Папки-передвижки

Педагогический совет  «Интеллектуально-творческая игра «Народная сказка в системе нравственного воспитания дошкольников»

Наталья Чайникова
Педагогический совет  «Интеллектуально-творческая игра «Народная сказка в системе нравственного воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель педсовета :

1. Активизация форм повышения квалификации педагогических работников дошкольного образовательного учреждения;

2. В непринужденной и игровой форме способствовать закреплению знаний педагогов и провести анализ профессиональной компетентности педагогов в области устного народного творчества, обычаев и традиций.

3. Установление эмоциональной, благоприятной обстановки в педагогическом коллективе и его сплочение.

Подготовительная работа:

Публикация «Педагогический совет  „Интеллектуально-творческая игра „Народная сказка в системе нравственного воспитания дошкольников“» размещена в разделах

Формируется аналитическая группа из трех-четырех человек. Именно эта группа педагогов будет заниматься подготовкой педсовета – интеллектуально- творческой игры. Заранее необходимо ознакомиться со сценарием педагогического совета, предугадать возможные трудности. Проводится тематическая проверка по теме: «Использование сказок на занятиях и в повседневной жизни».

В методическом кабинете организуется выставка методической литературы.

Повестка дня:

1. Вступительное слово старшего воспитателя.

2. Итоги тематической проверки «Использование сказок на занятиях и в повседневной жизни».

3. Интеллектуально-творческая игра.

- Знакомство с ходом и правилами игры.

- Проведение конкурсов.

4. Подведение итогов.

- Разгадывание кроссворда.

- Решение педсовета.

Выступление ст. воспитателя :

Трудно представить мир ребенка без сказки. Детство и сказка понятия неотделимые. Однажды придя к малышу, сказка остается с ним навсегда.

Педагогические ценности народной сказки сложились спонтанно, лучшие из них, передаваясь из уст в уста, отсортировывались временем. Время и есть показатель их педагогической значимости.

Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало его эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат совместных усилий.

Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие.

Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способных еще к абстрактному мышлению.

Забавность – сказок повышает интерес детей к ним.

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира.

Эти особенности сказок и позволяют использовать их при решении педагогических задач.

Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируются характер к миру, окружающим людям. Дети всех возрастов любят, когда им читают сказки. Неспешное выразительное чтение сказки взрослым доставляет дошкольникам массу удовольствий, заставляет работать воображение. Дети представляют себе героев, их действия, способы понять взаимоотношения персонажей. Необходимо читать сказки по несколько раз для того, чтобы дети постепенно усваивали сначала общую канву сюжета, потом более ясно им виделись детали эпизодов, затем четче обозначались особенности характера героев. В ходе основательного знакомства со сказкой выразительное чтение нужно сочетать с обыгрыванием отдельных эпизодов. Реплики, отдельные диалоги, импровизированные движения – все это может стать хорошей тренировочной базой для развития игровых умений.

Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми;

сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним ходить нельзя – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.

Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна – лягушка»); мудрость восхваляется («»Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил»); забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

Во всех сказках есть персонаж, который помогает положительному герою сохранить свои моральные ценности. Он помогает обращаться с животными, особенно с птицами. Он предупреждает о подстерегающих опасностях и снабжает средствами, необходимыми для того, чтобы встретить во все оружие. Часто задает вопросы: «Кто?», «Почему?», «Откуда?», «Куда?», для того чтобы вызвать рефлексию и мобилизовать моральные силы.

Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели. Красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими морально - положительными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек - это красная девица (умница, рукодельница, а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.

Педагоги делятся на две команды:

Для проведения игры приготовлен большой кубик с шестью цветными сторонами. Команды поочередно бросают кубик, определяя тему, по которой и будет задан вопрос

•Красный – отгадай сказку по пословице;

•Зеленый – соотнесение сказки и педагогической цели;

•Синий – русская народная игра (физ. минутка);

•Желтый – узнай по иллюстрации сказку;

•Оранжевый – импровизация

•Сиреневый – конкурс смекалистых

- Красный конкурс «Угадай-ка»

Ведущий предлагает послушать пословицы, и отгадать о какой сказке идет речь.

1 команда:

-Может и разбиться, может и свариться, ну, а если захотеть – в птицу превратиться. (Курочка Ряба)

2 команда:

-Новых друзей наживай, а старых не забывай; Доверяй, но проверяй. (Колобок)

1 команда:

-Страшись волка в овечьей шкуре. (Волк и семеро козлят)

2 команда:

-Чужого не надо, а своего не отдам (Бычок – смоляной бочок)

1 команда:

-На всякого хитреца довольно простоты; Битый не битого везет. (Лисичка – сестричка и серый волк)

2 команда:

-Мал золотник, да дорог. (Мальчик – с – пальчик)

1 команда:

-По труду и награда (Морозко)

2 команда:

-Конец – делу венец; Мала капля, а большое дело делает. (Репка)

1 команда:

-Сумел ошибиться, сумей и исправиться. (Гуси – лебеди)

2 команда:

-Кому солнце матушка, а кому – злая мачеха (Снегурочка)

- Зеленый конкурс «Сказка ложь, - да в ней намек»

Ведущий называет педагогическую цель произведения, игроки подбирают к ней сказки.

1. Ценность труда, как труд помогает сказочным героям решать сложные жизненные ситуации; Значение коллективного труда; Послушание; Уважение старших.

Теремок; Жихарка; Маша и медведь; Мужик и медведь; Крылатый, мохнатый, да масляный; Царевна – лягушка; Зимовье зверей; Золушка; Мороз Иванович; Семь Симеонов – семь работников; Гуси – лебеди; Колобок; Репка.

2. Мудрость. Хитрость. Находчивость. Смышленость. Дружба. Ответственность

Василиса Премудрая; Иван царевич и Серый волк; Царевна – лягушка; Конек – горбунок; Маша и медведь; Финист – ясный сокол; Теремок; Волк и семеро козлят.

- Синий конкурс «Веселье земли русской»

Проводится русская народная игра «Водяной»

Всем участникам предлагается встать в круг, не берясь за руки.

Водяной (ведущий) присаживается в центре круга с завязанными глазами. Участники идут по кругу друг за другом:

- Водяной, Водяной,

Что сидишь ты под водой?

Выйди хоть на чуточку,

На одну минуточку.

Выйди хоть на целый час.

Все равно не знаешь нас.

Затем Водяной подходит к одному из участников и, ощупывая его руками, пытается отгадать имя участника. Если угадал, то Водяным становится этот участник. (Игра повторяется несколько раз)

- Желтый конкурс «Знатоки сказок»

По условиям этого конкурса игроки должны угадать сказку по сюжету представленному на экране или прослушав отрывок из сказки в аудиозаписи (например, отрывок из мультфильма «Гуси лебеди» и т. д.)

- Оранжевый конкурс - импровизация

Участникам предлагается разыграть сюжет выбранной сказки без предварительной подготовки с минимум предложенных атрибутов ( например: полумаски, хвосты, и т. д., пояснить ее мораль на свой взгляд, связав с современной жизнью;

Сказки выбираются в «слепую»

Сказки : «Хвосты» (татарская народная сказка)

«Заюшкина избушка» (русская народная сказка)

- Сиреневый конкурс «Музыкальный»

Участникам загадываются загадки:

1. Как называется русский трехструнный щипковый инструмент? (Балалайка)

2. Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли)

3. Как называется самый популярный жанр русской народной песни? (Частушка)

4. Как называли человека, исполнявшего музыку на церковных колоколах? (Звонарь)

5. Назовите самый распространенный русский народный инструмент, имеющийся и сейчас во многих домах. (Деревянные ложки)

6. В лесу выросло,

Из лесу вынесли,

На руках плачет,

А на полу скачет. (Балалайка)

Организуется оркестр из участников игры: исполняются народные мелодии

Хотя педагогический совет проводится в форме игры – соревнования не выбирается жюри, не оценивается победитель – такой цели не ставится изначально, а вместо заключительной части педсовета, всем участникам предлагается решить «Сказочный кроссворд»

Решение педагогического совета :

1. Продолжить знакомить дошкольников с народным творчеством – сказкой, пересмотреть планирование по данному вопросу.

2. В каждой группе оформить папку – передвижку для родителей на тему: «Какие сказки читать детям»; «Сказка ложь, да в ней намек…».

3. Подготовить консультацию для родителей «Знакомим со сказкой».

4. Добавить в кукольные театрализованные уголки новые атрибуты по народным сказкам.

5. Провести консультацию для воспитателей на тему : «Не забывайте народные сказки»

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Игра как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый вид игры (дидактическая, строительная,.

Интеллектуально-творческая игра для воспитателей и родителей «В гармонии с природой» «В гармонии с природой». Ведущий. Сегодня у нас интеллектуально-творческая игра «В гармонии с природой». Участвуют воспитатели и родители.

Народная игра как средство поликультурного воспитания дошкольников Народная игра как средство поликультурного воспитания дошкольников Тепикина О. А., Воспитатель НДОУ Детский сад № 157 ОАО «РЖД» В докладе.

Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста .

Памятка «Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников»Памятка «Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников» Памятка «Сказка, как средство нравственного воспитания дошкольников» Составила: воспитатель Иванова А. Л. Заводоуковск, 2015 «Под влиянием.

План самообразования по теме «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» (старшая группа) План самообразования воспитателя МКДОУ «Верхнемамонский детский сад №1» на 2015- 2016 учебный год ФИО Овчинникова Людмила Алексеевна Тема:.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитанияСказка как средство духовно-нравственного воспитания В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.

Сказка — средство нравственного воспитания Нравственное воспитание дошкольников является одной из важнейших сторон общего развития. А именно с раннего возраста идет формирование и.

Народная культура-средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня и не может быть успешно решена без.

Консультация «Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников» Испокон веков семья была защитой и убежищем для подрастающего человека, местом, где он с младенчества впитывал основы родной культуры, обычаев,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический совет  «Интеллектуально-творческая игра «Народная сказка в системе нравственного воспитания дошкольников»
Опубликовано: 3 ноября 2015 в 12:05
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический совет  «Интеллектуально-творческая игра «Народная сказка в системе нравственного воспитания дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Чайникова (УИ 69861) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД