МААМ-картинки

Консультация «Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Светлана Романова
Консультация «Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников»
▼ Скачать

Испокон веков семья была защитой и убежищем для подрастающего человека, местом, где он с младенчества впитывал основы родной культуры, обычаев, нравственных устоев. "В каждом из нас материально, интеллектуально и духовно отражается вся мировая история, история своего народа, своей эпохи, своей семьи".

Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.

Публикация «Консультация „Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников“» размещена в разделах

Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям. Именно поэтому тема моего исследования очень актуальна на сегодняшний день.

Цель духовно-нравственного воспитания – формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры.

Задачи:

• интеллектуальное и духовное обогащение детей;

• элементарное знакомство с православной верой;

• формирование представлений доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме;

возрождение русских национальных традиций и обычаев;

• сохранение нравственных семейных ценностей.

В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России Федеральный государственный образовательный стандарт закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Основы духовно-нравственного воспитания ребенка закладываются в семье. В этой связи - духовно-нравственное воспитание детей в семье возможно лишь при условии укрепления, нравственного и духовного оздоровления семьи.

Духовно-нравственное воспитание в традиционной российской семье исторически основывалось на традиционных формах православного семейного уклада :

- жизни семьи в соответствии с годовым кругом традиционных праздников.

- уходе за маленькими детьми и престарелыми членами семьи,

- использовании в воспитании устного и изобразительного народного творчества, фольклорных игр, совместного изготовления игрушек-самоделок,

- посильном участии детей в трудовой деятельности семьи, обучении рукоделию и ремеслам,

- общей семейной трапезе,

- назидательном семейном чтении с последующим обсуждением прочитанного,

- существовании семейного совета с решающим словом старшего члена семьи.

Необходимо подчеркнуть, что в традиционной российской семье, отношения строились на послушании и ответственности каждого члена семьи, уважения к старшим, заботы о младших.

Важнейшим нравственным основанием семьи служило почтительное отношение детей к родителям, которое воспитывалось в семьях с малолетства и укреплялось в течение всей жизни каждого человека.

Именно дошкольные учреждения должны способствовать возрождению семейного уклада, традиций и ценностей. Федеральный государственный образовательный стандарт даёт нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья. Мы начали эту работу с глубокого изучения семьи, ее запросов, требований, претензий, взглядов на воспитание и развитие ребенка. Провели опрос среди родителей «Должны ли дети получать знания о православной культуре в ДОУ», и получили положительные результаты.

Вся работа ведется по трем направлениям :

1) самообразование педагогов;

2) взаимодействие с родителями;

3) совместная деятельность с детьми.

Самообразование педагогов осуществляется как в коллективных, так и в индивидуальных формах. Это:

консультации

• изучение передового опыта и литературы.

Взаимодействие с родителями является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в нашем ДОУ. Различные формы сотрудничества помогают педагогам в достижении поставленных целей и задач:

• родительские собрания;

• папки-передвижки;

• тематические выставки;

• выставки семейного творчества;

• совместные праздники.

Совместная деятельность с детьми самое обширное и самое благодатное направление в духовно-нравственном воспитании. Разнообразие форм позволяет нашим воспитанникам с большим интересом прикасаться к азам православной культуры.

• Праздники (традиционные «Рождество» и «Пасха», «День рождения книжки»);

• чтение детской православной литературы («Детская Библия»);

• беседы на нравственные темы («Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах»);

• образовательные проекты («Письмо другу»);

• слушание аудиозаписей (детские православные песни и сказки);

• просмотр видеофильмов («Радость моя» телевизионного канала Союз);

• рассматривание книжных иллюстраций и фотографий;

• продуктивная деятельность.

В современном мире утрачены многие традиции православного семейного воспитания. Родители, ввиду занятости на работе или из-за бытовых проблем, не уделяют времени на совместное чтение с ребенком и беседы с ним. Сейчас проще дать в руки ребенку какой-либо гаджет и спокойно заниматься своими делами, чем поговорить с ребенком по душам. Именно поэтому нравственный маятник внутри ребенка раскачивается куда хочет. При наличии такого объема негативной информации, которая нас окружает, дети стали проще относится к насилию и жестокости и воспринимать их как нормы современной жизни. Поэтому мы в нашей группе организовали «Клуб семейного чтения», для того, чтобы родители провели хотя бы небольшую часть времени вместе с ребенком. Организуя этот клуб, я стремилась обогатить воспитательные умения родителей быть с ребенком в контакте, помочь родителям приобрести собственный воспитательный опыт. Духовно – нравственное воспитание неисчерпаемая, многогранная область: это архитектура, литература и история, театр и естественные науки – вс может и должно стать помощью развития и роста души человека. И всё это мне хотелось донести до родителей и воспитанников.

Опыт показывает, что проводимая работа значительно расширяет знания воспитанников о нравственных качествах личности и способствует становлению духовного мира человека, формированию нравственно – эстетических идеалов. Нужно только постоянно помнить о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на нас, педагогов, если мы отстаиваем необходимость и берем на себя инициирование духовно-нравственного воспитания детей и родителей. Ответственность эту мы сможем нести лишь при условии постоянного собственного образования в сфере духовной культуры и духовно-нравственного воспитания.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Духовно-нравственные традиции семейного воспитания Трудно найти человека, который не жаловался бы на юное поколение. Очень многое в нашей юности и юности наших друзей трудно соотнести с ценностями.

Консультация «Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №31 «Аленький цветочек», г. Губкин, Белгородская область воспитатель Грачева Ольга ФедоровнаФольклор.

Краеведческий проект как средство духовно-нравственного воспитания детей Краеведческий проект как средство духовно-нравственного воспитания детей. Старший дошкольный возраст как период становления первооснов.

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания Народные игры как средство духовно- нравственного воспитания Духовно- нравственное воспитание детей на сегодняшний день является актуальной.

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников (из опыта работы) Слайд №1 Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях образовательной программы ДОУ.

«Использование проектных технологий как условие духовно-нравственного воспитания дошкольников». Самообразование Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

Сказка как средство духовно-нравственного воспитанияСказка как средство духовно-нравственного воспитания В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Попова Н. В., воспитатель г. Тамбов МБДОУ детский сад №1"Семицветик" Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников «Сказка.

Народная культура-средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня и не может быть успешно решена без.

Уголок духовно-нравственного воспитания «Русская горница»Уголок духовно-нравственного воспитания «Русская горница» Задачи:1. Способствовать формированию у детей интереса к быту и традициям русского народа, уважения к его истории, культуре, языку. 2. Формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Опубликовано: 6 сентября 2015 в 14:16
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Романова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД