно эти характеристики являются предпосылками регулятивных УУД. Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Произвольность выступает, как умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства.
Наблюдения за детьми старшей группы в процессе игр, самостоятельной деятельности, непосредственно образовательной деятельности позволили сделать вывод о том, что у детей в недостаточной степени сформированы умения подчиняться разным правилам и социальным нормам, осуществлять контроль и оценку своих достижений.
Рассмотрев актуальность и важность данной проблемы, поставила перед собой
цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста предпосылок регулятивных УУД через игровую деятельность.
Наш детский сад «Улыбка» работает по основной образовательной программе дошкольного образования, которая составлена на основе программы «Истоки». Программа основывается на комплексно-тематическом построении образовательного процесса, которая предполагает выделение ведущей темы недели. Ребенок «проживает» тему в разных видах детской деятельности.
В понедельник на «утреннем круге» знакомлю детей с темой недели, обговариваем и продумываем мероприятия. Дети активно высказывают свои предложения и совместно составляем план-схему деятельности в течение недели.
Например: Тема недели «Огонь друг, огонь враг»». Во время беседы дети интересовались вопросами об огне: какую пользу и вред приносит огонь? Выяснили, что это можно узнать через просмотр презентаций, проведений опытов, в энциклопедии, интернете, сходить в пожарную часть. Таким образом, погружая детей в тему недели, обучаю ребят умению слышать других, планировать и организовывать свою деятельность, удерживать внимание, то есть развиваю предпосылки регулятивных УУД.
При подготовке к НОД учила детей организовывать свое рабочее место, используя один из приёмов наглядного метода – образец в виде фотографии, на которой изображён весь материал необходимый для образовательной деятельности. У детей осуществляется не только самоконтроль, но и контроль со стороны своих товарищей.
В ходе НОД совместно с детьми ставим цель, планируем этапы деятельности, для этого использую дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей.
Например: При изучении растений и кустарников, растущих на территории детского сада, совместно с детьми составили карту зеленых насаждений детского сада. Дети не только расширили представления о деревьях, но и учились сохранять заданную цель: отмечать места произрастания растений; удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания; контролировать и оценивать свою деятельность.
В работе с детьми для формирования предпосылок регулятивных УУД использую такие приемы:
Приемы, направленные на формирование умения контролировать
свою деятельность по результату:
взаимоконтроль – детям предлагается проверить правильность выполнения того или иного задания у другого;
контрольный опрос – с целью проверки знаний по пониманию темы.
взаимный диктант – работа проводится в парах, детям предлагается придумать задание из предложенного материала по теме для своего напарника и проверить правильность выполнения этого задания
проверка с помощью сигналов - (в игре выбираем судью, который следит за правилами игры, используя красную звездочку).
Приёмы, направленные на умение сохранять заданную цель: Преднамеренные ошибки – детям предлагаются задания с заранее обдуманными ошибками, которые они должны найти, назвать и обосновать; Исправь ошибки – задания, где надо исправить ошибки, например, в словах, или отыскать неправильно написанные буквы; Поиск нужного материала – требуется найти среди предложенных картинок, заданные по данной теме.
Приемы, направленные на формирование умения оценивать свою деятельность:
«Лесенка успеха» (по окончании деятельности ребенку предлагается оценить свою работу с помощью лесенки) «Солнышко с лучами» (за активное участие в образовательной деятельности, соблюдение правил поведения дети получают лучики).
Поскольку в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности детей является игра, то именно она предоставляет детям большие возможности для развития предпосылок регулятивных навыков.
Неотъемлемой частью любой игры являются правила. В них ребенок учится сознательно подчиняться правилам, причем эти правила легко становятся для него внутренними, непринудительными. Именно в играх по правилам ребенок начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственно результат.
Мною были подобраны игры и задания, которые разделила на группы и использовала в разнообразных видах деятельности
Игры на развитие умения планировать и контролировать свои действия: «Черепаха», «Слушай хлопки», «Запрещённое движение», «Бездомный заяц».
Например: подвижная игра «Слушай хлопки»
До начала игры с детьми обсуждается, какую позу животного будут они изображать, и на какое количество хлопков. Например:1хлопок - поза аиста, 2 хлопка – поза лягушки, 3 хлопка - дети возобновляют движение. Дети двигаются свободно в группе или ходят по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши определенное количество раз, дети принимают соответствующую позу. Эта игра помогает развивать волевую регуляцию и умения действовать по заданному правилу.
Игры на развитие умения сохранять заданную цель: «Кричалки – шепталки - молчалки», «Найди цвет», «Запомни, где что стоит», «Что сначала, что потом».
Например: под. игра «Фруктовый салат»
Перед началом игры дети делятся на 3 группы. Каждая группа детей запоминает свой фрукт и следующие действия: при слове «яблоко» первая группа детей хлопает, при слове «груша» вторая группа детей топают, а при слове «вишня» третья группа поднимают руки вверх. Ну а если дети слышат слово «салат»
то выполняют свои действия все вместе. Затем дети, слушая рассказ воспитателя, следовали инструкции.
Игры и задания на развитие умения работать по инструкции взрослого: «Замри», «Передай мяч», «Коршун», «Давайте поздороваемся», «Графический диктант», «Повтори узор» и т. д.
Например: Графический диктант можно выполнять в двух вариантах: 1. Детям предлагаю образец геометрического рисунка и прошу их повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку. 2. Взрослый или ребёнок диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз, дети выполняют работу на слух.
Игры и задания на развитие внимания: «Сделай так», «Морские волны», «Кого (чего) не стало», «Что изменилось», «Найди отличие и сходство» и т. д.
Например: игра «Морские волны» По команде «Штиль!» все дети замирают. По команде «Волны» дети по очереди встают – сначала те, кто сидит за первыми столами, через 2–3 секунды поднимаются сидящие за вторыми и т. д. Когда очередь доходит до последних столов, все дети вместе хлопают в ладоши, после чего садятся в той же последовательности, начиная с первых столов. По команде «Шторм» упражнение выполняется в быстром темпе – дети не ждут 2–3 секунды, а быстро встают друг за другом и так же быстро садятся. Заканчивается игра командой «Штиль».
Многие игры и задания построены в виде соревнования двух и более игроков - это создаёт дополнительный игровой момент, большую эмоциональную вовлечённость.
В последующем дети самостоятельно используют эти игры в режимных моментах, на прогулке. Ребята заранее договариваются, где они соберутся, в какие игры будут играть, по какому сигналу начнут игру (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.).
В результате проделанной работы дети стали планировать и контролировать свои действия, сохранять заданную цель от начала и до конца, работать по инструкции взрослого. Таким образом, можно сделать вывод, что предпосылки регулятивных УУД формируются в повседневной жизни в процессе игровой деятельности.