Получи документы

Формирование у дошкольников представлений о Солнечной системе

Татьяна Королькова
Формирование у дошкольников представлений о Солнечной системе
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание:

• Расширять и обобщать представления детей о Солнечной системе и планетах.

• Способствовать развитию речевого общения.

• Обогащать словарный запас детей названиями планет, космических объектов,

• Развивать умение разгадывать загадки, развивать речь детей, употребляя существительные в единственном и множественном числе.

Оборудование: Презентация на тему «Космос», мультимедийный проектор, экран, компьютер, карточки с рисунками, рисунки детей, планеты, звездное небо.

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы будем путешествовать по космосу.

Публикация «Формирование у дошкольников представлений о Солнечной системе» размещена в разделах

С древнейших времен у человека, когда он смотрел на небо, возникало много вопросов.

• Что такое небесный свод? Не сделан ли он из прозрачного вещества, подобного хрусталю? Что такое бесчисленные мерцающие звезды? Так ли они малы, как кажутся? Прикреплены ли они наглухо к небесному своду?

• Почему луна перемещается среди звезд? Почему меняет свой вид: то кажется полным кругом, то узким серпом, а то и совсем исчезает с небосвода?

Казалось бы, зачем нашим предкам смотреть на небо и изучать те законы, по которым движутся звезды и другие небесные светила? Разве они так важны? Каждому школьнику известно, что Земля — круглая, она имеет форму слегка сплющенного шара. Этот шар движется в мировом пространстве.

А прежде люди думали, что Земля — плоский или выпуклый (вроде старинного щита) круг, который держится на подпорках.

Древние индусы считали, что полушарие Земли держат четыре слона, а слоны стоят на громаднейшей черепахе. Но они не задумывались над вопросом: а на чем же стоит черепаха?

Удивительно не то, что люди долгое время считали Землю плоской, как крышка стола; удивительно, что разум человека все-таки сумел узнать истинную форму Земли. Правда, для этого понадобились многие и многие тысячи лет.

Впервые идея устройства летательного аппарата, могущего подниматься вверх и совершать перелеты в желаемом направлении силою ракет, была высказана 1881 г. в проекте русского революционера Николая Ивановича Кибальчича.

Основы космонавтики заложил Циолковский Константин Эдуардович. Первым, кто попытался представить практическую сторону освоения космоса, стал скромный учитель. Гениальный русский ученый всю свою долгую жизнь отдал созданию науки о движении ракет и о межпланетных путешествиях. Он придумал многоступенчатую ракету, которая может преодолеть земное тяготение.

Цитата с экрана: «Земля - это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели». Циолковский К. Э.

Воспитатель: Сергей Павлович Королёв — советский учёный, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия. Основатель практической космонавтики. Даже не смотря на трудные времена, он по праву является отцом отечественной ракетно-космической техники, сделавшей наше государство передовой ракетно-космической державой.

С экрана:

4 октября 1957 впервые в истории человечества был запущен искусственный спутник Земли: сверхмощная ракета, преодолев земное тяготение, разогналась до скорости 8 км/с и стала обращаться вокруг Земли как самостоятельное небесное тело, после чего от нее отделился шарообразный спутник, наблюдать и принимать сигналы которого мог весь мир. Это был рубеж в истории человечества: первый период до спутника, второй — после спутника.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кто летал в космос до человека?

С экрана: Дорогу в космос Юрию Гагарину прокладывали. собаки. Околоземные орбиты были обжиты ими. Они гавкали на человечество с высоты.

Выяснять, как перенесет живое существо полет на ракете, Сергей Павлович Королев качестве подопытных взял собак: отечественные физиологи издавна использовали их для опытов, знали, как они себя ведут, понимали особенности строения организма. Кроме того, собаки не капризны, их легко тренировать.

Готовили Лайку к полёту очень трогательно. На Байконуре стояла поздняя осень, в кабине было довольно прохладно. Врачи протянули шланг с теплым воздухом от наземного кондиционера, чтобы собака не мерзла.

С экрана: 3 ноября 1957 года был запущен второй советский искусственный спутник Земли. На его борту находился первый космический путешественник — собака Лайка. Но она не вернулась…

С экрана: 19 августа 1960 года космический корабль «Восток» с собаками Белкой и Стрелкой на борту совершил суточный полет с возвращением на Землю. 9 марта 1961 года в космос ушла Чернушка. Собаке предстояло совершить один виток вокруг земли и вернуться – точная модель полета человека. Все прошло удачно.

25 марта стартовала Звездочка. И ей предстояло выполнить один оборот и приземлиться. Полет закончился возвращением.

Собаки свое отработали.

До старта человека в космос оставалось 18 дней.

Вот она - земля. Занимает полнеба и медленно поворачивается. Даже до сих пор вериться с трудом, что эта наша планета - снятая из космоса, а не кадры из фантастического фильма. Что бы так увидеть землю человечеству понадобились многие тысячелетия".

Воспитатель: Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетающего над океанами и странами, и люди этих стран повторяли «Гагарин», «Юрий». Земля узнала человека, проложившего дорогу к звездам. Простого обаятельного человека. Он стал героем всей земли. Так появилось слово космонавт. 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич.

Один виток вокруг земного шара. Один оборот, продолжавшийся 108 минут, но эти минуты положили начало тысячам часов, уже проведенных людьми в космосе; эти минуты развернутся в долгие годы межпланетных, а впоследствии, быть может, и межзвездных перелетов.

Игра «Что возьмем с собой в космос?»

Воспитатель: Ребята сейчас мы с вами поиграем в игру.

Перед вами разложены картинки с предметами. Нужно выбрать те предметы, которые понадобятся нам в космосе. Мне нужно 2 человека. Тот, кто правильно выберет картинки, тот и выиграл.

Космические загадки:

Предлагаю всем загадки.

Но подумайте, ребятки!

И подайте мне ответ

На космический секрет.

По тёмному небу рассыпан горошек

Цветной карамели из сахарной крошки,

И только тогда, когда утро настанет,

Вся карамель та внезапно растает.

(Звёзды)

Не месяц, не луна, не планета, не звезда,

По небу летает, самолеты обгоняет.

(Спутник)

В дверь, в окно. Стучать не будет,

А взойдет. И всех разбудит.

(Солнце)

Волчок, волчок,

Покажи другой бочок,

Другой бок не покажу,

Я привязанный хожу.

(Луна)

Физкультминутка:

Отдых наш - физкультминутка.

Занимай свои места.

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два! Раз и два!

Это кто шагает в ряд?

Это смена космонавтов-

наш космический отряд!

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки приподнимись,

А потом мы руки вниз.

Раз, два,

Три, четыре-

Вот летит ракета ввысь!

«Планеты»

Мы представим, что нас отправили в космос. Вы должны знать расположение планет.

Стихи с экрана:

По порядку все планеты

Назовё т любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Меркурий - самая близкая к Солнцу планета, поэтому Солнце на него светит и греет в 7 раз сильнее, чем на Землю. Меркурий - это царство пустынь. Одна его половина - горячая каменная пустыня, другая половина - ледяная пустыня, быть может, покрытая замерзшими газами.

Венера - вторая планета Солнечной системы, если считать от Солнца. Иногда ее называют "Сестра планеты Земля", потому что обе планеты похожи размерами, силой тяжести и составом. Планета полна тайн и загадок. Практически вся атмосфера планеты Венера вовлечена в один гигантский ураган. Природа этого явления также пока не ясна астрономам.

ЗЕМЛЯ, третья от Солнца большая планета Солнечной системы. Благодаря своим уникальным, быть может, единственным во Вселенной природным условиям, Земля стала местом, где возникла и получила развитие органическая жизнь.

Синяя планета круглая друзья…

Ведь Коперник – это утверждал не зря…

Говорил он людям, что Земля кругла…

Наша дорогая матушка Земля…

Ведь слоны не в силах Землю удержать…

Это всем сегодня, нужно нам понять…

Даже Кит огромный на своём боку…

Не удержит Землю, я всем докажу…

Наша вся планета с космоса видна

С неба видны горы небо и вода…

Видны все долины дивные луга…

Она так прекрасна с космоса друзья…

Полюблю я Землю, всей своей душой…

Дивную планету в космосе большом…

Пусть она приснится нам во сне с тобой…

Пусть она вдаль мчится в космосе ночном…

Марс - четвертая планета Солнечной системы. Планету в древности назвали в честь бога войны за свой кроваво-красный цвет, который сразу же бросается в глаза. Марс – первая после Земли планета Солнечной системы, к которой человек проявил особый интерес с надеждой, что там есть развитая внеземная жизнь. Вряд ли какая-нибудь планета вызвала у людей столько споров и дискуссий, как Марс.

Юпитер — пятая по удалению от Солнца и первая по величине планета Солнечной системы. Гигантская планета состоит преимущественно из газа и не имеет привычной нам твёрдой поверхности.

Сатурн — шестая по удалённости от Солнца планета. Сатурн — одна из пяти планет Солнечной системы, легко видимых невооруженным глазом с Земли.

У каждой планеты есть что-то своё,

Что ярче всего отличает её.

Сатурн непременно узнаешь в лицо –

Его окружает большое кольцо.

Оно не сплошное, из разных полос.

Учё ные вот как решили вопрос:

Когда-то давно там замёрзла вода,

И кольца Сатурна из снега и льда.

Уран — седьмая по удалённости от Солнца планета. Температура Урана зарегистрированная составляет – 224 С, что делает это тело самым холодным среди планет Солнечной системы.

Нептун — восьмая по удалённости от Солнца планета Солнечной системы. Нептун был назван в честь бога морей в римской мифологии.

Плутон— вторая по размерам карликовая планета Солнечной системы и десятое по величине небесное тело, обращающееся вокруг Солнца. Со дня своего открытия в 1930 и до 2006 года Плутон считался девятой планетой Солнечной системы. В 2006 году Плутон был добавлен к списку малых планет.

Воспитатель: Луна— единственный естественный спутник Земли.

Стихотворение с экрана:

Верный спутник, ночей украшенье,

Дополнительное освещенье.

Мы, конечно, признаться должны:

Было б скучно Земле без Луны

Воспитатель: Для всех нас космос является необъятным простором для путешествий и фантазий, в раннем детстве все мечтают его покорить и побывать на неизведанных уголках галактики, на той или иной планете, повидать другие цивилизации. Сейчас каждый из вас приблизится к своей фантазии. Вы можете взять по звезде и, подарив ей свое имя приклеить на звездное небо.

Публикации по теме:

«Солнечная система». Конспект интегрированного занятия в старшей группе Программное содержание : Образовательные задачи: Расширять и обобщать представления детей о Солнечной системе и планетах. Способствовать.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей 6–7 лет «Планеты Солнечной системы» Программное содержание:Расширять и обобщать представления детей о Солнечной системе. Способствовать развитию речевой активности. Обогащать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у дошкольников представлений о Солнечной системе
Опубликовано: 15 апреля 2015 в 14:24
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование у дошкольников представлений о Солнечной системе» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Королькова (УИ 293161) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД