Ирина Гордеева
Консультация «Сюжетно-ролевая игра в системе воспитания детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Все многообразие детских игр можно разделить на две большие группы:
Сюжетно – ролевые
Игры с правилами
Сюжетно – ролевые игры
Игры на бытовые темы.
Игры с производственной тематикой.
Игры с использованием строительного материала, конструкторов.
Игры с природным материалом (с песком, водой, снегом)
Игры с общественно – политической тематикой.
Театрализованные игры.
Игры – забавы и развлечения.
Игры с правилами
Дидактические:
Игры с предметами и игрушками
Словесные дидактические игры
Настольно – печатные игры
Публикация «Консультация „Сюжетно-ролевая игра в системе воспитания детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Музыкально – дидактические игры
Подвижные:
Сюжетные
Бессюжетные
Игры с элементами спорта
Сюжетно – ролевые игры – группа игр, которые придумывают сами дети. В них отражаются знания, впечатления, представления об окружающем мире, происходит условное преобразование их и воссоздаются социальные отношения между людьми. Для каждой творческой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.
Игры с правилами – группа игр, имеющих готовое содержание, специально разработанное взрослыми, и четко установленные правила. В них заранее последовательность действий.
Некоторые игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. При создании ребенком игрового образа требуется работа воображения, проявление творчества. Это роднит игры с правилами с творческими. Однако есть и существенное различие в их характере: в сюжетно – ролевой игре ребенок сам устанавливает правила в зависимости от роли, которую он выполняет так, как понимает ее и какие имеет знания; в играх с правилами строго следует готовому сюжету и четко установленными правилами.
Игры с правилами подразделяются на два вида: дидактические и подвижные. Основная задача дидактических игр – умственное развитие ребенка, обучение знаниям, подвижных – совершенствование движений, развитие двигательной активности. Но это не значит, что подвижные игры могут использоваться только с целью физического воспитания, а дидактические – умственного развития. И те и другие способствуют развитию мышления, воображения, воли, совершенствованию физических качеств.
У детей старшего дошкольного возраста углубляется интерес к трудовым делам взрослых, возникает чувство восхищения самоотверженными поступками людей и стремление им подражать.
Появляется желание выполнить свою роль с большей выдумкой, изобретательностью. Детей привлекает красивый материал, изящные конструкции, необычные элементы украшения построек. Для развития содержания игры они успешно используют свои технические умения. Могут договориться о теме игры, без конфликтов распределить между собой роли.
Появляются игры более сложные как по содержанию и использованию средств отображения реальной жизни, так и по организации. Постепенно развиваясь и усложняясь, они могут длиться неделю, две, месяц и т. д. в игре ребенок не просто воспроизводит жизнь, копируя ее. В изображение тех или иных ситуаций, героев он вносит элемент творчества, свободно комбинируя впечатления жизни с содержанием сказок, рассказов.
Руководство длительной игрой имеет свою специфику. Это объясняет прежде всего творческим характером игры, необходимостью постоянного развития и усложнения содержания. Следовательно, чтобы поддержать интерес детей в игре, воспитатель должен постоянно давать им новые, конкретные знания.
Наиболее полно и ярко раскрыть ребенку игровой образ помогают индивидуальные беседы, рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, чтение отрывков из произведений художественной литературы.
Длительные сюжетно – ролевые игры могут развиваться тогда, когда у детей сформированы умения играть большими группами, совместно добиваться поставленной цели, что означает умение выбрать тему, подобрать необходимые средства для отображения и развития замысла, распределить роли с учетом возможностей и желаний каждого участника игры, определить правила и четко их выполнять и т. д. Кроме того, дети должны обладать конструктивными умениями и навыками.
Увлекательная, сложная по содержанию игра удовлетворяет любознательность детей, их интерес к окружающей жизни.
Воспитатель своими советами, вопросами, рассказами должен помочь детям соотнести новые знания с уже имеющимися, выработать самостоятельные решения по развитию сюжета игры.
Руководство воспитателя в игре не должно подавлять инициативу и творчество детей, а, наоборот, всячески способствовать их развитию. Педагог, играя с детьми, является старшим другом, партнером, помогает использовать в игре знания, полученные на занятиях, при
выполнении индивидуальных заданий и поручений; побуждает к взаимопониманию, чуткости, справедливости, дружескому участию и т. д.
Воспитание творчества в игре – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Оно включает в себя влияние на его ум, характер, чувства. На основе рассказов взрослых, радио- и телепередач, чтения книг дети мысленно создают сюжеты самых разнообразных игр. «Путешествие в Антарктику», «Путешествие на атомоходе к Северному полюсу» и др.
«Игра имеет важное значение в жизни
ребенка, имеет то же значение, какое у
взрослого имеет деятельность, работа,
служба. Каков ребенок в игре, таким
во многом он будет и в работе, когда вырастет.
Поэтому воспитание будущего деятеля
происходит, прежде всего, в игре…»
А. С. Макаренко