Алевтина Корочкова
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «Глаголы-антонимы. Тим и Том»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить представления детей о словах-антонимах, учить подбирать антонимы разных частей речи (в том числе – глаголы.)
Задачи: стимулировать интерес к явлению антонимии, упражнять в подборе антонимов к словам различных частей речи, уточнить значения слов, расширить активный словарь по лексической теме «Семья».
Развивать зрительное и слуховое внимания, память, ориентировку в пространстве.
Активизировать речевое общение детей, позитивное отношение к совместной деятельности с педагогом и сверстниками.
Публикация «Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи „Глаголы-антонимы, Тим и Том“» размещена в разделах
- Глаголы. Глагольный словарь дошкольника
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Противоположности, антонимы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Оборудование: куклы Тим и Том, одинаковые рюкзачки с разными предметами: ленточки атласные короткая – длинная, клубок ниток большой и маленький, книжки тяжелая – легкая, платки сухой - мокрый, конфетки сладкая – кислая, бутылочка с водой пустая-полная, носки белые – черные. Мяч. Колечки су-джок (по количеству детей, комплект карточек «Антонимы-прилагательные», «Антонимы-глаголы»
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед приглашает детей в круг, взяться за руки, проговаривать слова стихотворения-настройки, улыбаться друг другу.
Ласковое солнышко
Светит всем на свете.
Улыбнитесь солнышку
И друг другу, дети!
Мы сегодня дружные,
В настроении добром.
Значит, в детском садике,
Будет день веселым!
2. Сообщение темы занятия.
Логопед: Ребята, к нам в гости пришли братья Тим и Том. И кажется, они снова поссорились! Что случилось?
- Мой брат Том снова всё перепутал! – говорит Тим.
- Нет, это мой брат Тим всё перепутал! – говорит Том.
Логопед: Подождите, мальчики! Кто перепутал? Что перепутал? Вы и нас совсем запутали!
Тим и Том: Мама просила отнести бабушке разные предметы. Мы положили в свои рюкзаки всё, что называла мама. Но оказалось, что предметы мы взяли разные.
Логопед: как же так? Покажите нам эти предметы, а мы посмотрим, разные они или одинаковые. И не нужно ссориться!
3. Дидактическая игра «Сравни предметы»
Педагог предлагает двум детям выложить на стол предметы из разных рюкзаков. Затем дети сравнивают: Эта книга тяжелая, а эта – легкая. Этот клубок большой, а этот – маленький. (и т. д.)
Логопед делает вывод, что действительно предметы одинаковые по названию, но разные по качеству.
Логопед: Дети, сегодня мы будем говорить о «словах-неприятелях», то есть, словах с противоположным значением. Ещё мы их называем слова-наоборот. Тим и Том, в ваших рюкзачках нашлось много слов-наоборот.
Ребята, давайте мы их назовём:
Короткая и длинная,
большой и маленький,
тяжелая – легкая,
сухой - мокрый,
сладкая – кислая,
пустая-полная,
белые – черные.
4. Физкультминутка «Кто внимательный?»
Логопед называет и показывает движение, а ребята должны сделать наоборот:
Поднять руки – опустить руки,
Наклониться направо – наклониться налево.
Встать на носочки – встать на пяточки.
Показать кулачки – спрятать,
Открыть широко рот – закрыть рот,
Открыть широко глазки – закрыть глазки (т. д).
5. Массаж пальчиков колечками су-джок
Логопед раздает детям колечки, произносит стихотворение, дети построчно повторяют, поочередно массажируя каждый пальчик на правой и левой руке.
Вася птичкам сыплет крошки.
Жору все боятся кошки -
Он гоняет их метлой.
Вася – добрый, Жора – злой.
***
Грустный клоун громко плачем,
А весёлый клоун скачет.
Хочет подвиг совершить,
Хочет рёву рассмешить.
6. Игра с мячом «Скажи наоборот».
Логопед: Тим и Том, вы теперь помиритесь? Каждый из вас поступил правильно, когда собирал рюкзак, взял только нужные бабушке предметы.
Тим и Том: мы отнесем бабушке всё, что она просила. Пусть сама выберет какие ей нужны носки, клубок, книга и т. д.
Логопед: ребята, давайте поиграем. Я бросаю вам мяч и называю слово, вы называет слово противоположное и возвращаете мяч мне.
Холодный горячий, светлый – темный, длинный – короткий,
Высокий – низкий, больной –здоровый, голодный – сытый и т. д.
7. Составление предложений по картине (с двумя заданными словами-антонимами)
* У Маши под зонтом куртка сухая, а у Вани – мокрая.
* Папа кладет в чай кислый лимон, а Серёжа – сладкий сахар. И т. д.
8. Индивидуальная работа по карточкам «Что к чему подходит?»
Логопед предлагает детям выполнить задание по карточкам: соединить линией подходящие по смыслу картинки с противоположным значением.
• Холодное мороженое – горячий чай.
• Тяжелая гиря – легкое перышко.
• Тёмная ночь – светлый день.
• Пустой стакан – полный стакан сока.
• Добрая собака – злой волк. И т. д.
9. Игра «Правильное зеркало»
Логопед предлагает детям встать парами напротив друг друга. Определяет детям справа быть зеркалами и повторять все движения своего друга.
Затем логопед предлагает стать «неправильными зеркалами» и отражать противоположные движения тем, которые выполняет друг.
• Вместо «шагать на месте» - «бег на месте» и т. д.
10. Рефлексия.
Логопед подводит итог: «ребята, мы сегодня говорили о словах-наоборот. Что сегодня вам особенно понравилось делать? В какую игру вы хотели бы поиграть ещё?» Какое задание вам показалось трудным? Я знаю, что ты старался.
В следующий раз у тебя обязательно всё получится.