Антонина Уткина
Тесное взаимодействие педагога с семьёй как необходимое условие успешного воспитания ребёнка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕСНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Уткина Антонина Анатольевна
МБОУ «Начальная школа - детский сад № 44» г. Белгород
На сегодняшний день вопрос о взаимодействии педагога с родителями воспитанников остро встает перед каждым дошкольным образовательным учреждением. Причиной такого внимания к данной проблеме являются изменения в современных семьях, связанных с активным решением финансовых вопросов. Родители вынуждены много времени посвящать работе, тем самым неосознанно отстраняются от решения вопросов воспитания и личностного развития своих детей. Но в статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Поэтому основной задачей воспитателя является установление положительных взаимоотношений с родителями, разработка новых форм работы для повышения знаний о возрастных и индивидуальных особенностях развития детей, гармонизации детско-родительских отношений с целью привлечения внимания родителей к ребенку и информирования о последствиях неудовлетворенной потребности в ласки, внимании, заботе.
Публикация «Тесное взаимодействие педагога с семьёй как необходимое условие успешного воспитания ребёнка дошкольного возраста» размещена в разделах
Еще такие ученые в области семейного воспитания, как Т. А. Маркова, О. Л. Зверева, Е. П. Арнаутова, В. П. Дуброва, И. В. Лапицкая считали, что семья есть институт эмоциональных отношений. [3] Так как каждый ребенок, независимо от возраста, нуждается в любви не за хорошее или плохое поведение, а просто так. И как мы видим из опыта нашей работы, с каждым годом в детском саду увеличивается количество агрессивных детей, раздраженных, с проявлением жестокости, неумением оказывать поддержку, в связи со сменой ценностей в семье.
В своей работе, по взаимодействию с родителями, мы увидели, что традиционные формы работы на сегодняшний день не являются эффективными. Родительские собрания в виде лекций, беседы, консультации, стендовая информация направлены на просвещение родителей с целью повышения их педагогического образования. Но прослушанный материал воспитателя, прочитанный самостоятельно материал забывается, если его не применять на практике при непосредственном общении с детьми. Нехватка у родителей времени на закрепление полученных знаний и отработку умений и навыков, заставляют нас задуматься над вопросом: «Какие методы, формы работы необходимо использовать в работе с родителями, чтобы они стали активными участниками воспитательного процесса их детей?» Ответ на этот вопрос мы стараемся искать ежедневно, так как именно в семье закладываются основы воспитания, и от нее зависит, каким вырастет ребенок, и какие черты характера сформируют его личность.
Поэтому прежде чем делать родителей активными субъектами воспитательного процесса необходимо выстроить с ними доверительные отношения, для того чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. Сотрудничая с родителями, воспитатель должен донести до них мысль, что нужно любить своих детей, такими, какие они есть, а не сравнивать с другими, не предъявлять завышенные требования, не использовать авторитарный стиль воспитания; а познавать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их; быть эмоциональной поддержкой ребёнку. Также, поддерживая тесный контакт с семьей каждого ребенка, мы стараемся узнать особенности, привычки воспитанников и учитываем их при работе.
К наиболее эффективной форме общения родителей и воспитателя о деятельности ребенка в стенах детского сада является индивидуальная беседа в конце дня. Именно от того как педагог сообщает об успехах и трудностях детей, зависит качество и содержание родительской поддержки в воспитании и развитии ребенка.
Регулярно сообщая родителям даже о незначительных достижениях ребенка, показывая его поделки, обращая внимание на их достоинства, воспитатель приучает родителей следить за успехами ребенка, правильно реагировать на них.
А регулярное предоставление информации о содержании непосредственной образовательной деятельности и достижениях в ней детей, помогает родителям быть внимательными к их интеллектуальному развитию детей, осознать свою роль в этом процессе. [2]
В связи с тем, что без тесного взаимодействия педагогов с родителями невозможно создать положительный эмоциональный настрой родителей на совместную работу по воспитанию детей, мы решили перейти от традиционных форм работы к современным формам, ставя в центр внимания потребности родителей и детей.
В первую очередь, мы стремимся воспитательный процесс сделать свободным. Для этого каждый месяц мы приглашаем родителей на непосредственную образовательную деятельность в открытой форме, где родители являются не только пассивными зрителями, но и активными участниками, так как открытая познавательная деятельность состоит из двух этапов: работы с детьми и совместной работы детей и родителей. В процессе лепки, рисования, чтения рассказов, решения математических задач родители смотрят на детей другими глазами, а дети чувствуют единство с мамой и папой, что является залогом успешного развития гармонично развитой личности ребенка.
Также большую роль в работе с семьей играют родительские собрания в форме круглого стола за чашкой чая. [4] Такая форма работы является эффективной за счет неформальной обстановки, что помогает преодолеть барьеры, снизить напряжение, создать психологически комфортные условия для обсуждения вопросов воспитания детей. Помимо обсуждений круглый стол включает и практическую часть работы: выполнение упражнений, помогающих установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; активизировать и обогатить воспитательные умения родителей; поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Кроме того, активное участие родителей в подготовке к праздникам, совместная работа по изготовлению поделок, созданию предметно – развивающей среды, совместные экскурсии, также вовлекают родителей в воспитательный процесс детей. Это дает родителям возможность увидеть полный образ своего ребенка и правильно его воспринять посредством информации, которую невозможно получить в семье и которая оказывается неожиданной и интересной для них.
Таким образом, наш опыт работы по тесному взаимодействию с семьями воспитанников показал, что использование нетрадиционных активных форм работы помогает сделать родителей активными участниками воспитательного процесса, проявляющих искренний интерес к проблемам своих детей и поиску их решений. Также через доверительные отношения, взаимоуважение и взаимоподдержку родители чувствуют себя компетентными в воспитании детей, учатся выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. А это, на наш взгляд, является важным условием для успешного воспитания ребенка дошкольного возраста.
Литература
1. Доронова Т. Н. Вместе с семьей : пособие по взаимодействию ДОУ и родителей. - М. : Просвещение, 2005. - 190 с.
2. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. - С. 60.
3. Зверева О. Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи // Воспитатель ДОУ. – 2009. – № 4. – С. 74-83.
4. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие. - М. : Аркти, 2006. – 80 с.