Анна Карпенко
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию речи в старшей группе «Зима. Дикие животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе на тему : «Зима в лесу. Дикие животные».
Цель: развитие лексико-грамматических представлений по лексической теме «Зима в лесу. Дикие животные».
Образовательные задачи:
- закреплять знания детей о зиме, зимних приметах;
Публикация «Конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию речи в старшей группе „Зима, Дикие животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
-закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках;
- уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные» (животное, зверь, медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж, лось, рога, копыта, мех, шкура, лапа, берлога, нора, дупло, логово; дикий, хищное, травоядное, голодный, злой, менять, линять, спать, добывать, охотиться);
- закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных;
- закреплять зрительно-пространственные представления при употреблении предлогов;
- развитие фонематических представлений (подбор слов с заданным звуком, определение места звука в слове);
- совершенствование навыка слогового анализа слов;
Развивающие задачи :
- развивать познавательные интересы у детей, развитие связной речи, слухового и зрительного внимания, логического мышления, общей и мелкой моторики.
Воспитательные задачи:
-формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
-воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование:
Ход занятия
І. Организационный момент.
Игра приветствие
Цель: настроить детей на доброжелательный лад.
-Ребята, давайте поприветствуем наших гостей!
А теперь я вам предлагаю поприветствовать друг друга.
ІІ. Основная часть.
Д/у «Отгадай загадку».
Цель: учить детей отгадывать загадку, анализируя все названные в ней признаки предмета, понимать смысл образных выражений.
Белым пледом лес укрыт,
И медведь в берлоге спит.
Снег, как белая кайма.
Кто хозяйничал? (зима)
Беседа о зиме.
Какие же перемены принесла зима в нашу жизнь? (стало холодно, дети и взрослые одеваются теплее, земля твердая, замёрзшая, замёрзли лужи, выпал снег). Как греет солнышко зимой? (Греет слабо)
По календарю у нас подходит к концу 2-й месяц зимы. Как он называется?
Путешествие в зимний лес.
Интересно, что же происходит сейчас в лесу? Хотите узнать? Я предлагаю вам совершить воображаемое путешествие в лес.
Для этого нужно закрыть глаза и выполнить со мной следующие движения: (под музыку)
- Ты сначала улыбнись, на носочки поднимись, руку правую вперед, ногу левую назад, а теперь остановись и немножко покружись! (Дети открывают глаза.)
С помощью ее чудес мы попали в дивный лес!
Скажите, кто мы в лесу? (гости) Как себя нужно вести в гостях?
Ответы детей.
Ребята, кого мы можем встретить в лесу? Как мы их всех называем (дикие животные) Почему мы их называем дикими? (сами о себе заботятся)
- Молодцы
Дидактическая игра «Чей хвост?»
Цель: образование и употребление притяжательных прилагательных; упражнение детей в правильном употреблении предлогов.
-Ой, ребята, посмотрите!
Все звери испугались и спрятались от нас, только хвостики одни торчат. Чьи хвосты вы видите? (заячий, лисий, волчий, беличий).
Где спряталась лиса? (Лиса спряталась под елкой).
А где волк? (Волк спрятался за деревом).
Где находится белка? (Белка сидит на дереве).
Где спрятался заяц? (Заяц спрятался за пеньком).
- Молодцы. Всех диких животных мы с вами нашли и кажется, они уже нас не боятся.
Беседа о диких животных
-Скажите, а каких животных мы не увидим в зимнем лесу? (ёж, медведь, барсук, суслик, енот, сурок). Почему? (Осенью они усиленно питаются, накапливают жир и с наступлением холодов засыпают в своём жилище)
Скажите, а есть ли такие животные, которые меняют цвет шубки зимой. Назовите (заяц, белка). А для чего они это делают? (так они защищают себя от хищников и людей)
- А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? :
- Конечно, нужно. Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных, называется линькой.
-Молодцы ребята, животные предлагают вам поиграть с ними.
Игра «Закончи предложение» + Назовите детенышей диких животных
Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения.
— Заяц летом серый, а зимой.
— Медведь летом гуляет, а зимой.
— Белка живет в дупле, а лиса.
— Заяц добрый, а волк.
— У белки хвост длинный, а у зайца.
— Лиса пушистая, а ежик.
Упражнение «Самый внимательный».
Цель: развитие фонематических представлений (подбор слов с заданным звуком, определение места звука в слове). Развитие зрительного восприятия.
-А теперь я проверю, кто из вас самый внимательный. Найдите на картине животное, в названии которого есть звук [ в]. (Волк) (Медведь)
-Верно ___ты сегодня самый внимательный. А теперь определите место звука [ в] в слове волк.
Игра «Поделите на слоги» (три вида определения слогов : рука под подбородком, кол-во гласных, хлопками)
Цель: совершенствование навыка слогового анализа слов; развитие зрительного восприятия и внимания.
-Посмотрите на картину и перечислите изображенных на ней животных.
Дети. Лиса, заяц, белка, еж, волк, лось, медведь.
-Сейчас вы разделите названия этих животных на слоги.
Дети выполняют задание.
Дети. Не было слов, в которых три слога.
-Верно. Отлично.
Самомассаж.
Ах, какой в лесу мороз!
Ну-ка, все потрите нос!
Трут кончик носа.
Ни к чему нам бить баклуши,
Грозят правым указательным
пальцем.
Ну-ка, взялись все за уши:
Покрутили, повертели,
Вот и уши отогрели!
Указательным и большим
пальцами держатся за мочки
ушей и вращают их вперёд,
затем назад.
По коленкам постучали,
Стучат ладонями по коленям.
По плечам похлопали,
Руки скрестить на уровне груди,
хлопают ладонями по плечам.
Ножками затопали!
Топают нога
Залетает сорока.
- Посмотрите. К нам в гости пожаловала
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Сорока: Всех за день навещу,
Все, что знаю, растрещу.
Вот в лесу я увидела Лису.
Хитрая плутовка, сестра дикого волка.
Вылезла из норки на охоту ловкую.
- Ребята, смотрите, а вот и наша Лисичка-сестричка!
Давайте попробуем сделать звуко-буквенный анализ слова Лиса и тогда она вновь спрячется в свою норку и не будет пугать безобидных животных!
Звуко-буквенный анализ слова ЛИСА
1. Деление на слоги
2. Определение ударного слога
3. Характеристика каждого звука
Сорока: Вы такие молодцы.
Лису прогнали
Все рассказали
По лесу я полечу
Всем животным расскажу!
Чтение слоговых домиков с буквой Л
ЛА ЛЯ
ЛО ЛИ
ЛУ ЛЮ
ЛЫ ЛЕ ЛЁ
Дидактическая игра «Кто, где живет?».
Цель: формировать умения детей соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное.
-Ой, ребята, посмотрите
Звери грустные стоят,
В дом попасть они хотят,
Но не знают – как, куда?
Помогите, детвора!
Дети по одному выходят к доске и «заселяют» животное в свой дом.
А где живет лиса? (Лиса живет в норе.)
Где спит медведь? (Медведь спит в берлоге.)
Где спряталась белка? (Белка спряталась в дупле.)
А где зайчик? (Заяц сидит под кустом.)
-Молодцы. С помощью вас все лесные звери нашли свои дома.
А теперь и нам пора возвращаться в детский сад. (звучит музыка)
Вы сначала улыбнитесь и немного покружитесь.
А теперь остановитесь, на носочки поднимитесь!
Оглянитесь все назад:
Вы попали в детский сад!
ІІІ. Итог занятия
Рефлексия :
-Скажите, где мы сегодня побывали?
Кого мы там встретили?
Как их назвать одним словом?
Почему их так называют?
Какие задания нам приготовили животные?
-Ребята, кому понравилось наше путешествие, возьмите картинку зайчика, а кому наше путешествие не понравилось, возьмите картинку волка.