МААМ-картинки

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «Глаголы-антонимы. Тим и Том»

Алевтина Корочкова
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «Глаголы-антонимы. Тим и Том»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Закрепить представления детей о словах-антонимах, учить подбирать антонимы разных частей речи (в том числе – глаголы.)

Задачи: стимулировать интерес к явлению антонимии, упражнять в подборе антонимов к словам различных частей речи, уточнить значения слов, расширить активный словарь по лексической теме «Семья».

Развивать зрительное и слуховое внимания, память, ориентировку в пространстве.

Активизировать речевое общение детей, позитивное отношение к совместной деятельности с педагогом и сверстниками.

Публикация «Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи „Глаголы-антонимы, Тим и Том“» размещена в разделах

Оборудование: куклы Тим и Том, одинаковые рюкзачки с разными предметами: ленточки атласные короткая – длинная, клубок ниток большой и маленький, книжки тяжелая – легкая, платки сухой - мокрый, конфетки сладкая – кислая, бутылочка с водой пустая-полная, носки белые – черные. Мяч. Колечки су-джок (по количеству детей, комплект карточек «Антонимы-прилагательные», «Антонимы-глаголы»

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед приглашает детей в круг, взяться за руки, проговаривать слова стихотворения-настройки, улыбаться друг другу.

Ласковое солнышко

Светит всем на свете.

Улыбнитесь солнышку

И друг другу, дети!

Мы сегодня дружные,

В настроении добром.

Значит, в детском садике,

Будет день веселым!

2. Сообщение темы занятия.

Логопед: Ребята, к нам в гости пришли братья Тим и Том. И кажется, они снова поссорились! Что случилось?

- Мой брат Том снова всё перепутал! – говорит Тим.

- Нет, это мой брат Тим всё перепутал! – говорит Том.

Логопед: Подождите, мальчики! Кто перепутал? Что перепутал? Вы и нас совсем запутали!

Тим и Том: Мама просила отнести бабушке разные предметы. Мы положили в свои рюкзаки всё, что называла мама. Но оказалось, что предметы мы взяли разные.

Логопед: как же так? Покажите нам эти предметы, а мы посмотрим, разные они или одинаковые. И не нужно ссориться!

3. Дидактическая игра «Сравни предметы»

Педагог предлагает двум детям выложить на стол предметы из разных рюкзаков. Затем дети сравнивают: Эта книга тяжелая, а эта – легкая. Этот клубок большой, а этот – маленький. (и т. д.)

Логопед делает вывод, что действительно предметы одинаковые по названию, но разные по качеству.

Логопед: Дети, сегодня мы будем говорить о «словах-неприятелях», то есть, словах с противоположным значением. Ещё мы их называем слова-наоборот. Тим и Том, в ваших рюкзачках нашлось много слов-наоборот.

Ребята, давайте мы их назовём:

Короткая и длинная,

большой и маленький,

тяжелая – легкая,

сухой - мокрый,

сладкая – кислая,

пустая-полная,

белые – черные.

4. Физкультминутка «Кто внимательный?»

Логопед называет и показывает движение, а ребята должны сделать наоборот:

Поднять руки – опустить руки,

Наклониться направо – наклониться налево.

Встать на носочки – встать на пяточки.

Показать кулачки – спрятать,

Открыть широко рот – закрыть рот,

Открыть широко глазки – закрыть глазки (т. д).

5. Массаж пальчиков колечками су-джок

Логопед раздает детям колечки, произносит стихотворение, дети построчно повторяют, поочередно массажируя каждый пальчик на правой и левой руке.

Вася птичкам сыплет крошки.

Жору все боятся кошки -

Он гоняет их метлой.

Вася – добрый, Жора – злой.

***

Грустный клоун громко плачем,

А весёлый клоун скачет.

Хочет подвиг совершить,

Хочет рёву рассмешить.

6. Игра с мячом «Скажи наоборот».

Логопед: Тим и Том, вы теперь помиритесь? Каждый из вас поступил правильно, когда собирал рюкзак, взял только нужные бабушке предметы.

Тим и Том: мы отнесем бабушке всё, что она просила. Пусть сама выберет какие ей нужны носки, клубок, книга и т. д.

Логопед: ребята, давайте поиграем. Я бросаю вам мяч и называю слово, вы называет слово противоположное и возвращаете мяч мне.

Холодный горячий, светлый – темный, длинный – короткий,

Высокий – низкий, больной –здоровый, голодный – сытый и т. д.

7. Составление предложений по картине (с двумя заданными словами-антонимами)

* У Маши под зонтом куртка сухая, а у Вани – мокрая.

* Папа кладет в чай кислый лимон, а Серёжа – сладкий сахар. И т. д.

8. Индивидуальная работа по карточкам «Что к чему подходит?»

Логопед предлагает детям выполнить задание по карточкам: соединить линией подходящие по смыслу картинки с противоположным значением.

• Холодное мороженое – горячий чай.

• Тяжелая гиря – легкое перышко.

• Тёмная ночь – светлый день.

• Пустой стакан – полный стакан сока.

• Добрая собака – злой волк. И т. д.

9. Игра «Правильное зеркало»

Логопед предлагает детям встать парами напротив друг друга. Определяет детям справа быть зеркалами и повторять все движения своего друга.

Затем логопед предлагает стать «неправильными зеркалами» и отражать противоположные движения тем, которые выполняет друг.

• Вместо «шагать на месте» - «бег на месте» и т. д.

10. Рефлексия.

Логопед подводит итог: «ребята, мы сегодня говорили о словах-наоборот. Что сегодня вам особенно понравилось делать? В какую игру вы хотели бы поиграть ещё?» Какое задание вам показалось трудным? Я знаю, что ты старался.

В следующий раз у тебя обязательно всё получится.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность, как одна из форм развития лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ОНР На мой взгляд, данная тема актуальна, поскольку мы наблюдаем рост количества дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). Это расстройство.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной логопедической группе «Зима» Цели и задачи: закрепление представлений о зиме; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»; совершенствование грамматического.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной логопедической группе «Зима» Цели и задачи: закрепление представлений о зиме; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»; совершенствование грамматического.

Конспект ОД по формированию лексико-грамматических средств языка для дошкольников с ОНР «Посуда» Цель: Образование относительных прилагательных, приставочных глаголов. Задачи: Коррекционно-образовательные: Расширение словаря по теме.

Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Королевство Зимы» Цель: закрепить и активизировать словарный запас по теме «Зима» Задачи: 1. коррекционно-образовательные: упражнять в подборе родственных.

Конспект открытой НОД по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи «Помощь инопланетянке Тике»Конспект открытой НОД по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи «Помощь инопланетянке Тике» Тема: Помощь инопланетянке Тике» Цель: преобразование существительных родительного падежа множественного числа в единственное число. Задачи:.

«Посуда». Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей с ОНР Цель: учить классифицировать предметы посуды; активизировать словарь по теме. Задачи: коррекционно-образовательнаые: учить детей подбирать.

Конспект занятия «Город» по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей Цель занятия: расширение и активизация словаря по теме; подбор признаков к предметам; согласование прилагательных с существительными;.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и формированию связной речи «Зима» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 комбинированного вида Конспект занятия по формированию.

НОД по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ТНР в средней группе «Домашние птицы» Коррекционно-образовательные задачи: Уточнить и расширить знания детей о домашних птицах, особенностях их внешнего вида и жизнедеятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «Глаголы-антонимы. Тим и Том»
Опубликовано: 24 мая 2019 в 01:00
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «Глаголы-антонимы. Тим и Том»» (включая файлы) размещена пользователем Алевтина Корочкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД