Получи документы

Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития посредством развивающих игр

Зарянова Татьяна
Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития посредством развивающих игр
▼ Скачать + Заказать документы

«В душе каждого ребенка есть невидимые

струны. Если тронуть их умелой рукой,

они красиво зазвучат».

В. А. Сухомлинский

Формирование творческого облика личности, активного отношения к жизни, умение не теряться в новых и трудных обстоятельствах – это одна из основных задач воспитания. Поэтому педагогам много внимания необходимо уделять развитию самостоятельности детского мышления, формированию умения мыслить и познавать действительность.

Публикация «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития посредством развивающих игр» размещена в разделах

Известно, что интерес, жажда познания, открытия – стремления присущие человеческой натуре. И ярче они проявляются в дошкольном возрасте. В эти годы интенсивно формируются мыслительные способности детей : начальные формы абстрактного мышления, обобщения, простые формы умозаключения, закладывается фундамент многих важных представлений и понятий, которые в дальнейшем обеспечивают благоприятное умственное развитие ребенка, плавный переход дошкольника из ДОУ в школу.

Многочисленные наблюдения показали, что ребенок, не научившийся учиться и не овладевший приемами мыслительной деятельности в детском саду, в школе обычно переходит в разряд неуспевающих. Неуспеваемость вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с педагогами. Это может привести к возникновению асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте.

Одним из основных нарушений познавательного развития у детей с задержкой психического развития является нарушения мышления. У данной категории детей нарушены все виды мышления, Отставание в развитии мышления - одна из основных черт, отличающая детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся сверстников.

Обучение детей с задержкой психического развития чрезвычайно затрудненно из-за смешанного, осложненного характера их дефекта, в котором задержка развития высших корковых функций часто сочетаются с эмоционально-волевыми расстройствами, нарушениями деятельности, двигательной и речевой недостаточностью.

Научить ребенка думать, приучить его к умственному труду – нелегкая задача, стоящая перед педагогом. Педагогу необходимо помнить, что умственный труд очень тяжел. К. Д. Ушинский писал: «Мечтать легко и приятно, но думать трудно». Не только в детях, но и во взрослых людях мы чаще всего встречаемся с леностью мысли.

Для детей с ЗПР свойственна леность мысли: им не хочется думать. Именно по этой причине они нередко отказываются от задания со словами: «Я не знаю, не умею». В то же время при участии взрослых они вполне способны сделать то, что им предлагают.

Чтобы приучить детей к умственному труду, необходимо сделать этот труд интересным, занимательным. Занимательность же умственного труда достигается разными методами, среди которых особое место занимают дидактические игры и упражнения, которые являются продуктивной формой обучения в дошкольном возрасте. Игра – «стихия ребенка». Дети думают, что они только играют, но незаметно для себя в процессе игры дошкольники вычисляют, сравнивают предметы, классифицируют, рассуждают, делают выводы и умозаключения, решают логические задачи и т. д. Это им интересно, потому что они любят играть. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат. Роль педагога в этом процессе — поддерживать интересы детей.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. Она имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

При отборе дидактических игр, прежде всего, необходимо учитывать коррекционные цели и особенности развития детей с задержкой психического развития дошкольного возраста. Надо начинать с более легких, посильных заданий во избежание отрицательных эмоций у детей. Постоянно поощрять их в работе, чтобы они испытывали чувства удовольствия от занятий.

Дидактическая игра и упражнения – доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Дидактическая игра требует специального материала, определенных условий, знания педагогом самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельного мышления лишь в том случае, если она будет проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики. При подборе игры следует всегда помнить о том, что она не должна быть не слишком трудной, не слишком лёгкой, только в этом случае игра принесёт детям пользу и радость.

Методика проведения иг:

- Педагог должен четко представить цель игры, её ход, свою роль в той или иной игре. Выбор игры определяется как уровнем умственного развития детей группы, так и задачами воспитания.

- В начале каждой игры необходимо создать игровое настроение.

- Создать условия для умственной активности всех детей. Очень хорошо, когда умственная активность сочетается с двигательной.

- В каждую игру следует вводить варианты с усложнением задач, чтобы дети, усвоив тот или иной способ решения, могли бы применять его при другом содержании, в других условиях.

- Выбор дидактической игры определяется задачами воспитательной работы с детьми данной группы, поэтому она может занимать различное место в педагогическом процессе (как часть занятия, в часы индивидуальной работы, свободной деятельности, в часы развлечений).

- Чаще всего следует проводить игры индивидуально или с небольшой группой детей, чтобы каждый играющий имел возможность участвовать в ней. В такие группы следует объединять детей более активных и менее активных. Последние стараются подражать своим товарищам и успешно справляться с заданиями.

- Роль педагога меняется в процессе дидактических игр в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Педагог следит за тем, чтобы правила выполнялись всеми.

Для общего развития ребенка и для развития его мышления необходимо формирование логических приемов мыслительной деятельности: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез, сериация, систематизация, абстрагирование, аналогия.

Сериация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов (матрешки, пирамидки, вкладные мисочки и т. п.)

Анализ – выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку. («Выбери все круглые, …», «Четвертый лишний»)

Синтез – соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое (конструкторы, мозаика, разрезные картинки, кубики, и т. п.)

Сравнение – выявление сходства и различия между признаками объекта (или группы объектов) и абстрагировать от других («Найди это по указанным признакам», «Найди фигуры похожие на …», «Отложи справа все …»)

Классификация – разделение множества на группы по какому-либо признаку. Классификацию можно проводить по: : названию (чашки и тарелки, кегли и мячики); размеру (большие и маленькие, длинные и короткие); цвету (красные и зеленые, желтые и зеленые); форме (круги и квадраты, кубики и шары); другим признакам нематематического характера (что можно и что нельзя есть, кто летает, кто бегает, кто плавает, что бывает летом, а что зимой,что растет в огороде, а что в саду и т. д.)

Обобщение – это оформление в словесной форме результатов процесса сравнения. Обобщение хорошо понимается ребенком. Если является результатом деятельности, произведенной им самостоятельно.

Примерная подборка дидактических игр: «Бывает – не бывает», «Что лишнее?», «Времена года», «Разложи игрушки», «Закрой лишнюю картинку», «Что сначала, что потом?», «Обведи и раскрась», «Выкладывание из палочек», «Назови одним словом», «Угадай по описанию», «Загадай предмет и опиши его», «Небылицы», «Чепуха», «Съедобное - несъедобное», «Давай сравним», «Подбери слова к предмету», «Отгадай загадку – покажи отгадку», «Найди ошибку», «Мозаика», «Ассоциации», «Выбери все …», «Продолжи», «Найди отличие», «Аналогии», «Что перепутал художник», «Картинка в картинке», «Логические цепочки», «Подбери по смыслу», «Шиворот-навыворот», «Что к чему?», «Размышляйка».

Представленная система дидактических игр и упражнений, построенная на использовании разнообразного занимательного материала, эффективно формирует и развивает мыслительные операции у детей с ЗПР.

Публикации по теме:

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Игры для развития логического мышления старших дошкольниковИгры для развития логического мышления старших дошкольников Развитое логическое мышление это не только успешное обучение в школе, но и способность быстро ориентироваться в течении всей своей жизни,.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Консультация для родителей «Играем с детьми дома. Развивающие игры для развития логического мышления для детей 6–7 лет» Консультация для родителей. «Играем с детьми дома. Развивающие игры на логическое мышление для детей 6 – 7 лет»Интересно и эффективно можно.

Дидактические игры для развития логического мышленияДидактические игры для развития логического мышления Предлагаю вашему вниманию игровые упражнения, которые способствуют развитию логического мышления. Играть можно на занятиях и на улице..

Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломокРазвитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть перваяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть первая Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть втораяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть вторая Вадик и Валера сорвали в саду: кто- то большое яблоко с одним листочком, кто- то- маленькое с двумя листочками. Большое яблоко было неспелым,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития посредством развивающих игр
Опубликовано: 26 января 2021 в 17:29
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития посредством развивающих игр» (включая файлы) размещена пользователем Зарянова Татьяна (УИ 2358489) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД