Светлана Беспечная
Формирование двигательных навыков у дошкольников-необходимое звено в общей системе воспитания детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание, обучение и развитие ребенка определяются условиями его жизни в детском саду. Главными формами организации этой жизни в детском саду являются: игра и связанные с нею формы активности, занятия, предметно-практическая деятельность, двигательные навыки дошкольников.
Двигательное умение — способность неавтоматизированно управлять движениями. Умение выполнять движения в результате повторения переходит в навык.
Темочки:
Двигательный навык — автоматизированный способ управления движениями. Движение при повторении в одних и тех же условиях постепенно становится привычным: все меньше приходится думать над тем, как выполнить тот или иной его элемент. Со временем движение автоматизируется. Контроль сознания на стадии навыка не исчезает, а меняет свою роль: больше уделяется внимания условиям и ситуации, в которых выполняется движение, а также творческому решению двигательных задач.
Автоматизация движений придает навыку высокую устойчивость и стабильность: возможность многократно повторять заученное движение, не снижая качества исполнения даже при утомлении, недомогании, неблагоприятных факторах психологического порядка (сильные эмоции, необычная обстановка и т. п.). Со стабилизацией связана возможность длительного сохранения навыка без упражнения : навыки езды на велосипеде, плавания, передвижения на лыжах, на коньках сохраняются в основных чертах на протяжении всей жизни. В процессе становления навыка появляются легкость, ритмичность движений, возникают специализированные восприятия («чувство воды» в плавании, «чувство снега» в ходьбе на лыжах, «чувство мяча» в играх, «чувство твёрдой поверхности» при катании на роликах).
Среди разнообразных двигательно-оздоровительных моментов особое место уделено играм, связанным с развитием мелкой моторики руки, имеющим большое значение для общего физического и психического развития ребенка.
У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость.
Двигательный режим дошкольника складывается в основном из утренней физзарядки, подвижных игр, прогулок перед сном, активного отдыха в выходные дни.
При систематических занятиях физической культурой происходит непрерывное совершенствование органов и всего организма ребенка. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.
Итак, важнейшей качественной характеристикой системы дошкольного образования является состояние здоровья воспитанников ДОУ
Система физического воспитания строится на определенных принципах:
– Принцип оздоровительной направленности. Воспитатель детского сада несет ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка. Он обязан обеспечить рациональный общий и двигательный режим в дошкольном учреждении, создать оптимальные условия для игр и занятий детей.
– Принцип разностороннего развития личности. При решении специфических физических задач решаются также задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.
– Принцип гуманизации и демократизации. Физическое, психическое и социальное благополучие каждого из детей – вот что лежит в основе педагогического процесса. Демократизация физического воспитания предполагает предоставление воспитателю права свободного выбора форм, средств и методов работы с детьми.
– Принцип индивидуализации. Планируя работу с дошкольниками, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
Таким образом, состояние здоровья воспитанников является также и оценкой эффективности системы физического воспитания в целом двигательных навыков дошкольников и двигательного режима в частности.
Список использованной литературы
1. Веракса Н. Е., Гербова В. В. Программа воспитания и обучения в детском саду, 2014
2. Вареник Е. Н. Физкультурно - оздоровительные занятия с детьми 5-7лет /Москва 2009
3. Давыдова М. А. Спортивные мероприятия для дошкольников/ Москва - «Вако» 2007
4. СайкинаЕ. Г., Фирилёва Ж. Е. Сборник физических упражнений для дошкольников/ учебно - методическое пособие для педагогов/ Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2005
5. Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5лет Издательство Гном и Д/ Москва 2006