Елена Шуршилина
Формирование у детей интереса к русской народной культуре через углубление и расширение знаний о матрёшке
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе по теме: «Русская Матрешка»
Цель: закреплять знания детей о декоративной росписи народной игрушки – матрёшки.
Задачи:
• закрепить знания детей об истории создания русской деревянной матрёшки, о её характерных особенностях;
• закрепить практические навыки при росписи матрёшек элементами Семеновской росписи,Загорской росписи,Полхов-Майданской росписи.
Публикация «Формирование у детей интереса к русской народной культуре через углубление и расширение знаний о матрёшке» размещена в разделах
• развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству;
• развивать самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрёшки.
• воспитывать уважение к творчеству русских умельцев.
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие,социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа: проектная деятельность на тему «Русские матрешки»; рассматривание игрушек – матрешек и иллюстраций с изображением матрешек Семёновских, Загорских, Полхов-Майданских, сравнивание их по внешнему виду, облику, росписи; чтение стихов, загадок о матрёшках;
Методические приемы:
- Словесный: вопросы, объяснения, поощрения, анализ.
- Игровой: игра: «Пальчиковая гимнастика».
- Наглядный: матрешки, образцы элементов росписи.
Демонстрационный материал: игрушки Матрешки с традиционными видами росписи (Семеновская, Загорская, Полхов-Майданская, иллюстрации с элементами разных техник росписи.
Раздаточный материал: формы матрёшек вылепленные детьми из папье-маше, гуашь,кисточки, простые карандаши для контурного рисунка, баночки с водой.
Логика проведения непосредственной образовательной деятельности.
1. Игровая ситуация
-Ребята, посмотрите наша добрая фея приготовила сюрприз в волшебном мешочке.
Дети наощупь исследуют объект.
После предполагаемых ответов достают предмет из мешочка.
Определяют,что
в мешочке находится матрёшка.
Называют вид матрёшки по элементам росписи.
2. Дидактическая игра «Собери матрёшку»
-Сей час вам нужно будет разделится на команды. Ваше задание: собрать из частей матрёшку. По элементам росписи определить вид матрёшки.
Дети собирают матрёшек.
По элементам росписи определят вид матрёшки :Семёновская,
Загорская,Полхов-Майданская матрёшки.
3. Физкультминутка
Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Дети выполняют движения соответствующие тексту.
4. Проблемная ситуация.
-Ребята, из каких материалов можно сделать матрёшку,если нельзя рубить деревья?
Дети выбираю различные материалы в уголке экспериментирования, выдвигают свои гипотезы.
Говорят о том,что из бумажных ячеек от яиц можно вылепить матрёшек. Дети рассматривают матрёшек сделанные ими из папье-маше.
5. Постановка цели.
-Сегодня при помощи волшебных палочек мы превратим матрёшек в настоящих русских красавец
-Какие волшебные палочки нам помогут (Кисточками)
-Как вы думаете,чем лучше будем расписывать матрёшек (Гуашью)
-Каждый из вас может расписать матрёшку элементами понравившимся видом росписи.
Повторяют правила работы гуашью.
6. Поэтапный показ росписи матрёшки воспитателем.
-Простым карандашом изобразим детали элементов матрёшки.
-Теперь будем расписывать матрёшек гуашью.
-Давайте ещё раз повторим этапы выполнения росписи.
Проговаривают вслух все этапы работы.
Запоминают последовательность выполнения росписи матрёшки.
7. Продуктивная деятельность. Воспитатель наблюдает за ходом работы детей.
Индивидуальная работа с детьми.
Дети садятся за столы.
Приступают к росписи матрёшек.
8. Итог занятия.
Выставка матрёшек.
-Молодцы ребята! Вы настоящие мастера-волшебники.
-Кто хочет рассказать про свою матрёшку?
-Элементами каким видом росписи расписывали матрёшек?
-Почему этот вид росписи выбрали?
-Из чего вылеплены наши матрёшки?
Дети организуют выставку матрёшек.
Желающие рассказывают о своей матрёшке.
Рассказывают по технологической карте
последовательность изготовления матрёшки.
Дети называют элементы, которыми расписывали матрёшек, определяют вид матрёшки : Семёновская,Загорская, Полхов-Майданская.