Наталья Сухарева
Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей средней группы через ознакомление с родным городом
▼ Скачать + Заказать документы
« Моя малая родина…
У каждого человека она своя,
но для всех является той,
путеводной звездой,
которая на протяжении всей жизни
определяет очень многое, если не сказать все!»
Как бы ни менялось современное общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за нее – необходимо всегда! В последнее время, особенно были утеряны многие общечеловеческие ценности. В людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу и даже близким и родным. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, сострадание и уважение к людям труда. И наконец-то, в последнее время, идея патриотического и гражданского воспитания приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной важности.
Публикация «Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей средней группы через ознакомление с родным городом» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Средняя группа
- Темочки
Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников следует начинать через ознакомление с родным городом. Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Ведь именно от того, каким предстанет перед дошкольником его родной город, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции и патриотизма.
Начиная эту работу, педагог прежде всего должен проанализировать свои знания о родном городе, а также результаты диагностики знаний детей и родителей.
Чтобы привить ребенку чувство любви к родному городу, обеспечить теми яркими переживаниями и впечатлениями от встреч с нашими, по-своему красивыми достопримечательностями, надо решить следующие задачи:
- организовать развивающую среду группы для более целостного восприятия детьми малой Родины (создать атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры и наглядные пособия).
- формировать любовь к родному городу, интерес к прошлому и настоящему города.
- знакомить с достопримечательностями родного города, развивать желание как можно лучше узнать свой город.
- развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, городу. Способствовать становление и сплочению не только детского коллектива, но и семьи.
- воспитывать чувство гордости за своих знаменитых земляков, в честь которых названы улицы, проспекты и др.
- воспитывать бережное отношение к городу, природе, архитектурным памятникам. Побуждать детей сохранять красоту города для будущих поколений.
Начиная работу в средней группе следует с ознакомления детей с ближайшим окружением: детским садом, его территорией, улицами прилегающими к территории сада. Одним из основных методов работы могут быть экскурсии, игровые прогулки. Экскурсии могут быть как групповые, так и индивидуальные с родителями. После экскурсии и прогулки проводятся беседы, которые формируют положительное отношение к тому, что увидели, развивают и обогащают их речь, используя рассматривание альбомов, открыток, составление рассказов, заучивание стихов, пословиц по темам: «Мой город», «Моя улица», «Наш район», «Транспорт в городе», «Памятные места города».
Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закрепляются в творческой деятельности (конструирование, аппликация, рисование, лепка).
Занимаясь воспитанием любви детей к своему родному городу, следует обязательно привлечь родителей. Каждая семья должна принять участие в конкурсе рисунков на тему: «Мой любимый город». Как приятно слышать из уст ребенка: «Это мы вместе нарисовали». Можно оформить фотоальбом с фотографиями детей вместе с родителями на памятных местах города. Он может стать настольной книгой. Дети любят рассматривать его, с гордостью рассказывая о своей семье и где они вместе побывали.
На этом же этапе происходит знакомство с русской народной сказкой, былинами, пословицами, потешками, загадками. Обращаем внимание на предметы русской одежды, быта. На занятиях по продуктивной деятельности дети с удовольствием изготавливают макеты памятных мест города, рисуют наиболее впечатлившие их достопримечательности. На музыкальных занятиях знакомятся с народной музыкой, композиторами-земляками, гимном города. Необходимо также использовать дидактические игры (разрезная картинка, шкатулка загадок, сложи узор, кубики с наклеенными фрагментами достопримечательностей города). Особое внимание следует уделить геральдике родного города, по которой можно разработать дидактические игры, например, сложить герб или флаг города из фрагментов изображения. Можно использовать сюжетно-ролевые игры, на основе близлежащих зданий, например, «торговый центр, ателье, парикмахерская, поликлиника». В работе используются игры-путешествия (карты-схемы, лабиринты); строительные игры «Мы строители», «Наш микрорайон», «Мы архитекторы».
На занятия по ознакомлению с природой родного города дети учатся наблюдать, видеть красоту родной природы, трудиться на участке детского сада и в уголке природы. При этом мы читаем книги и энциклопедии, рассматриваем иллюстрации, составляем гербарий, коллекции листьев, а также особое внимание уделяем редким растениям нашей области, знакомим с фауной родного края. Совместно с родителями организовываются экскурсии. В беседах предлагаем родителям «маршруты выходного дня» к реке, в лес, парк, это своего рода домашние задание, где дети и родители получают задание понаблюдать, затем рассказать, что видели в лесу, сделать поделки, фотографии.
Работа по воспитанию патриотизма становится более эффективна, если установить тесную связь с родителями. Родители становятся не только помощниками детского сада, но и равноправными участниками формирования личности ребенка.
Любовь к Родине становится настоящим чувством, когда оно выражено в желании и потребности трудиться на благо города, поэтому необходимо поощрить деятельность ребенка, в основе которой лежит стремление сделать что-то для других детей, родных, для детского сада, города. Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд; позволяет закрепить знания детей, полученные в результате занятий, бесед, формирующееся у них отношение к окружающему, воспитывать чувство ответственности за свою работу, бережное отношение к результатам своего труда и труда других.
Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни, осознания причастности к судьбе своей малой Родины.
Результатом данной системы является ребенок, осознающий себя гражданином, не только в современном, но и в историческом пространстве страны и города. Он любит свой город, свою Родину, свою семью, своих сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее и красивее.