Виктория Ефименко
Педагогический проект «Формирование интереса к природе через ознакомление с произведениями Н. Сладкова и В. Бианки»
▼ Скачать + Заказать документы
Целевая группа: - дети среднего дошкольного возраста, родители
Масштаб проекта : - 3 месяца (февраль – апрель)
Цель проекта :
Формировать познавательный интерес к природе через ознакомление с художественной литературой.
Задачи проекта :
Расширять и обогащать знания детей о природе через внедрение учебно-дидактического комплекса «Мы-друзья природы»
Способствовать воспитанию у детей познавательного интереса к природе через произведения Н. Сладкова и В. В. Бианки.
Публикация «Педагогический проект „Формирование интереса к природе через ознакомление с произведениями Н, Сладкова и В, Бианки“» размещена в разделах
- Бианки В. В.
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Повысить компетентность педагогов и заинтересованность родителей в использовании художественной литературы для воспитания осознанно правильного отношения к природе.
Реализация проекта предполагает работу в 3 этапа:
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап.
3. Заключительный этап.
Оборудование и материалы:
книги В. В. Бианки, Н. И. Сладкова, картины и иллюстрации, изображающие животных в природе; наборы игрушек «Животные», «Птицы», «Насекомые»; настольно-печатные игры; аудиозаписи; фотоаппарат; магнитофон; мультимедийное оборудование, презентации о природе, материалы для продуктивной изобразительной деятельности.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Детская книга всегда была и остается одним из главных средств воспитания детей. Книга входит в мир ребенка, обогащает его мир, делает его интересным, полным необычайных открытий. Ознакомление с художественной литературой является важной составляющей программы обучения и воспитания дошкольников.
К сожалению, педагоги и родители отмечают недостаточный интерес детей к художественной литературе. Недостаточный уровень знаний и представлений о природе у дошкольников не обеспечивает осознанное отношение к ней. Решение этой задачи возможно при реализации проекта «Формирование познавательного интереса к природе через ознакомление с произведениями Н. Сладкова и Бианки», который посвящен творчеству писателей-натуралистов В. В. Бианки, Н. И. Сладкова. Их проза удивительно проста и доступна детям, это тот благодатный материал, который позволит и педагогу и детям, и родителям, проявить себя – показать свое духовное отношение ко всему живому, свою любовь к окружающему миру. Активная воспитательная сила литературного произведения заключается в том, что оно не оставляет равнодушным человека, затрагивает в нем самые сокровенные мысли и чувства, побуждает его нравственному самовоспитанию, духовным размышлениям, развивает в нем чувство красоты. Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Мы рассчитываем, что благодаря знакомству с произведениями писателей-натуралистов В. В. Бианки, Н. И. Сладкова дети познакомятся с художественным описанием жизни, повадок животных в природе; получат научно-достоверные знания о живом мире; обогатится их речь.
Целенаправленное, продуманное ознакомление детей с художественной литературой способствует развитию их творческих способностей, самостоятельности их суждений, действий. Большое значение в этом процессе имеет способ преподнесения произведения – чтение и рассказывание воспитателем. Если организовать деятельность ребенка так, что книга займет первостепенное место в процессе развития ребенка, то ребенок научится не просто прочитывать книгу, но и соотносить ее со своими делами, мыслями, поступками. А в этом и состоит основная задача воспитания книгой!
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Мероприятия Сроки Итоговый продукт
I этап– подготовительный (1-2 недели февраля.)
Задача этапа: системный анализ и оценка ситуации, выработка концептуальной основы проекта.
1.1. Подбор произведений В. Бианки, Н. Сладкова для прочтения детям. 1 неделя февраля Библиотека книг
1.2. Подготовка наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для работы над произведениями. 1 неделя
февраля
Дидактический материал
1.3. Создать цикл презентаций о природе. 1 неделя
февраля Медиатека
1.4. Приобретение наборов игрушек птиц, животных, насекомых. 2 неделя
февраля Оснащение предметно-развивающей среды
1.5. Анализ условий реализации проекта.
1.6. Определение диагностики. 2 неделя
февраля
2 этап – основной (3-4 недели февраля, 1-3 недели марта).
Задача этапа: реализация учебно-дидактического комплекса «Мы – друзья природы» по произведениям писателей-натуралистов, в тесном взаимодействии педагогов и родителей.
2.1. Диагностика 1 неделя февраля Протокол обследования
2.2. Чтение произведений писателей-натуралистов. 2 неделя февраля Библиотека книг
2.3. Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям. 3 неделя февраля Библиотека книг
2.4. Оформление книжного уголка 3 неделя февраля Библиотека книг
2.5. Знакомство с библиотекой. 1 неделя марта Фотоматериал
2.6. Цикл занятий 2-3 неделя марта Конспекты занятий
2.7. Продуктивная деятельность: аппликация по произведениям, лепка, конструирование из природного и бросового материала. 1-2 недели апреля Поделки детей
2.8. Игровая деятельность: настольно-печатные, дидактические, словесные, творческие игры, драматизация, сюжетно-ролевая игра «Библиотека». 2-3 недели апреля Игротека
2.9. Музыкальная деятельность 3 неделя апреля Фонотека
3 этап - заключительный (4 неделя апреля)
Задача этапа: проанализировать и оценить эффективность использования учебно-дидактического комплекса «Мы – друзья природы»
3.1. Обобщающее занятие по творчеству Н. Сладкова и В. Бианки 4 неделя апреля
Конспект
4 неделя апреля
3.2. Анализ результативности.
Конспект
3.3. Обработка и оформление материалов проекта. 4 неделя апреля Протокол обследования
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
При условии реализации данного проекта рассчитываем получить следующие результаты:
- повысится компетентность педагогов в вопросах формирования гуманного отношения дошкольников к природе через использование произведений художественной литературы писателей-натуралистов;
- на 30% повысится уровень знаний и представлений о природе у дошкольников, что обеспечит осознанное отношение к ней, дети станут более внимательно и бережно относиться к живому миру природы;
-75% родителей проявят заинтересованность к литературным произведениям, повысят свою компетентность и активно примут участие в реализации проекта;
- будут созданы условия, необходимые для ознакомления с творчеством В. В. Бианки, Н. Сладкова :
- пополним библиотеку произведениями авторов;
- подберем фонотеку, медиатеку;
- создадим уголок развивающих игр по ознакомлению детей с животным миром и природой;
- оформим альбомы детских рисунков по произведениям авторов;
- изготовим "Красную книгу Брянска",
- разработаем конспекты занятий и развлечений в рамках проекта.
План работы в образовательном процессе
Мероприятие Цель Период
В. В. Бианки
Беседа «Знакомство с творчеством В. Бианки» Познакомить детей с биографией В. Бианки.
Февраль
Чтение «Лесные домишки», «Первая охота». Продолжать знакомить с произведениями В. Бианки; закреплять знания месяцев и их особенности; воспитывать добрые чувства к животным и птицам, умение видеть красоту родной природы; учить слышать в музыкальном произведении характер времени года. Февраль
Занятие «Школа природы» по творчеству В. Бианки. На примере произведений Бианки расширить представления о птицах, животных. Учить видеть сходство и различие в их внешнем виде и повадках. Февраль
Музыкальная деятельность: разучивание песен, прослушивание аудиозаписей «Голоса птиц» и «Звуки леса» Учить узнавать птиц по голосам. Воспитывать добрые чувства к птицам, умение слаженно исполнять музыкальную композицию. Февраль
Прослушивание сказки «Сова» Учить воспринимать художественное слово и понимать образный язык произведений. Показать на примере произведения взаимосвязь в природе. Февраль
Лепка «Птицы» Учить передавать характерные особенности внешнего вида и движений птиц. Февраль
П/и «Перелет птиц»
«Воробушки и кот»
«Перелет птиц»
«Совушка» Способствовать реализации потребности в двигательной активности Февраль
Знакомство с библиотекой. Продолжать знакомить с правилами поведения в общественных местах. Уточнять представления о библиотеке. Дать представление о создателях книг – писателе и художнике-иллюстраторе. Формировать бережное отношение к книге. Март
Чтение «Подкидыш» Дать научно-достоверные знания о жизни птиц в природе. Учить понимать идею произведения. Март
Аппликация по произведению В. Бианки «Подкидыш» Учить работать с природным и бросовым материалом. Развивать воображение, фантазию, навыки работы с различными материалами. Заинтересовать детей возможностью экспериментировать с материалом. Март
Чтение
«Купание медвежат» Учить понимать идею произведения, выделять средства художественной выразительности. Воспитывать добрые чувства к животным, умение видеть красоту родной природы. Март
Просмотр мультфильма по произведению В. Бианки «Музыкант» Расширять представления детей о животном мире. Воспитывать любознательность. Март
Занятие «В гостях у Виталия Бианки». Выявить у детей знания художественных произведений В. Бианки.
Учит узнавать произведения по отрывкам. Воспитывать любовь к птицам и интерес к книге.
Н. И. Сладков
Познавательная беседа «Николай Сладков». Просмотр авторских презентаций «Биография Н. И. Сладкова». «Путешествие по произведениям Н. Сладкова». Познакомить детей с краткой биографией жизни и творчеством Н. Сладкова. Февраль
Чтение произведений о животных : «Белка и медведь», «Неслух».
Развивать интерес к художественной литературе, понимать идею произведения, замечать средства художественной выразительности. Февраль
Лепка «Птицы». Учить детей передавать характерные особенности животного в лепке. Март
Знакомство с книгой «Лесные сказки». Побуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе о животных. Дать научно – достоверные знания о жизни животных в природе.
Апрель
Создание коллективного группового альбома совместно с родителями «Лесные сказки». Нарисовать совместно с ребёнком свою иллюстрацию по произведению Н. И. Сладкова. Апрель
Вечер загадок «Угадай, кто это?». Развивать у детей мышление при отгадывании загадок. Способствовать расширению кругозора, сообразительности, смекалки, развивать познавательный интерес. Апрель
Обобщающее занятие по творчеству В. Бианки и Н. Сладкова. Закрепить знания детей о творчестве Н. И. Сладкова, В. Бианки и их произведениях; развивать память, творческую деятельность.