Марина Мамонова
Формирование коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста в условиях инклюзии
▼ Скачать + Заказать документы
В качестве одного из перспективных направлений развития системы образования в Российской Федерации на сегодняшний день рассматривается инклюзия. Находим этому подтверждение в ключевых нормативных документах, регулирующих сферу образования.
Так, Федеральный Закон «Об образовании в РФ», определяет инклюзивное образование – как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [81].
Публикация «Формирование коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста в условиях инклюзии» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
В свою очередь, Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предусматривает наличие программы коррекционно-развивающей работы, которая направлена на преодоление недостатков в физическом и психическом развитии и получение детьми помощи в освоении основной образовательной программы [79].
Инклюзивное образование является объектом внимания многих ученых, педагогов, психологов. Л. М. Шипицына, в своих исследованиях подчеркивает, что Л. С. Выготский первым показал необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически объединить специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием [80]. Развитие идей Л. С. Выготского получило в психолого-педагогических работах В. И. Лубовского, И. М. Гилевич, Л. И. Тиграновой, Э. И. Леонгард, Э. В. Мироновой, Н. М. Назаровой, Н. Н. Малофеева, Н. Д. Шматко и других.
Такие авторы как, М. С. Староверова, Е. В. Ковалев полагают, что инклюзивное обучение не является обязательным для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ, но обучение в условиях образовательной инклюзии может дать ребенку с ОВЗ возможность по максимуму сберечь свое близкое социальное окружение. Своевременная социализация положительно скажется на формировании личности детей с ОВЗ и обеспечит им успешную адаптацию в реальной жизни [74].
К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.
С каждым годом в образовательных учреждениях возрастает не только количество воспитанников с ОВЗ, но и спектр нарушений. Дети с речевыми нарушениями составляют подавляющее большинство среди общего числа обучающихся с ОВЗ.
Речь – это процесс коммуникации, ведущее средство общения, которое сопровождает все виды детской деятельности и служит основой для полноценного развития личности каждого малыша. От умения ею пользоваться на занятиях, наблюдении на прогулке, в игре, в обсуждении чего-либо зависит успешность деятельности ребенка, его приятие сверстниками и статусное положение в сообществе. По мнению некоторых исследователей, у дошкольников, имеющих нарушения речевого развития отмечаются трудности в развитии детской коммуникации. Они затрудняются спросить о чем-либо, выразить просьбу о помощи, развить разговор, при малейшей возможности стараются избежать ситуации, где необходимо высказаться. Это еще раз подтверждает, что их коммуникативные навыки находятся на низком уровне.
Трудности оперирования способами межсоциального взаимодействия и использования речи, как основного средства коммуникации становятся причиной того, что дети стремятся привлечь к себе внимание, как взрослых, так и сверстников, используя различные виды агрессии, или наоборот, демонстрируют вялость, инертность, речевой негативизм.
Для семьи, которая воспитывает ребенка с ТНР развитие коммуникативных навыков тоже является крайне важным. Естественное желание защитить ребенка от агрессивного социального окружения является следствием длительного эмоционального напряжения и провоцирует появление гиперопеки со стороны близких, мешает его социальному развитию.
Таким образом, речевое поведение, речевое действие ребенка с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) значительно отличается от того, что мы видим при нормальном развитии.
Появление инклюзивного образования в России позволило детям с ТНР посещать общеобразовательные дошкольные учреждения. Процесс социальной адаптации таких детей в детских садах зависит от их способности пользоваться коммуникативными возможностями и социально-бытовыми навыками, которые необходимы как в самообслуживании, так и в повседневной деятельности.
Следовательно, перед педагогами поставлена важнейшая задача - формировать навыки коммуникации, которые помогут ребенку успешно адаптироваться в его социальном окружении.
Итак, ключевым моментом в процессе социализации детей дошкольного возраста с ТНР в обществе и окружающем мире является формирование коммуникативных навыков. Именно благодаря умениям и навыкам устанавливать контакты, то есть вступать во взаимодействие с другими людьми, ребенок развивается как личность.
Большое внимание формированию коммуникативных навыков у детей с ТНР посвящено в работах Р. Е. Левиной, Л. С. Волковской, Р. И. Лалаевой, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной. Так, например, О. С. Павлова считает коммуникацию одним из основных факторов для полноценного психического развития детей, в становлении индивидуума и обогащении человеческого сознания человека с самого рождения [48].
Значительно уменьшить процент детей младшего школьного и дошкольного возраста со сложными отклонениями в развитии, в том числе с нарушениями речи позволит правильно организованный процесс дошкольной образовательной инклюзии.
Рассматривая различные подходы к обучению детей дошкольного возраста с ТНР в условиях российского инклюзивного образования, можно констатировать, что оно на сегодняшний день недостаточно изучено, при этом проделана уже большая и длительная работа, но единая, четко построенная система обучения и воспитания детей с ОВЗ пока еще недостаточно разработана. Апробируются различные программы, законопроекты, модели, формы инклюзивного образования детей данной категории, но все они не функционируют как единая система.
Создание адекватного образовательного пространства с учётом принципов инклюзии становится необходимым и решающим условием полноценной социализации, развития социального опыта ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
На сегодняшний день проблема поиска наиболее эффективных технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ, путей совершенствования организации, содержания и методик их обучения и воспитания становится крайне актуальной и своевременной.
Явное преимущество использования игровых технологий при построении коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОВЗ подчеркивается в работах О. С. Газмана, П. И. Пидкасистого, Г. П. Щедровицкого и др.
Актуальность обозначенной проблемы определила выбор темы настоящего исследования «Формирование коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования» и формулировку проблемы : поиск эффективного, комплексного, методически обоснованного подхода к психолого-педагогическому сопровождению ребенка с ТНР с целью развития его коммуникативных навыков.
Объект исследования: коммуникативные навыки у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования: развитие коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс коррекционно-педагогических мер по развитию коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования.
Гипотеза исследования: состоит в предположении о том, что формирование коммуникативных навыков у детей с ТНР в условиях инклюзии будет эффективнее, если:
- в ходе коррекционно-педагогической работы будут использованы игровые технологии для формирования коммуникативных навыков, с учетом специфики инклюзивного образования;
- развитие коммуникативных навыков в ходе коррекционно-педагогической работы будет проходить с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Задачи исследования:
1. Проанализировать исследования в российской и зарубежной научной литературе по проблеме коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи.
2. Изучить особенности коммуникативных навыков у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, а также состояние проблемы исследования в практике ДОО.
3. Обобщить результаты педагогического эксперимента по апробации коррекционно-педагогических мер по развитию коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования.
Методологической основой работы являются исследования Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, в работах которых общение раскрывается как важнейший фактор формирования личности ребенка; С. В. Алехиной, Е. В. Ковалева, М. С. Староверовой, Н. Н. Малофеева, которые изучали вопросы инклюзивного образования; для нашего исследования представляется интересной позиция М. Р. Битяновой, рассматривающая сопровождение как проектирование образовательной среды, которая направлена на максимальное раскрытие возможностей и потенциала ребенка с учетом возрастных нормативов развития и основных новообразований возраста; О. С. Газмана,П. И. Пидкасистого,Г. П. Щедровицкого в работах которых подчеркивается роль игровых технологий при построении коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОВЗ.
В качестве методов исследования использовались:
- теоретические: анализ научной литературы, систематизация российского и зарубежного педагогического опыта, сравнительно- сопоставительный анализ;
- эмпирические: наблюдение за детьми в процессе свободной деятельности, беседы с родителями и педагогами о актуальности тех или иных способов коммуникации, педагогический эксперимент;
- методы статистической обработки и анализа данных, полученных в ходе педагогического эксперимента.
Теоретическая значимость:
- обобщены педагогические и психологические исследования по формированию коммуникативных навыков у детей с проблемами в развитии, обоснована специфика формирования этих навыков;
- определено содержание внутреннего потенциала ребенка, который может быть реализован в условиях инклюзивного дошкольного учреждения.
Практическая значимость:
- разработан и апробирован комплекс коррекционно-педагогических мер по развитию коммуникативных навыков у детей с ТНР в условиях инклюзивного образования, которые могут быть использованы в детских садах в комбинированных группах, а также родителями, воспитывающими ребенка с ТНР и волонтерами, оказывающими помощь таким детям.