Татьяна Кадиева
Консультация «Формирование интереса к чтению у детей старшей группы в процессе слушания музыкальных произведений»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемы детского чтения в настоящее время являются составной частью комплексной, обширной проблематики детства. За последние двадцать лет коренным образом изменилась детская литература. Новые темы, имена, жанры, новые художественные подходы к изображению детства требуют осмысления не только в историко-литературном плане, но и в современном контексте. В настоящее время очень сложно создать полную и достоверную картину чтения детей. В нашей группе дети мало знали стихотворения и произведения. В современных методических исследованиях недостаточное внимание уделяется развитию у дошкольников эмоциональной отзывчивости на художественные произведения.
Публикация «Консультация „Формирование интереса к чтению у детей старшей группы в процессе слушания музыкальных произведений“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Все вышеперечисленные факторы и определили актуальность моей работы.
Исходя из актуальности проблемы, я определила цель моей работы: определить педагогические условия, необходимые для формирования интереса к чтению у детей 5-6. Предметом же является: процесс формирования интереса к чтению у детей 5-6 лет посредством слушания музыкальных произведений.
Для дальнейшей работы я поставила следующие задачи:
1. Теоретический анализ проблемы исследования на основе изучения педагогической и методической литературы;
2. Выявление уровня сформированности интереса к чтению у дошкольников;
3. Совершенствование методики ознакомления дошкольников 4-5 лет с литературными произведениями.
4. Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ.
Я так же учла и предположила: формирование интереса к чтению книги у дошкольников будет происходить успешнее, если:
1) содержание методической работы предусматривает выбор методов обучения направленных на формирование первоначальных представлений об особенностях художественной литературы;
2) организация чтения художественной литературы сопровождается слушанием музыкальных произведений.
3) методическая работа учитывает возможности совместной деятельности педагогов и родителей.
Для реализации цели – формирование интереса к чтению у детей 4-6 лет посредством музыки, мною была усовершенствована методическая система работы по развитию интереса к чтению
Рассматривая Слушание музыкальных произведений как средство активизации речевой деятельности ребенка, отмечу, что Музыка и речь – наиболее важные формы человеческого общения. Характеризуя художественное произведение с помощью музыкального произведения, ребенок использует большое количество качественных прилагательных, каким – то невообразимым образом подбирая их. Используя
соответствующие музыкально – речевые игры, слушание музыки в работе с детьми, на данный момент я интересно и эффективно решаю поставленные задачи по развитию интереса к чтению : прививаю детям навыки слушать, слышать и воспринимать художественные тексты; привлекаю детей к чтению программной и внепрограммной литературы по всем отраслям знания; учу детей разбираться в жанрах литературы, различать тематическое разнообразие произведений; углубляю знания об авторах произведений, углубляю представления об изготовлении книг, её структуры; совершенствую навыки работы с книгой и журналом; Совершенствую интеллектуальные, коммуникативные навыки читателей.
Обеспечение содержания работы:
- Техническое обеспечение.
- Материалы и программы.
1. Материалы занятий по развитию речи
2. Материалы музыкального репертуара
3. Программы по детскому чтению.
4. Подборка литературы.
При разработке содержания обучения учитывались принципы определения круга детского чтения (КДЧ) :
1. Психологические принципы: учет возрастных особенностей детей; учет особенностей восприятия детей.
2. Педагогические принципы: доступность; наглядность; занимательность, динамичность сюжета; воспитательная ценность произведений.
3. Литературоведческие принципы: наличие в КДЧ всех видов литературы: проза, поэзия, драма; наличие разных видов искусства: фольклор, художественная литература; разнообразие жанров, как фольклорных, так и литературных.
4. Историко-литературные принципы: наличие в КДЧпроизведений как русской литературы, так и литературы народов мира; тематическое многообразие произведений; многообразие авторских имен.
5. Сезонный принцип.
Принципы отбора музыкального репертуара для слушания :
1. Отбор музыкального репертуара в соответствии с критериями:
эмоциональная четкость, яркость и выразительность музыкального образа;богатство эмоционально переживаемых оттенков музыкальной интонации; наличие одного эмоционального состояния и его оттенков в музыкальном произведении.
2. Важным условием становится подготовленность ребенка к восприятию конкретного музыкального образа, наличие опыта взаимодействия с предметом, представления о природном явлении, опыт переживания определенного эмоционального состояния.
3. Соблюдение алгоритма: привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие. Первичное слушание детьми музыкального произведения, знакомство с ним, погружение в него. Обязательно выдержать паузу. Закрепление представлений о прослушанной музыке, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, оценивать и активизация желания послушать его еще раз.
Таким образом, мною Апробирована технология обучения на развитие эмоциональной отзывчивости на музыкальные и художественные произведения у детей в результате высказываний детей по определению ими эмоционального содержания музыкального произведения и соответствия с настроением художественного произведения. Определены педагогические условия развития интереса к чтению на основе слушания музыки, определено содержание занятий и мероприятий вне занятий на основе взаимосвязи музыки и детской художественной литературы для развития интереса к чтению. Разработано содержание занятий по ознакомлению детей с художественной литературой со слушанием музыки.
Педагогические рекомендации
1. Знакомство с художественной литературой не следует ограничивать только занятиями, чтение и рассказывание книг необходимо организовывать во все моменты жизни детей в детском саду.
2. Организовывать знакомство с литературой с применением музыки, где дети соотносят содержание текста с характером музыкального произведения, которое может усилить понимание сюжета литературного произведения.
3. В процессе ознакомления с художественной литературой с применением музыки соблюдать алгоритм : привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие; слушание детьми музыкального произведения, знакомство с ним, погружение в него; обязательно выдержать паузу; закрепление представлений о прослушанной музыке, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем.
4. Отбирать музыкальный репертуар для слушания перед чтением литературного произведения в соответствии с критериями: эмоциональная четкость, яркость и выразительность музыкального образа и повествования; богатство эмоционально переживаемых оттенков музыкальной интонации; наличие одного эмоционального состояния и его оттенков в музыкальном произведении.
5. При проведении занятий учитывать важные методические аспекты, такие, как подготовка к занятию и методические требования к нему, выразительное чтение, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций.
6. Показ иллюстраций не должен нарушать целостного восприятия текста. В связи с этим неверным будет показ иллюстраций в процессе чтения художественного произведения. Если книга разделена на небольшие главы, иллюстрации рассматриваются после чтения каждой части.
7. Прочитанный текст не надо оставлять без внимания. С детьми надо беседовать об услышанном, учить их думать над книгою. Необходимо формировать способность элементарно анализировать содержание и форму произведения. В аналитической беседе о прочитанном литературном произведении рекомендуется задавать вопросы: позволяющие узнать эмоциональное отношение к событиям и героям; направленные на выявление основного смысла произведения, его проблему; направленные на выяснение мотива поступков; обращающие внимание на языковые средства выразительности; направленные на воспроизведение содержания; подводящие к выводам.
8. На занятиях следует обучать детей пересказу фольклорных и литературных произведений, творческому рассказыванию с целью формирования у детей более глубокого формирования интереса к чтению.
9. Сказки, придуманные детьми, оформлять таким образом, чтобы их можно было использовать многократно. Тексты сказок записывать, иллюстрировать сказки или их эпизоды рисунками детей.
10. При знакомстве детей с литературными произведениями следует учитывать их возрастные особенности восприятия художественной литературы, осуществлять индивидуальный подход на занятиях, поощрять любое проявление словесного творчества, не устанавливать множество речевых правил.
11. Следует формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях, о композиции; об изготовлении и видах книг;
12. Круг чтения должен быть разнообразным. В него должны входить произведения различной тематики : русского народного творчества и творчества народов мира, малые фольклорные формы; произведения русской и зарубежной классической литературы; произведения современной русской и зарубежной литературы. Идейная направленность детской книги должна отвечать задачам нравственного воспитания.
13. Не менее важно, чтобы ребенок развивался как читатель в контексте литературы, современных ему, говорящей о тех реалиях детской жизни, которые окружают его.
14. Детская литература должна быть преимущественно в бумажном оформлении. Книги для детей должны быть хорошо, качественно изданы, со вкусом оформлены, приятны на ощупь; иллюстрация должна быть цветной, а цветовая гамма соответствовала реальности.
15. Книжный уголок в группе разместить так, чтобы любой ребенок мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему самому захочется это сделать. В книжном уголке должны быть выставлены разные книги: и новые, красивые, и зачитанные, но аккуратно подклеенные.
16. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. Но, если смена книг произошла, малышам надо указать на это или попросить заметить ее, дать возможность рассмотреть новые книги.
17. Вне занятий рекомендуется использовать такие формы работы, как: чтение литературных произведений, заучивание стихотворений, беседы о жанрах, о видах сказок, о произведениях различной тематики, о писателях, в книжном уголке, игровые приемы, ремонт книг, рисование любимых литературных героев, изготовление книги, драматизация с куклами бибабо, литературные викторины.
18. Для формирования интереса к чтению необходимо привлекать родителей.